1. Моя Слобода
  2. Блоги
  3. Блоги
  4. Народный журналист
  5. «Я считаю, что это целая культура и ее нельзя оставлять»: репортаж с квартирника Алексея Расчетова - Блог «Народный журналист» – Фотогалерея, фото 5 - MySlo.ru
  6. «Я считаю, что это целая культура и ее нельзя оставлять»: репортаж с квартирника Алексея Расчетова - Блог «Народный журналист» – Фотогалерея, фото 5 - MySlo.ru
  7. «Я считаю, что это целая культура и ее нельзя оставлять»: репортаж с квартирника Алексея Расчетова - Блог «Народный журналист» – Фотогалерея, фото 5 - MySlo.ru
«Я считаю, что это целая культура и ее нельзя оставлять»: репортаж с квартирника Алексея Расчетова

«Я считаю, что это целая культура и ее нельзя оставлять»: репортаж с квартирника Алексея Расчетова

Алексей Расчетов — лидер московской группы «Nебо пополам». Автор лирических и эксцентричных песен, в которых рок-музыка слита с нежностью стихов. Перу Алексея принадлежат не только песни для исполнения в группе и под гитару: еще он выпускает сборники стихотворений. Например, в 2021 году он выпустил «Крымуары», где выразил свою любовь к Крыму и Байкалу. У него готовится большой концерт группы в Москве 26 апреля, однако чаще всего Алексей выступает сольно на камерных площадках. Сейчас у него проходят своего рода «гастроли» по «квартирам» разных городов России: в Калуге, Кирове, Рыбинске, Ярославле, Санкт-Петербурге, и, конечно же, в нашей родной Туле.

Мы побывали на мероприятии Алексея Расчетова 24 марта в Туле. «Хулигански талантливый вечер» — как сказала организатор Марина Ковсман. Он оставил после себя немало впечатлений, и мы хотим поделиться ими с вами, дорогие читатели.

Мы заходим, пролетаем через несколько комнат и оказываемся на балконе. Расчетов сидит на домашнем стуле с гитарой в руках на фоне белой стены с расклеенными афишами.  Рядом на столе стоит маленькая елочка с гирляндой, создающая новогоднюю атмосферу почему-то в конце марта. Об этом даже гости вечера обменялись парой шуточек. Прямо перед Алексеем в своеобразном зрительном зале сидит его аудитория. Для такого камерного пространства людей много, балкон был действительно забит. 

И тут начинается магия. Люди потихоньку умолкают, Алексей закрывает глаза и начинает петь свои песни. Невольно поворачиваясь, смотришь в глаза людям и видишь искорки, спокойствие и легкость.  

Первый акт проходит на одном дыхании: Алексей открыто общается с гостями, поет где-то душевные лирические песни, где-то ироничные, с острым социальным подтекстом. Люди смеются, шумят, подпевают артисту, аплодируют, одним словом, наслаждаются действием.

Объявляется антракт! Зрители выходят с балкона и направляются к столу с закусками и напитками. А пока люди разговаривают друг с другом, едят, отдыхают и шутят, мы ловим пару человек, чтобы они поделились с нами своими впечатлениями.

Милая девушка Евгения:

— Все просто потрясающе! Я никогда не была на квартирниках, мне было очень интересно посмотреть.

Омара Даниэль:

— Алексей мне очень близкий друг. Мне очень нравится его манера исполнения. Он делает из гитары что-то более грандиозное! Звук очень уникальный!

Омара Даниэль оказался не просто случайным гостем вечера. Это безусловно талантливый молодой человек, студент ТулГУ, который дает и собственные музыкальные концерты. А началась его деятельность именно благодаря Расчетову. Как рассказывает нам Даниэль, 4 года назад он побывал на квартирнике Алексея и был поражен его талантливым исполнением. Он по-настоящему вдохновил Даниэля на поиск уникального гитарного звука.

После антракта, когда зрители уже соскучились по живым звукам гитары, концерт продолжился. Однако начинал второй акт уже не Алексей. Омара Даниэль исполнил несколько песен на английском языке, а зрительницы по очереди подходили к поющему Даниэлю и мило танцевали. Главный же музыкант вечера сидел справа от него и очень довольно слушал. Такой неформальный, непреднамеренный ход еще больше влюбляет в атмосферу квартирника, западая в самое сердце.

Конечно же потом они меняются местами, возвращая все на круги своя. Оглушительными аплодисментами люди благодарно провожают Даниэля и тепло встречают Алексея. Артист берет в руки гитару, и мы опять возвращаемся в атмосферу «хулиганской» музыки. Алексей решил, что петь должны все! «Здравствуй, милая» -— эти строчки мы подпеваем всем зрительным залом.

И вдруг совершенно магическим образом, не иначе, среди действия появляется два кота-сфинкса и тут же становятся любимчиками вечера. Они неожиданно для всех ворвались в интерактив, так что казалось, что слова «Здравствуй, милая!» были адресованы именно им.

Аплодисменты, объятия и громкие крики благодарностей. Так гости провожают Алексея из «концертного зала». Все вваливаются в другую комнату и начинают делиться своими эмоциями, радостно подбегают к музыканту и фотографируются.

Мы крадем Алексея из толпы, чтобы задать ему несколько вопросов о его музыкальном, литературном творчестве, о его вдохновении и о планах на будущее.

— Расскажите о своем детстве: с ранних лет увлеклись музыкой? Или это пришло в более осознанном возрасте?

- Я поздно увлекся музыкой. В детстве где-то с 15 лет начал играть во дворе на гитаре. Люди собирались вокруг меня, и тогда я понял, что, наверное, это им нравится.

А первый альбом в аранжировке, над которым мы работали с «Nebом Пополам», был записан ближе к 30 годам. Этот альбом и был для нас успехом. Мы записали в хорошем качестве 12 песен. И мы поняли, что мы можем продолжать двигаться дальше и давать концерты».

— У вас есть кумир? Кто был вашим «вдохновителем»?

- Сначала я слушал русский рок, как и многие из музыкантов. Это была группа «Кино», «Чиж & Co», «Чайф», «Сплин».

Потом я открыл для себя брит-рок[1] и начал слушать его и гранж[2]: группы «Nirvana», «Blur», «Oasis», «Radiohead».

В конце концов я понял, что вообще никого не надо слушать. Чтоб не сдирать ничью музыку, не повторяться, нужно быть оригинальным.

— Мечтаете ли вы о славе, подобной Цою, Высоцкому, которые, кстати, как и вы, выступали на квартирниках?

- Если она случится, я не буду против. Есть цели увеличивать масштабы аудитории. Мы уже собрали «Шестнадцать Тонн»[3], планируем и дальше заполнять большие клубы, Stadium[4] и т.д. Все к этому движется, все идет вперед и вверх.

— Почему чаще всего вы выступаете именно на квартирниках?

- Квартирники — это один из форматов, который органично подходит под акустическую гитару. На них начинали Цой, БГ[5]. Я считаю, что это (квартирники) целая культура и ее нельзя оставлять.

— Как вы воспринимаете собственный стиль? Это авторская песня, рок-поэзия, лирическая баллада?

- Если в группе («Nebо Пополам»), то это поп-рок. Под гитару — скорее всего, это просто стихи под музыку. Но хочу оговориться, что стихи, которые я издаю в сборниках — это одно. А те, что потом входят в песни — это другое, уже не совсем поэзия. Скорее другая культура.

— Что вам больше по душе: глубокие лирические или «хулиганские» песни?

- Отдаю предпочтение тому, что сейчас прет. Хочется лирическую песню написать — пишу лирическую. Хочется трешак — пишу трешак. Все, что идет из души, надо записывать. Появляется «хулиганская» — записываю и стараюсь сразу ее в аранжировке сделать. Поэтому я не причисляю себя к какому-то одному формату или стилю. Как говорится, если выдернешь волос, то не вставишь назад.

— После вашего выступления вы сказали, что хотите выпустить новый остросатирический альбом.  Расскажите о нем.

- Когда наберется нужное количество песен, десять-двенадцать, я его издам. Пока в проекте. В основном это будут иронические, местами смешные песни, где-то с матом.

В моем понимании, иногда мат для лучшего выражения эмоции должен присутствовать даже в речи. А в песнях тем паче. Главное не переборщить. Это должно быть как приправа, а не как превалирующий фактор.

 

— Летом 2021 года вы выпустили сборник стихотворений «Крымуары». Как зародилась идея создания?

- Просто появлялись новые стихи. Набирается какое-то количество текстов, которые, как потом понимаешь, не станут песнями. В стол их тоже не положишь, поэтому из них составляешь сборник. «Крымуары» — это уже третья книга из таких стихов: я их собираю, комплектую, и издаю книги. Это естественный процесс.

 

— Есть ли у вас идеи для нового сборника?

- Сейчас пишется четвертая книга. Она будет называться «Мгновечность». И хочется сделать ее страниц на сто. На каждой будет по стиху. В данный момент уже пол книги написано.

 

— Вы пишите стихи и песни, но кем вы себя больше считаете? Поэтом или музыкантом?

- Я в принципе не могу себя поэтом назвать. Читая Бродского и Пастернака, понимаешь, какой ты вообще поэт. Это словоблудие, которое, скорее всего, многим нравится.

Что происходит в песнях? Могу сказать, что там поэзия иногда даже мешает. Если ты делаешь упор на нее, то получается «белый снег, серый лед». Против Цоя ничего не имею, но это классический русский рок: четыре строфы, четыре строки, четыре аккорда. В условиях нынешнего времени мне кажется, что должен победить брит-рок, а у них поэзия и рифма второстепенна.

 

— Помимо продажи книг, вы еще занимаетесь выпуском собственного мерча. Как появилась такая идея?

- Когда наступила эра интернета, стало сложнее монетизировать свое творчество. Диски уже плохо продавались на концертах, потому что людям их стало не на чем проигрывать. Какой вариант? Флешки продавать? Лично я стал издавать книжки со своими стихами, позже выпустил мерч, который люди действительно могли бы носить. Все это условия нынешнего времени.

 

— Почему «Nebо Пополам»? Как зародилось такое название?

- История совершенно простая. Мы как-то давно, лет 15 назад, участвовали в своем первом фестивале. У нас была группа без названия, но с каким-то мы же должны были выйти. Мы написали в гримерке пять-шесть вариантов и методом голосования выбрали «Nebо Пополам». С этим названием и вышли на сцену.

 

— Почему вы редко выступаете группой?

- Группой мы много не гастролируем, потому что все заняты на других проектах. И у нас нет вектора делать большой тур, потому что такие крупные города как Москва или Питер слишком закормлены концертами, у них и так изобилие.

С «Nebом Пополам» даем два больших концерта в год, весной и осенью. А сольно, в акустике, выступаю летом и зимой.

 

— Есть ли у вас музыкальное образование?

- Нет, у меня высшее образование экономиста. Не знаю, зачем оно мне. Даже не знаю, где сейчас мой диплом.

А по поводу музыки, я учился два года на баяне и два года на классической гитаре. Но, получается так, что только начал, но не закончил. Оказалось, этого мне вполне достаточно, чтобы писать песни.

Многих, кто закончили музыкальную школу, загнали в рамки, и они песни перестали писать.

 

— В одном из интервью вы высказались, что «песни должны что-то нести людям и как-то менять уклад их жизни». Отсюда и вопрос: не сложно ли «служить людям»? Вы чувствуете отдачу?

- По-разному бывает. Вопрос стоит ребром: в моей картине мира, если тебе дали что-то, что ты можешь нести людям, сложно не сложно, но ты должен это донести.

Если тебе дали талант, то ты должен его реализовать. Если у тебя есть сверхспособность, то ты должен ее использовать. Иначе у тебя все отнимут. Это стандартная схема не только в музыке, но и в любом творчестве.

 

— А вам дали этот талант или вы создали его?

- Я так понял, что в какой-то момент он во мне родился. Появилась ярко выраженная потребность писать стихи. Что-то во мне начало кипеть, почувствовал избыточный потенциал, который нужно было выразить на бумаге. Потом захотелось взять в руки гитару и положить стихи на музыку. То есть когда мне его (талант) дали, я его развил.

Насладившиеся атмосферой квартирника, лирической и «хулиганской» музыкой, мы прощаемся с гостями и с Алексеем. Из такого классного места трудно уходить, и очень хочется остаться послушать хорошие песни, поговорить с интересными людьми. В Туле мероприятия подобного формата обычно организует группа журналистов, в том числе Алексей Анкин и Марина Ковсман. Мы обязательно будем ждать следующего музыкального вечера! Советуем всем, кто никогда не бывал на квартирниках, обязательно посетить такой формат!

Мы хотим пожелать Алексею Расчетову никогда не останавливаться и идти только вперед и вверх! Побольше вдохновения, чтобы любители творчества поскорее увидели и оценили новый «хулиганский» альбом и сборник стихотворений «Мгновечность».

Студентки кафедры журналистики ТулГУ 3 курса. Альбина Власова — текст, Евгения Маслич — фото. Репортаж был подготовлен в рамках проекта #Тулапресскультурабезафиш. 

 

[1]  Брит-рок — жанр рок-музыки, появившийся на музыкальной сцене Великобритании в 90-е годы, главной чертой которого было возрождение доминировавшего гитарного стиля поп-музыки 60-х годов.

[2] Гранж — это поджанр альтернативного рока, стиль музыки с сильно перегруженным звучанием гитары, со сменой ритма с быстрого на медленный и наоборот, иногда с использованием электрогитары.

[3] Клуб «Шестнадцать Тонн» в Москве, который специализируется на выступлениях гитарных групп. В нем дебютировали такие известные группы как Би-2, Аквариум, Сплин и т.д.

[4] VK Stadium — это одна из самых больших площадок Москвы, способная комфортно разместить до 7 000 гостей

[5] Борис Гребенщиков — советский и российский поэт, музыкант, композитор, певец, гитарист. Основатель рок-группы «Аквариум»

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

28 марта 2023, в 12:21 +6

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Туристический сезон-2023 открыт)) Першино или Миссисипи?
Туристический сезон-2023 открыт)) Першино или Миссисипи?
Мусорная реформа в Туле-2019. Что изменилось? Где обещанные мусороперерабатывающие заводы?
Мусорная реформа в Туле-2019. Что изменилось? Где обещанные мусороперерабатывающие заводы?