Нашла весьма интересную вещь. Буду рада узнать любую Вашу мысль по этому поводу. Тема уж очень актуальна и обсуждаема в интернете и в жизни....
Представление о том, что после смерти человек снова возвращается к земной жизни уже в новом теле — одно из самых древних и распространенных на Земле. Согласно опросам Института Гэллапа, идею реинкарнации разделяет большая часть населения планеты.
Так, еще святитель Епифаний Кипрский в своем ересиологическом сочинении «Панарион» упоминает среди ересей эллинских философов то, что «Пифагор… допускал переселение душ из одних тел в другие, даже в тела животных и диких зверей… Платон… также допускал переселение душ в тела даже до зверей».
И блаженный Феодорит Кирский пишет: «Пифагор баснословил о переселении душ, говоря, что переходят они не только в тела бессловесных, но и в растения. Этой же басни держался несколько и Платон. А Манес и прежде него злочестивый ряд так называемых гностиков, взяв это в повод себе, утверждали, что в этом состоит наказание… Но Церковь благочестивых гнушается этими и подобными им баснями и, следуя словам Божиим, верует, что воскреснут тела, с телами судимы будут души, жившие порочно подвергнутся мучению, а заботившиеся о добродетели сподобятся наград» [4].
Многие святые отцы упоминали идею о переселении душ и всегда порицали ее как заблуждение, несовместимое с христианской верой. Можно вспомнить здесь, в частности, святителя Иоанна Златоуста, который писал: «Что же касается до души, то языческие философы оставили учение о ней самое постыдное; говорили, что души человеческие делаются мухами, комарами, деревьями; утверждали, что сам Бог есть душа, и вымышляли многие другие нелепости… В Платоне ничего нет удивительного, кроме этого одного… В мнениях этого философа, если обнажишь их от прикрас в выражении, увидишь много мерзости, особенно когда он философствует о душе, без меры и превознося ее и унижая… Иногда он говорит, что душа причастна божескому существу; а иногда, возвысив ее так неумеренно и так нечестиво, оскорбляет ее другою крайностью, вводя ее в свиней и ослов, и в других животных, еще хуже» [5].
Литература:
1. «Закон Любви. Как жить по-православному». Иеромонах Серафим (Параманов), Артос Медиа, Москва, 2007.
2. «Ибо не воспринятое не уврачевано; но что соединилось с Богом, то и спасается». Святитель Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х томах. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Т.2. С. 49
3. Епископ Каллист (Уэр). Внутреннее Царство. Киев, 2003. С. 42
Приведу цитату из упомянутой нами книги иеромонаха Серафима
«Когда человек умирает, он становится участником великого таинства перехода из этой жизни, ограниченной временем, пространством, материей, - к жизни другой, нам, живущим, почти неведомой, за исключением некоторых несомненных свидетельств. Смерть есть – миг перехода. Для души жизнь не пресекается ни на мгновение, а тело остается в этом мире как залог воскресения. [1]
«Кто я? – воcпрошает святитель Григорий Богослов. – Откуда пришел в жизнь? И после того, как земля примет меня в свои недра, каким являюсь из восставшего праха? Где поставит меня великий Бог?.. – И продолжает: - смертным все трудно; все здешнее – смех, пух, тень, призрак, роса, дуновение, перо, пар, сон, волна, поток, след корабля, ветер, прах, круг, вечно кружащийся, возобновляющий все подобно прежнем и неподвижный».[2]
В этом, в этом вся тайна и богословие христианского перехода от земного сна к бодрствованию в Вечности. «Смерть ближе к нам, чем мы предполагаем. Смерть глубоко противоестественна, противна божественному замыслу, но тем не менее, и она – дар Божий. Смерть есть разлука, которая не разлучает… Все живое представляет собой ту или иную форму умирания, все время мы умираем. Но в этом повседневном опыте смерти за каждой смертью следует новое рождение: всякая смерть – это форма жизни. Жизнь и смерть не противоположны, не исключают одна другую, а переплетаются. Все человеческое существование – это смесь умирания и воскресения. [1]
«Нас почитают умершими, но вот, мы живы» (2 Кор. 6:9). Странствие наше по земле есть непрестанная пасха, непрестанный переход через смерть к новой жизни». [3]
Обратите внимание на очень тонко и осторожно переданную иеромонахом Серафимом связь между умиранием и возрождением - за каждой смертью следует новое рождение: всякая смерть – это форма жизни. Дана и ссылка на раннехристианского святителя Григория Богослова, известного упоминанием о реинкарнации в своих трудах. Официально - православие отвергает всякую идею о так называемой реинкарнации, т.е. возможным возрождением оставившей мертвое тело души в новом физическом облике. Тем не менее, внимательное прочтение приведенного выше отрывка заставляет усомниться по крайней мере в том, что сам автор (иеромонах Серафим) напрочь и категорически отвергает реинкарнацию-возрождение.
В раннем истианстве к реинкарнации относились вполне спокойно, на эту тему свободно высказывались богословы, ее обсуждали в самых разных христианских трудах. Некоторые родоначальники христианской церкви, такие как Климент Александрийский (150-220 гг. н.э.), Иустин Мученик (100- 165 гг. н.э.), св. Григорий Нисский (335-394 гг. н.э.) и другие - если и не приветствовали прямо идею реинкарнации в своих работах, то по крайне мере упоминали о ней как о вполне допустимом явлении, называя эту теорию «предсуществованием душ».
Наиболее откровенно в поддержку этой доктрины высказывался философ и богослов Ориген (185-254 гг. н.э.). Ориген полагал, что душа существует и до своего возрождения в теле. Более того, богослов Ориген крайне разражался, обсуждая Судный день и последующее воскресение мёртвых:
«Как можно восстановить мёртвые тела, каждая частица коих перешла во множество иных тел? - вопрошает Ориген. - Которому из тел принадлежат эти молекулы? Вот так люди погружаются в трясину несуразиц…».
А это уже, извините, с точки зрения христианских канонов - откровенная ересь. Ориген в свое время был очень известным и действительно значительным богословом, однако на поместном соборе Константинопольской церкви в 553 г. его идеи о «предсуществовании душ» были осуждены как еретические и несовместимые с христианством. Свою трактовку Оригена приводит и современный богослов - дьякон Андрей Кураев. Воистину порой непонятна позиция РПЦ, готовой для доказательства официальной точки зрения растолковывать и перетолковать мнение еретика, осужденного за свои воззрения христианским собором. Если уж это (по официальному мнению) ересь, то что тут перетолковывать? Объявить ересью и предать анафеме. Однако, не так просто это сделать с вольнодумцем, но - богословом.
Т.е. понятие реинкарнации мирно сосуществовало с христианством на протяжении почти пяти веков - и только потом было жестко отринуто и заклеймено собравшимися на съезд священниками. Кстати, на этом же соборе подвергли обструкции еще нескольких богословов по совершенно другим поводам. В этой связи приходит в голову весьма крамольная мысль – правила и каноны христианство не получило изначально, в готовом виде, а вырабатывало их самостоятельно и постепенно на протяжении веков, в том числе путем перевеса мнения большинства над меньшинством на соборах. Однако, мнение большинства вовсе не обязательно является единственно верным только потому, что так считает большинство.
Скорее всего, как раз Ориген-то и был прав. Но большинство священников на поместном соборе в 553 г. н.э. не прониклось его идеями. Если бы (волею случая) большинство поддержало Оригена, то и современное христианство (получается) признавало бы в той или иной степени теорию реинкарнации. Вот что значит - мнение большинства…(Суханов Валерий Юрьевич)