Антон Файнштейн – автор музыки, лауреат многочисленных композиторских конкурсов и студент СПбГЭУ родом из Тулы. В интервью с ним мы поговорили о процессе создания инструментальной музыки в современном мире, барочном стиле и трудностях при написании оперы.
Ты – студент факультета управления и параллельно учишься в музыкальной школе, пишешь музыку. Как находишь баланс между довольно разными видами деятельности?
На самом деле, это не просто, но я знал, на что подписываюсь. Когда только поступал в музыкальную школу, меня предупредили, что срок обучения составит пять лет. А было это в девятом классе. Сейчас учёба в приоритете, свободное же время отдаю музыке. Такое распределение, конечно, сказывается на качестве исполнения и скорости написания произведений. Но иногда бывает, что на меня нахлынет вдохновение: тогда могу пропустить день в университете и продуктивно поработать дома. Не знаю, хороший ли это пример, но я справляюсь так.
Почему решил поступить именно на факультет управления?
Я изначально собирался поступать на управленческую специальность. Летом 2022 года, когда выбирал, куда подавать заявление, пошел на менеджмент. Это направление показалось мне наиболее интересным в плане перспектив развития и доходов. Знакомые преподаватели из музыкальной школы удивились, что я не пошёл в музыку. Вообще, моя специальность – финансовый менеджмент и управление инвестициями – даёт возможность впоследствии заниматься разными видами деятельности. Например, консалтингом, аудитами, банковской деятельностью. Даже при создании собственного бизнеса полученные знания мне пригодятся. При организации постановки или концерта менеджерские навыки тоже будут только кстати.
Как думаешь, твоя будущая профессия будет связана со специальностью, на которой ты сейчас учишься, или с музыкой?
Трудно сказать наверняка. На первых порах, скорее всего, буду работать по специальности. Я планирую развиваться как композитор, но это долгий путь. Нужно развить уникальный стиль, найти своего слушателя, а чтобы сделать это профессией - и своего заказчика. Есть мечта открыть оперу, но это только мечта.
В каком стиле ты пишешь музыку?
Нельзя сказать, что я строго придерживаюсь конкретно очерченного стиля, как это было принято до наступления постмодернизма. Большинство произведений ближе всего к позднему барокко. Но есть и работы, тяготеющие к классицизму и даже романтизму. В последнее время я экспериментирую с хроматизмами и диссонансами, но пока не планирую «внедрять» их в произведения.
Как вообще происходит процесс написания музыки в современном мире, есть какие-то приложения для этого, например?
Для написания музыки в современном мире есть уйма вариантов, вряд ли я знаком со всеми. Я придерживаюсь академической музыки, пишу её в виде нотного текста. Самая база – это, конечно, пять линеечек на бумаге и карандаш. Без знания сольфеджио точно не получится. Похожим образом я пользуюсь планшетом и стилусом, если возникает хорошая идея и её нужно быстро записать. Самое используемое и удобное – это нотный редактор для ПК. Есть много различных вариантов, но я пользуюсь MuseScore. Во-первых, это бесплатное ПО высокого качества. Во-вторых, мне эта программа кажется самой удобной и интуитивно понятной, не перегруженной. Что касается самого процесса, думаю, для каждого творца он свой. У меня бывает в основном три варианта. Первый – это когда я сижу за фортепиано и просто музицирую, когда приходит что-нибудь интересное. Такое я стараюсь сразу записать на диктофон, чтобы не упустить мысль, а потом иду к компьютеру и записываю нотами. Второй вариант – это когда я просто что-нибудь делаю и слушаю, что за музыка играет в голове. Если что-то особенно нравится –стараюсь записать или, если нет возможности, просто запоминаю. Третий вариант – это когда я целенаправленно сижу и пишу музыку. Так и с моей оперой. Я смотрю на либретто, обозначаю ограничения (какой герой сейчас на сцене, какое настроение, какой диапазон голоса у певца, или, может, их там несколько, какая тональность была до этого и куда предпочтительней перейти и т.д.) и придумываю, как лучше их обыграть. Может показаться странным, но ограничения помогают творчеству.
Можешь рассказать немного об опере, над которой сейчас работаешь?
Я пишу оперу «Вещий Олег» на одноименный текст Пушкина. Это уникальное произведение, поскольку оно охватывает почти всю российскую историю. Действие происходит в Древней Руси, стиль оперы – барочный, поэт жил в эпоху классицизма, а композитор современный. Барочная эстетика получила развитие в России во всех сферах искусства, но сильно обошла музыку, как по мне. Я не знаю ни одного русского барочного композитора, а первую барочную оперу на русское либретто Сумарокова написал приглашённый итальянец Арайа. Я вижу свою миссию в том, чтобы попытаться заполнить эту «брешь» в российском искусстве, так что это не просто музыка, но ещё и история. Изначально я хотел писать «Цефала и Прокриду» на текст Сумарокова, но решил, что для первого произведения это слишком большой объем, да и русский язык там сложен для понимания. Зрителя нужно сначала подготовить, обучить, поэтому я выбрал лаконичную балладу Пушкина. Опера написана для струнного оркестра и духовых (гобой, валторна и труба). Все сольные и оркестровые номера уже написаны, остался только один хор. Написание заняло у меня два года, закончить я планирую до конца мая, а затем заняться исполнением.
Ты столкнулся с какими-то трудностями при написании такого масштабного произведения?
Безусловно. Для начала – текст, который я выбрал, он «от автора». Там есть прямая речь, но разделить её на арии и речитативы было не самой простой задачей. Проблема была решена, на мой взгляд, очень удачно. Часть авторского текста я отдал хору, а часть – созданным второстепенным персонажам. Другая трудность (и самая большая) – это исполнение. В опере главного героя исполняет контратенор. Это самый высокий мужской голос, исторически такие партии пели певцы-кастраты, эта традиция появлялась и угасала несколько раз от Византии до современности, в том числе, в эпоху барокко. Это все очень интересно, но не станем углубляться. Сейчас существуют исполнители только с естественными деформациями голоса или овладевшие в совершенстве фальцетом, вторых больше. Несмотря на то, что за последние несколько лет их количество растёт, все ещё трудно найти их в России. С одной стороны это трудность, с другой – возможность. Современный контратенор сохраняет мужской грудной регистр, это я использовал для демонстрации невероятных скачков от диапазона тенора до сопранового.
Творчество каких композиторов тебе близко?
Моя любимая музыка – барочная. Величайший барочный композитор – Бах, а величайшим оперным композитором этой эпохи считается Гендель. Но для меня любимый композитор – Никола Порпора, затем уже идёт Гендель и другие. Он писал в основном вокальные произведения, прежде всего оперы. Его музыку я могу слушать без конца, даже не понимая итальянского текста. Скоро будет современная премьера (со времени последнего исполнения прошло почти триста лет) его оперы «Ифигения в Авлиде» на Байройтском барочном оперном фестивале, которую я очень жду. Обобщить мои предпочтения можно, сказав о Неаполитанской школе, к которой принадлежит и Порпора. Недавно я открыл Россини с «Золушкой», которую пересмотрел несколько раз. В его музыке есть и величие, и лёгкость, и простые мотивы, и сложная оркестровка. Эту музыку я бы советовал для знакомства с оперой: она не тяжёлая, но и есть, что послушать.
Что тебя вдохновляет на написание музыки?
Ответ банальный: все, что вызывает эмоции. Погожий денёк, встреча с дорогим человеком. Но не только хорошие, под влиянием гнева или грусти тоже были написаны произведения.
Есть ли у тебя какие-то советы для начинающих композиторов, то, чем бы ты хотел с ними поделиться?
Я и сам начинающий композитор, поэтому трудно что-то уверенно советовать. Можно не согласиться, но я считаю, нужно писать «музыкальную» музыку, а не компоновать синкопы с диссонансами и называть это современным искусством. Я встречался с начинающими и не только начинающими композиторами, которые именно так и поступают. Это путь в никуда. Еще нужно осваивать ПО для композиторов, это поможет быстрее развиваться, получать приблизительное звучание своего материала. Быть социальным тоже полезно: находить общий язык с исполнителями, грамотно доносить идеи и получать обратную связь. Над этим я сам пока работаю.