1. Моя Слобода
  2. Новости
  3. Архив
  4. О прадедах наших замолвите слово! - Архив Тульских новостей - MySlo.ru
О прадедах наших замолвите слово!

О прадедах наших замолвите слово!

Читая письма, присланные в эту рубрику, часто удивляюсь: оказывается, совсем рядом с нами живет огромное количество замечательных людей! И это – не только герои публикаций, но и потомки, сумевшие сохранить о них память.

Читая письма, присланные в эту рубрику, часто удивляюсь: оказывается, совсем рядом с нами живет огромное количество замечательных людей! И это – не только герои публикаций, но и потомки, сумевшие сохранить о них память.


1939 год. Именно это фото послужило для Евгения Синькевича отправной точкой в расследовании судьбы прадеда Захара Тимофеева.

Елена Рябикова.
Фото из  семейных архивов туляков.

Мой прадед остался в 1944-м

На снимке, который я недавно нашел, – мужчина средних лет. Мама сказала, что это мой прадед Захар Тимофеев, пропавший без вести во время войны. После этого разговора я загорелся идеей установить его судьбу. Ходил по одним архивам, в другие рассылал запросы. Но выяснить удалось немного.

Зато я узнал, что моя прабабушка Екатерина Никифоровна родилась в деревне недалеко от Куликова поля. Родители насильно выдали ее замуж за нелюбимого человека. И однажды ночью Катя собрала свои вещи и сбежала в Москву. Работала кондуктором и водителем трамвая. Тут на исторической сцене появляется мой прадед Захар Тимофеевич Тимофеев. Отслужив шесть лет в столице участковым, он устраивается в то же самое трамвайное депо, знакомится с Екатериной. Влюбились и стали жить вместе. В 1936-м у них родился сын Сергей, а через три года – дочь Галина.

 Перед самой войной молодая семья уехала в поселок Новая Черепеть, под Суворов. Именно отсюда ушел Захар Тимофеевич защищать Родину, оставив на память то самое фото, что теперь лежит передо мной.

На этом сведения о прадеде, полученные из архивов, заканчивались. И тогда я написал в «Российскую газету» о том, что ищу любые сведения о Захаре Тимофеевиче Тимофееве. После этого из разных концов страны ко мне посыпались письма. Постепенно выяснилось, что 25 мая 1942 года Захар Тимофеев был призван в ряды Советской армии и отправлен из Суворова до ст. Тула в составе группы из 19 человек. Потом он попал в 34-й учебно-танковый полк г. Дзержинска Горьковской области. А 28 апреля 1943 года Захара Тимофеевича арестовали по 58-й статье (за антисоветскую пропаганду). Мне удалось заполучить уголовное дело, почти 70 лет пролежавшее в архивах КГБ. И оказалось, что арестовали прадеда совершенно беспочвенно! А дело было так.


21 июля 1943 г. Последнее письмо Захара Тимофеева.

…В начале войны прабабушка Катя, работая стрелочницей на станции Новая Черепеть, задержала диверсанта, пытавшегося устроить крушение шедшего на фронт эшелона с боевой техникой. За это ее наградили отрезом шерстяной ткани. А в октябре 1941 года немцы оккупировали станцию, организовали в местной школе штаб. «Деревенских» не трогали, правда, лишили их всего хозяйства, не оставив даже «общипанной курочки». По мнению трибунала, эти безобидные истории, рассказанные Захаром Тимофеевичем сослуживцам по учебно-танковому полку, являлись антисоветской пропагандой.

Прадеда допрашивали трижды с периодичностью около месяца. Сначала он отвергал все обвинения, пытался доказать, что не восхвалял немецкую армию и не вел антисоветских разговоров. Но следователь, видимо, был настойчив. На третьем допросе прадед согласился с обвинением, признал себя врагом народа и попросил немедленной отправки на фронт, «чтобы кровью искупить свою вину перед Родиной, перед своей женой и любимыми детками».

О своем аресте Захар Тимофеевич не сообщил семье, а в единственном письме (оно хранится в нашей семье) сухо упомянул, что находился в плохих условиях и потому не имел возможности написать раньше, обещал вернуться… Однако 13 марта 1944 года он умер в местах лишения свободы в Нижнем Новгороде, так и не побывав на фронте, куда он так стремился...

 Прабабушка Катя до последних дней своих не сняла с головы черного платка, но так и не поверила, что муж пропал без вести…

Прадеда реабилитировали в 1999 году. До сей поры мы ничего о нем не знали, теперь душа, что называется, на месте…

Евгений Синькевич.

За веру и Отечество!


1991 год. Протоиерей Сергий Зуев совершает молебен перед началом работ по восстановлению Успенского собора Тульского кремля.

Мы, дети и внуки, хотим рассказать о наших дедах, а их у нас четверо. Сначала прапрадедушка - Давид Харитонович Стельмах. Еще до революции он был бригадиром в артели, прокладывал дороги из брусчатки. Когда из Одессы в Николаев ехал царь Александр II, он поблагодарил деда и пожал ему руку, а мостовая на Пушкинской улице в Одессе цела до сих пор. Во время войны партизанил под Киевом, прожил до 98 лет.

Два его сына – наши прадеды. Старший – генерал-лейтенант Григорий Давидович Стельмах – во время войны был начальником штаба Юго-Западного фронта. Погиб под Сталинградом и похоронен в городе Калач. Его имя присвоено средней школе, а на площади установлен ему памятник.

Петр Давидович Стельмах - отец нашей бабушки, полковник. Более 20 лет был старшим преподавателем Академии им. Фрунзе в Москве. Преподавая, он экстерном закончил ещё Академию хим. войск им. Ворошилова и Академию бронетанковых войск им. Сталина. Во время войны был начальником штаба второй танковой дивизии, ранен, имеет ордена и медали. С 1943 года опять преподаватель Академии им. Фрунзе. Его портрет до сих пор висит в Знаменном зале академии среди выдающихся военачальников – выпускников этой академии и преподавателей.

Теперь о нашем дедушке Сергее Алексеевиче Зуеве. Он митрофорный протоиерей, благочинный, закончил семинарию и Духовную академию, кандидат богословских наук. Его стараниями в Туле и области восстановлено и отреставрировано несколько храмов – в честь иконы Казанской Божьей матери (Ефремов), святителя Николая (дер. Кочаки), во имя Рождества Богородицы (Николы на Ржавце). Дед руководил также восстановлением семейного некрополя Толстых, по просьбе Патриарха занимался возвращением в лоно Церкви Успенского собора Тульского кремля. За свои труды получил из рук Патриарха Алексия II патриарший крест и митру, удостоен ордена прп. Сергия Радонежского. Его заслуги перед Русской православной церковью были отмечены также двумя орденами Великого кн. Владимира, орденом св. Гроба Господня, орденом Великого кн. Даниила Московского.

 В своих проповедях дедушка призывал к милосердию, добру, любви к Отечеству. При этом он сам являл пример неутомимой и щедрой любви к людям, в частности, помогал Яснополянскому детскому дому, ряду благотворительных фондов.

…Несмотря на свою занятость, дедушка много времени уделял нам, детям и внукам. Все мы помним о нем и скорбим, что его нет с нами. Он умер 15 июня 1997 года, на Троицу, и похоронен на кладбище возле Никольского храма в Кочаках.

И хотя мы, внуки, имеем разные фамилии, мы – единая дружная семья, чтим память наших предков и стараемся не посрамить её.

Зуевы, Стельмахи, Лысиковы.


Друзья!

Мы ждем ваших семейных историй по адресу: Тула-26, а/я 1431 или на [email protected]

Ведущая рубрики
Елена Рябикова.

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

1 мая 2012, в 19:03
Другие статьи по темам
 

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.