День добрый, дорогой мой читатель. После небольшого перерыва продолжим, пожалуй, наше маленькое путешествие по Москве Шехтеля и Булгакова.
На пересечении Трехпрудного и Мамонтовского переулков разместился маленький готический замок, который был построен для обедневшей королевской семьи из маленького европейского государства.
Скоропечатня «Товарищества
Левенсона».
Шел 1900 год… В те времена богатые московские промышленники соревновались меж собой в размахе строительства своих предприятий. Всех превзошел книгоиздатель Левенсон, заказавший «лучшему виньетисту» Шехтелю здание типографии .
Руководство Товарищества считало, что лучшую печатную продукцию негоже делать в неказистом, плохо оснащенном фабричном помещении.
«Он работал полушутя, жизнь в нем бурлила, как бурлит бутылка откупоренного шампанского…" — так говорили о Шехтеле его современники. И его творения — это выплеснувшаяся на московские улочки его неутомимая фантазийная мысль.
Резкие готические формы: башни, шпили смягчают плавные росчерки пера модерниста первопрестольной. Здание украшает особый «шрифт» кованых решеток и карнизов. По центру фасада высится увенчанная решеткой «русская» щипцовая двускатная крыша.
Видите, друзья, лепнину, в виде цветов чертополоха? Это национальный мотив французской Лотарингии.
Левенсон чрезвычайно любил свою «сказочную» книгопечатню.
Кстати, здесь увидели свет «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь" — первые сборники стихов Марины Цветаевой.
Скоропечатня находится по адресу Трехпрудный пер. 8.
А почти напротив высится дом с каким-то неописуемым балконом,
похожим то ли на гигантский фонарь.,
то ли на отпочковавшееся нечто каменно-кружевное. Мой мозг перегревается, когда я долго смотрю на него!
Трехпрудный пер., 9.
В этом доме жила Изабелла Юрьева…
Дом был построен в двадцатые годы прошлого века для кооператива «Творчество» на месте родового дома Цветаевых.
«…одноэтажный, деревянный, крашенный — сколько помню его, с 1897 года — коричневой краской, с семью высокими окнами, воротами, над которыми склонялся разлатый серебристый тополь», — писала сестра поэтессы Серебряного века Анастасия Цветаева.
«Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды
Грузные, в шесть этажей…" — вторила ей сама Марина Цветаева.
Такой он, тихий, богатый историей, Трехпрудный переулочек.
…
А теперь, уважаемый читатель, я приглашаю тебя на Спиридоновку к знаменитому «Дому с Горгульями», мимо которого мы прогуливались с Летним настроением холодной зимой .
Горгульи — посредники между небесами и землей,
укрощенное демоническое начало, немые псы, стерегущие своего хозяина от всяческого зла.
Будучи театральным художником-оформителем (а в театре ему с огромным удовольствием поручали сказочные сюжеты), Франц Шехтель переносит этот опыт в оформление особняков. Например, вот этот дом Саввы Морозова.
700 рисунков было сделано для этого готического замка!
Все, что он строил раньше, не шло ни в какое сравнение с домом текстильного короля России !
Сам Савва Тимофеевич, окончив Московский университет, отправился продолжать образование в Англию, где изучал мануфактурное производство в Манчестере и писал диссертацию в Кембридже. Там и был он был очарован английской готикой.
Шехтель в то время увлекался романтикой средневековья. Так взгляды заказчика и архитектора благополучно совпали и появился на свет красивейший дом в Москве .
И за это фантастическое здание Шехтелю присвоили звание… архитектурного техника! Вот так-то! Но благодаря этой дипломной работе, Шехтель получил официальное право проектировать и строить град престольный .
Сейчас здесь находится дом приемов МИД. Рассказывают, что однажды, густобровый Леонид Ильич принимал высоких гостей из ФРГ Канцлер Германии Вилли Брандт громко восторгался зданием и его интерьерами. Узнав, что архитектор немец, горделиво сказал: «Наш ведь человек!» После чего Брежнев резко изменил позицию к работам Шехтеля и стал ими во всеуслышание гордиться (а раньше такой архитектурный стиль называли упадническим…) Кстати, около этого дома встретилась нам экскурсионная группа из 6 человек. Прислушалась: гид очень толково рассказывал про особняк Морозова.
А вот и особая метка на стене, построенной вокруг дома с Горгульями -подсказка, что скоро, совсем скоро начнется Булгаковский фестиваль на Патриарших.
Поспешим найти собственный дом семьи Шехтелей, расположенный по Ермолаевскому переулку.
Он был построен на гонорар за «Дом с горгульями».
Стиль — псевдоготика.
Чехову Шехтель писал о семейном особняке: «…построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху, то ли за синагогу».
Савва Морозов посмеивался, бывало, себе в усы, мол, Шехтель из немцев, а размах-то предпочитает истинно русский!
Посмотрите, друзья, дом построен на манер аглицкого замка! Как и положено для модерна начала 20-го столетия, архитектурный сюжет раскручивается изнутри кнаружи и начинается с дубовой лестницы! В доме есть камин высотой в два человеческих роста.(Охотно верю, ибо в дом не попасть!)
Сейчас здесь посольство республики Уругвай.
Позже, Шехтель строит себе дом в силе ампир на Садовом кольце и переезжает туда .
Об этом я писала в предыдущем блоге.
В 1914 году, в разгар войны с Германией, в России начали преследовать немцев. Шехтель, в целях ли личной безопасности, перешел из католичества в православие и превратился из Франца Альберта в… Федора Осиповича.
В годы Советской власти семью Федора Осиповича выгнали из собственного особняка, и он с семьей был вынужден в ютиться в коммуналках. Гонимый Советами, он все же старался всячески быть полезным. За гроши преподавал в Строгановке и ВХУТЕМАСе, учил архитектуре студентов Горной академии. Дабы выжить, распродавал буквально за копейки свою коллекцию картин и драгоценностей, а также книги из своей знаменитой библиотеки. В 1918 году особняк на Большой Садовой был национализирован, Ф. О. Шехтель с семьей был выселен и последние годы жизни провел в коммуналках. В письме русскому книгоиздателю и просветителю И. Д. Сытину архитектор писал: «Я строил всем — Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим».
…
А мы спешим на Патриаршие пруды,
где рядом с памятником Ивану Андреевичу Крылову
и героям его басен
вот-вот начнется концерт для альта и скрипки
на мотивы диаволиады моих любимейших писателей Михаила Булгакова и Владимира Орлова.
Пока идут волнительные приготовления и музыканты настраивают инструменты, можно выбрать себе какую-нибудь хорошую (и непременно добрую!!!) книгу.
Ответь мне, любезный мой читатель, знаком ли ты с «Мастером и Маргаритой»? И я, почти наверняка, знаю, что получу утвердительный ответ.
А кто такой альтист Данилов?
Если вы не из поколения «восьмидесятников», то, возможно, вы и не знаете ответ на этот вопрос.
«Альтист Данилов» — это роман писателя Владимира Орлова про дьявола-человека, живущего в Останкино, обожающего человеческую жизнь, влюбленного в простую земную женщину Наташу,
играющего на альте в театральном оркестре.
Инструмент у него непростой, а от Альбани! А голос у альта «мягкий, густой и добрый», как у близкого друга! Но будучи, одновременно, и демоном, Данилов не отказывает себе в удовольствии немного полетать над нашей грешной планеткой… Или вступить в сражение со свинцовой тучей из Лапландии.
«Данилов набрал высоту, отстегнул ремни и закурил. Курил он в редких случаях. Нынешний случай был самый редкий. Под ним, подчиняясь вращению Земли, плыло Останкино, и серая башня, похожая на шампур с тремя ломтиками шашлыка, утончаясь от напряжения, тянулась к Данилову».
Отрывки из «Альтиста» читали известные актеры — Елена Морозова, актриса кино и электротеатра Станиславского, яркая и экспансивная с пронзительным резким голосом и Народного артист России, Андрей Смоляков, невероятно обаятельный и интеллигентный. Cоло на альте — Сергей Поплавский.
…"А потом звучали завораживающие строки из «Мастера » :
«Невидима и свободна! Невидима и свободна! Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок с покосившейся дверью нефтелавки, где кружками продают керосин и жидкость от паразитов во флаконах, она перерезала в одно мгновение…"
И внось и вновь воздух над Патриаршими разрезал неуспокоенный звук альта в дуэте с удивительно женственной скрипкой.
Козье болото Патриаршие пруды накрыла плотная густая прохлада. И казалось, что сам Михаил Афанасьевич присел на тонкий черный стул и внимает голосу струнных…