Преображение (греч. метаморфосис, лат. transfiguratio) – значит «превращение в другой вид», «изменение формы» (отсюда «метаморфозы»).
Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Спасителя. О нем рассказывают три евангелиста: Мф.17:1-13, Мк.9:2-13 и Лк.9:28-36. Праздник местно отмечался в Палестине с IV века, со времени, когда императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. На Востоке свидетельства о празднике относятся к V веку. Праздничные Слова о Преображении есть у Ефрема Сирина, Иоанна Златоустого (три Слова), Кирилла Александрийского и других.
В русской народной традиции Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом. Согласно Типикону в этот день освящается виноград нового урожая, а там, где его нет — яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой им природы.
Цель христианской жизни – обожение, соединение с Богом, когда в человеке главенствуют Божии качества: милосердие, любовь, доброе отношение к ближним. Христос показал нам путь следования, ведущий к блаженству вечному, по ту сторону могилы. Достигнуть его можно постоянным и деятельным преображением, то есть стремлением к изменению нашей жизни. Отбросив гнев, блуд, пьянство, леность и другие страсти, множество. Человек несовершенен в том состоянии, в каком он есть.
После Воскресения Господа нашего Иисуса Христа нам дается особый закон, и приносятся нами особые плоды. И надо очень хорошо знать, что же это за закон, какие плоды ждет от нас Господь. Тот закон, по которому мы соединяемся с Богом и живем как христиане, и те плоды, которые мы приносим Богу. Апостол Павел говорит нам и том и о другом. "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать... Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя." Такими удивительными словами, исполненными Духа Святого апостол наставляет нас.
Мы порой все размышляем, думаем иначе, и неправильно думаем, потому что когда у человека нет благодати, то его внутренний мир искажен. Он думает, что, так как он думает – только так правильно, что вокруг кто-то неправ. Он рассуждает с позиции своей поврежденной природы. В этом главная ошибка человека. Только тот, кто освятится, и будет носителем Духа Божия, может правильно воспринимать все в этом мире, может правильно рассуждать, мыслить, давать правильные советы, но чтобы это достигнуть, нужны годы непрестанной борьбы, молитвы, подвига. Если мы с вами это не совершаем, то тогда что мы можем судить о ком-то, что мы можем говорить о чем-то. Мы себя еще не познали. А когда человек стремится познать себя, то Господь открывает человеку его немощи, его страсти, и тогда человек понимает: Господи, вот это да, я думал я такой, я думал вот тот неправ, а на самом деле это мой внутренний мир неправильный. Мы хотим изменить этот мир, но мы его никогда не сможем изменить, мы можем изменить только себя с Божьей помощью. Если бы каждый человек направил все усилия на борьбу со своими страстями, то как бы изменился этот мир. Здесь на земле уже бы открылось Небесное. Люди бы по иному мыслили, по иному относились друг к другу. Почему происходят всякие нестроения, злобы распри, все недовольны чем-то. Потому что мы страстны и надо стремиться освободиться от этих пристрастий и будем просить особо Господа, будем особо молиться, будем больше прибегать к таинствам Церкви: Покаянию и Причащению Святых Христовых Тайн. Хотя как сказать больше, мы должны жить постоянно так, чтобы быть готовым исповедаться и причаститься где бы мы ни находились. Мы не знаем какой момент для нас может быть последней в жизни. А Господь говорит: в чем застану, в том тебя и буду судить.
Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Видим ли мы в себе плоды Духа Святого. Вот об этом нам надо позаботится прежде всего. Постоянно возвращаясь к этим словам апостола, и постоянно наблюдая за собой смогли ли мы хоть что-то исполнить. Именно благодаря этому экзамену для самих себя мы сможем сказать хотя бы отчасти есть ли в нас Святой Дух. Если мы чувствуем в себе благодатью Божией любовь к людям, любовь к ближним, даже оскорбляющим и унижающим нас, если мы чувствуем настоящую веру, а это бывает в нас – не часто, но бывает, если чувствуем благость, то есть доброе, хорошее, искреннее, заботливое отношение к людям, любовь, мир, радость о Боге, что бы ни происходило в нашей жизни, – то значит Дух Святой коснулся нашего сердца. Устраивая такое испытание своей души мы по опыту святых отцов и Церкви постепенно быть может сможем стяжать и смирение, хотя бы отчасти, сможем исправить наши пути, сможем исправить нашу душу, сможем по-настоящему начать исправлять себя. Пока у нас есть время для покаяния, пока мы можем исправить себя, Любовь Божественная будет действовать в нас.
И если будем жить так, то сможем преодолеть все жизненные трудности, все искушения плоти, все наветы диавола. Тогда наша молитва будет благоприятной, жизнь спокойной, смерть светлой.
Если мы преобразим наш внутренний мир, то и всё в нашей жизни преобразится. Чистый сердцем смотрит на мир без злобы и раздражения, сумеет принять правильное решение в любой ситуации. Потому что человек бывает счастлив не от того, что он обладает чем-то материальным, а от того, что его сердце ничто не гнетет. Сердце – это алтарь души, а алтарь надо посвящать только Богу. Если же в сердце будет Бог, а не греховные пожелания, то и в жизни будут свобода и радость, а не бесконечное томление от внутренней пустоты и пустая погоня за призраками земного счастья.