День Жён-мироносиц или Бабья братчина

День Жён-мироносиц или Бабья братчина

4 мая 2014 года

День наступил, зажглась денница,

Лик мертвой степи заалел;

Заснул шакал, проснулась птица...

Пришли взглянуть — гроб опустел!..

И мироносицы бежали Поведать чудо из чудес:

Что нет Его, чтобы искали!

Сказал: «Воскресну!» — и воскрес! «Воскрес!»

К.Случевский

     Христианская вера создала один и величайших праздников, посвященных женщине - День святых жен-мироносиц. Его отмечают как женский христианский праздник. В этот день принято отправиться в своих воспоминаниях на две тысячи лет назад, когда произошло воскресение Господне. Именно женщины, принимавшиеся Спасителя в своих домах, последовали за ним и на Голгофу. Только они и увидели страдания за людские грехи.

     С миром в руках они в предрассветный час Великого Воскресенья направились к пещере, где покоилось тело Иисуса, чтобы миром помазать тело (требование иудейской религии). Тогда они первыми и узнали, что не следует «искать живого среди мертвых». Великая весть о воскрешении была отдана в женские уста. Евангелисты побоялись вложить слова в радостной вести: «Христос воскресе!», – мужчине. Мужчина не мог сказать что-нибудь неправильное, его перестанут воспринимать в серьез, а женщине можно.

     С радостной вестью о том, что есть Царствие Господне, куда попадут «блаженные духом», жены-мироносицы делились со всеми знакомыми и незнакомыми людьми. Их восторг и радость от известия о чуде Великого Спасения Господа передавался от дома к дому, от улицы к улице, от города к городу. Эти женщины вошли в  и литургические тексты под общим именованием жен-мироносиц.

     Традиционно День Жён-мироносиц отмечается в пятнадцатый день (третье воскресенье) начиная с Пасхи (Великодня). На Руси в Маргоски женщины кумились, и, хотя они считались в этот день «именинницами», празднования, как правило, ограничивались женским кругом, мужчины в него допускались лишь в некоторых местностях. В этот день было принято женщинам приходить на церковную службу, и, подходя к кресту после обедни, подавать священнику крашеное яйцо.

В разных местностях этот праздник было принято отмечать по-разному.

Объединяющими всегда оставались два элемента – преимущественное участие женщин и наличие обрядового блюда – яичницы.

     Так, в Беларуси женщины просто приходили в поле, чтобы съесть принесенную с собой яичницу и вслух произнести заговор на то, чтобы урожай льна был обильным. 

     Русские крестьяне этот день почитали за бабий праздник, когда все женщины — именинницы. Поэтому его называли бабьей братчиной.

     В разных областях праздник называли по-разному: бабьей неделей (Кологривский уезд Костромской губернии), в Курске и Смоленске название — маргоскимаргошенье, которое, по-видимому, связано с диалектным словом маргосить (псков., твер.) в значении умильничать, кокетничать.

     На Руси в разных местностях этот праздник отмечали более сложными действиями. Заранее одна или несколько женщин обходили деревню, чтобы собрать яйца и другие продукты для будущего угощения. Иногда к месту празднования полагалось приходить со своей едой, как правило, обязательно было принести пару сырых яиц, несколько крашеных и печеных, причем красили яйца специально. 


     Трапезе предшествовал обряд кумовства: по очереди женщины снимали нательный крест и вешали его на ветку дерева. После этого к кресту подходила следующая, и, поцеловав, забирала себе, а свой вешала на его место. Таким образом, все жительницы деревни становились «кумушками» до следующего женского праздника (Духова дня). Примечательно, что в обряде участвовали и совсем молоденькие девочки-подростки, и девушки, а также замужние и пожилые женщины. После этого начинали петь обрядовые песни, девочки собирали хворост и разводили огонь, а три женщины на костре жарили яичницу, которую затем все вместе съедали, запивая квасом. Каждая рюмка кваса сопровождалась пожеланиями: девочкам желали подрасти и похорошеть, девушкам – выйти замуж, замужним женщинам – родить сына.

     В некоторых местностях во время трапезы допускалось присутствие мужчин, которые должны были принести с собой сладкое угощение и водку. После застолья девушки и парни гуляли парами, обнявшись, и родители им не препятствовали. Празднование заканчивалось, как правило, на закате, хотя иногда гуляния продолжались всю ночь.

     На Вятке же этот праздник считался праздником исключительно для тех женщин, которые не против поучаствовать в разгульной пирушке. Девушки туда не допускались, и замужние женщины также старались от него уклониться. Весь обряд сводится к варке пива и распитию его и водки во время трапезы, приготовленной вскладчину. Заканчивался вечер плясками.

     В современных деревнях мало кто помнит о том, как предписывали отмечать этот праздник обычаи, и о самом празднике чаще всего напоминает лишь церковный календарь.

   Некоторые современные теологи склонны называть церковный День жен-мироносиц христианским аналогом Восьмого марта. Однако народное значение праздника значительно отличается и от церковного понимания, и от того смысла, который вкладывается в Международный женский день. 

С наступающим праздником, дорогие Дамы!

А так же с праздником нас, Дам с MySlo

Автор: RIO, 30 апреля 2014, в 14:20 +9
Ежегодные соревнования среди школьников
Ежегодные соревнования среди школьников
Самоделкины
Самоделкины