Карен Шахназаров, режиссер: Кино проверяется только временем

Карен Шахназаров, режиссер: Кино проверяется только временем

Один из лучших российских режиссеров Карен Шахназаров представил в Туле свою новую работу, выдвинутую на премию «Оскар», –  «Белый тигр». Мистическая драма о природе войны была показана в Ясной Поляне. «Слободе» удалось побеседовать с мэтром.

Один из лучших российских режиссеров Карен Шахназаров представил в Туле свою новую работу, выдвинутую на премию «Оскар», –  «Белый тигр». Мистическая драма о природе войны была показана в Ясной Поляне. «Слободе» удалось побеседовать с мэтром.


Карен Шахназаров – режиссер с очаровательной улыбкой и гениальными
кинофильмами.

Сергей Гусев. Фото Андрея Варенкова.

К арен Шахназаров снимает не так часто, но каждый его новый фильм – событие. Последний на данный момент – «Белый тигр» – выдвинут на премию «Оскар» как лучшая иностранная картина. 25 ноября Карен Георгиевич лично представил эту работу в Ясной Поляне на суд тульских зрителей. Причем, по его словам, в Туле режиссер буквально попал с корабля на бал – только что приехал из Германии и Франции, где проходили Дни российской культуры.

Война в природе человека

– Карен Георгиевич, как в Германии восприняли Вашего «Белого тигра»?

 – С интересом и с определенным испугом. Но, во всяком случае, в Эссене фильм демонстрировался в очень большом кинотеатре, и зал был битком. Причем очень много немцев пришло.

– Сюжет фильма основан на мистических событиях. А во время съемок не происходило чего-то потустороннего?

– Может, не потустороннего, но экстремального – да. Была, например, сцена, где танк въезжает в дом. Танкисты сказали – пробьем легко, и не пробили. В результате танк потащил за собой целый кусок стены, и он рухнул в метре от операторской группы, которая стояла с другой стороны дома. Причем все это время ребята продолжали снимать, и в фильме остались эти кадры. Другой случай – мы взрывали движущиеся в атаке танки. Взрывали пиротехнически, но огонь-то настоящий. И тут выяснилось, что на ходу танки затягивают в себя пламя. В результате несколько машин загорелось изнутри. Потом уже мы были готовы к такому эффекту.

– Для вас как постановщика было много нового опыта во время съемок?

– Танковые бои в таком масштабе, наверное, мы первые попытались сделать в кинематографе, причем без всякой компьютерной графики. Но в реальности они происходят на большом расстоянии, для экрана это не очень впечатляюще. Надо было найти драматургию боя, который стал бы интересен зрительски.

– «Белый тигр» – история не столько о войне, сколько о природе войны, не так ли?

– Чем старше я становлюсь, тем больше меня занимает этот вопрос. Не могу сказать, что война противоестественна. Все проклинают ее, но войны идут постоянно и не прекращаются ни на секунду. Получается, они в самой природе человеческой.

«В Туле хотел снимать кино»

– Сейчас снимается продолжение Вашего фильма «Мы из джаза». А Вам самому не хотелось вернуться к какой-то из своих работ? Сделать, например, «Курьер-2»?

– Нет, я заканчиваю картину, она уходит и живет своей жизнью. Даже мыслями не возвращаюсь. Хотя вот сейчас, когда ехал в Тулу, вспомнил, что был здесь на выборе натуры для фильма «Город Зеро». 

– А что тогда не сложилось, почему отказались от Тулы?

– Уже не помню, чем именно. Но я смотрел ведь не с точки зрения нравится или не нравится, а как на место для съемок фильма. В результате снимал в Коломне.

– Что-то еще Вас связывает с Тулой?

– Довольно печальная история. У меня одиннадцать лет назад отец умер в Ясной Поляне. Поехал сюда на экскурсию, но ему стало плохо, и он скончался. Я приезжал сюда его забирать.

– Вы сами, кстати, часто бывали в Ясной?

– Нет, нечасто. Единственный раз, кажется, когда учился в школе. Хотя Льва Толстого я очень люблю, это мой любимый писатель.

«Оскар» и СССР

– «Белый тигр» выдвинут сейчас на премию «Оскар». Каково Ваше отношение к ней?

– Сегодня с этой премией надо считаться. Но я провел половину своей творческой жизни в СССР, где «Оскар» вообще не котировался. Надо просто понимать, что тогда был не только СССР, но и мир его сателлитов. Когда я сделал первую свою успешную картину – «Мы из джаза», у меня премьеры были сразу в Москве, Берлине, Варшаве, Праге. То есть пол-Европы плюс Азия. Психологически совсем другое ощущение у режиссера, когда ты понимаешь, что твои картины уходят на половину мира. Именно поэтому с таким удовольствием в то время на Московский кинофестиваль приезжали Феллини, Висконти и другие мировые звезды. Они понимали, что это возможность через Московский кинофестиваль попасть на огромный советский рынок. Соответственно наши, отечественные, премии были более престижны. Не лукавлю, когда меня первый раз отобрали на Каннский фестиваль, я ехал с мыслью: хорошо, удастся посмотреть Ниццу. Не потому, что я такой был. Мы все выросли в этом.

– Можно ли сказать, что сейчас «Оскар» – это вершина карьеры?

– Это каждый художник определяет для себя сам. Я делаю кино не для того, чтобы получать призы. У меня есть внутренняя потребность выразить таким образом какие-то свои мысли.

– Тем не менее в жюри различных фестивалей Вас приглашают часто.

– Сейчас уже отказываюсь, не езжу. Из всех фестивалей, в которых я участвовал, помню, может, одну-две картины, и все. Получается, я вообще ничего не видел за эти годы. Хотя это были крупные фестивали – Сан-Себастьян, Мангейм, Карловы Вары, Каир. И потом, картина может получить двадцать призов,  но ее никто не знает, и она умирает. Кино вообще устаревает очень быстро. Поэтому главный критерий для любого фильма – проверка временем.



Наша справка
«Белый тигр», 2012 год
Жанр: военная фантастика.
Режиссер: Карен Шахназаров.
Композиторы: Юрий Потеенко, Константин Шевелев.
Оператор: Александр Кузнецов.
В ролях: Алексей Вертков (на фото), Виталий Кищенко, Валерий Гришко, Александр Вахов и др.
Экранизация повести Ильи Бояшова «Танкист».

В моем понимании Лев Толстой – лучший писатель всех времен и народов. А роман «Анна Каренина» – вершина литературного мирового творчества. Ничего лучше не было написано и, подозреваю, не будет. Рассматривал когда-то идеи съемок «Казаков» или «Хаджи-Мурата». Но, на мой взгляд, у Толстого такой необыкновенный язык, которому невозможно найти адекватное отображение на экране.



Из досье «Слободы»

Карен Шахназаров

Родился 8 июля 1952 г. в Краснодаре.

Российский советский режиссер, сценарист, актер и продюсер. Заслуженный деятель искусств РФ (1997). Народный артист РФ (2002).

Карен Шахназаров стал знаменит после фильма «Мы из джаза». По опросу читателей журнала «Советский экран», эта работа в 1983 году была признана лучшим фильмом года. Снял также «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро», «Цареубийца», «Яды, или Всемирная история отравлений», «Всадник по имени Смерть» и др.

С 1998 года является генеральным директором киноконцерна «Мосфильм», с 2008 года – член попечительского совета Высшей школы телевидения МГУ.

В этом году режиссер отметил свое 60-летие.



 

27 ноября 2012, в 10:33
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день