Я сама!

Я сама!

Как воспитать в ребенке самостоятельность? Может, все-таки, это врожденное качество, как и лень?

Как воспитать в ребенке самостоятельность? Может, все-таки, это врожденное качество, как и лень?


«Сама испачкала, сама и вымою!» На фото тулячка Майя Белякова.

Елена Лебедева.
Фото Сергея Киреева.

Как формируется самостоятельность

В одной знакомой семье старший шестилетний мальчик с удовольствием позволяет себя одевать, а наведение им порядка в детской происходит, мягко говоря,  не слишком гладко. А у младшего, трехлетнего, любимое слово «сам»: он все делает сам – и кушает все  с десяти месяцев, и чистит зубы,  и моется, и полностью одевается, и легко убирает игрушки!

Каждая мама хочет, чтобы ребенок был самостоятельным. Какой смысл мы вкладываем в это понятие? Узко – это значит, что ребенок в состоянии привести себя и окружающее пространство в порядок, более широко – это умение руководить собой, занимать себя, нести ответственность за совершаемые поступки (выполнение поручений, уход за рыбками, легкий подъем в школу).

Психологи выделяют несколько этапов в развитии самостоятельности у детей – этап подражания, кризис трех лет с ключевой фразой «Я сам!», этап дошкольный (когда формируется понимание норм и правил). Но, как правило, и в деле воспитания самостоятельности применим индивидуальный подход – если ребенок не умеет заправлять кровать и без удовольствия умывается по утрам, но помогает накрывать на стол, ухаживает за своей обувью и может сам найти себе игру по душе, он вполне самостоятелен.

«Как взрослый»

Татьяна Семенова, психолог:

– Несомненно, ребенок подражает взрослым. Пока маленький – бессознательно, по мере взросления подражание становится более избирательным. И когда он видит, что все вокруг кушают сами, приводят в порядок игрушки, одеваются, у него возникает желание сделать так же.

Наверняка в каждой семье было такое: ребенок просит сам помыть посуду (приготовить салат, вымыть пол). Мы часто отказываем, представив, сколько потом за таким помощником надо будет убирать, перемывать полы, посуду! Но желание ребенка вам помочь быстро пройдет, если не будет подкреплено вашим одобрением. Делайте домашнюю работу вместе! Но если ребенок не видит порядка в доме, ему трудно будет наводить порядок в своей комнате. Не заставляйте ребенка что-то делать против его воли, старайтесь создавать такие ситуации, в которых малыш будет сам стараться вам помогать, зная, что его помощь важна!

Потребовать и повторить!

Мудрое правило «Повторенье – мать ученья» как нельзя лучше подходит, когда мы приучаем ребенка к самостоятельности. Механическое повторение рутинных дел изо дня в день приведет к тому, что выполнение этой работы станет легким и привычным процессом. И если вы хотите, чтобы ребенок заправлял кровать, приучайте его к этому не от случая к случаю, а ежедневно.

Согласитесь, мы почти всегда что-то требуем от детей – без этого не обойтись! Требования должны быть не абстрактными, а конкретными, понятными ребенку и, главное, выполнимыми. Если двухлетний малыш не может ровно сложить свою футболку, то, как ни требуй, он этого не сделает, пока не научится.

Советы родителям

  • Почаще хвалите ребенка за любое проявление самостоятельности.
  • Давайте ребенку несколько вариантов действия.
  • Давайте ребенку посильные поручения, пусть он будет ответственен за какое-то домашнее дело – это придаст ему ощущение своей важности.
  • Не делайте за ребенка то, что он умеет делать сам!

На заметку

Если пренебрегать воспитанием самостоятельности, можно вырастить инфантильного человека, который не сможет ничего сделать без вашего участия, или человека с «синдромом беспомощности» – это уже совсем запущенный случай, ребенку становится все равно, с чем играть и что делать.


Из читательской почты
Одно неосторожное слово, и ты самостоятельный!

Туляк Иван Николаев вспоминает забавный случай из своего детства. В один прекрасный день он сам решил заправить свою постель и, когда справился, решил позвать маму, чтобы она полюбовалась его работой. Только потом Ваня понял, что совершил непростительную ошибку, ведь мама сказала: «Молодец, сынок! Теперь ты будешь так делать каждый день!»

Конкурс!
Детская неожиданность

«Слобода» объявила конкурс детских перлов. Вот первые отклики от туляков:

Маша Блинова, Тула: 
> По радио поют песню на английском языке.
– Мама, послушай, по радио какие плохие слова говорят!
> Мама, а пушка – это такой зайчонок пушистый?

Ваня и Саша Лебедевы (6 лет и 3 года), Щекино:
> Саша кричит, ревет. Его брат Ваня говорит: «Мам, а я не такой, да?.. Я еще хуже!»
> Мама «сморкает» Сашу, когда он играет. Он упирается и говорит: «Я же тебя не сморкаю, когда ты суп варишь!»
> Ваня поет песню из мюзикла: «Я глупец, я слабак, утонувший во лжи!» И спрашивает: «Это что, река такая, Волжа?»
> Ваня поел и говорит: «Мам, после лапши мой живот начал как-то неудобничать!»

Женя Королева, Тула:
> Просит макароны с сыром: «Только я буду макароны с сыром крупного потера!»

Вика Воротынцева, Щекино:
> – Вика, надень тапки, ты же кашляешь!
 – А я и в тапках кашляю!

Ваш малыш тоже «выдает перлы»? Присылайте высказывания к нам в редакцию! Мы выберем лучшие и наградим победителей в конце апреля.


Дорогие родители!

У вас есть вопросы по воспитанию детей? Давайте вместе искать ответы! Звоните по телефону 23-55-99.

Корреспондент
Елена Лебедева.

21 марта 2012, в 11:02
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день