Добрый день, читатели и читательницы! А может быть, утро! А может быть, вечер.
Недавно я вновь побывал в городе, где прошла моя юность, и чёс сравнения опять охватил меня. На этот раз я хотел бы поразмышлять о так называемом «раздельном сборе мусора». Каждому туляку знакомы огромные мусорные ящики с горделивой надписью «Раздельный сбор мусора на переработку», где на шильдиках разного цвета (но на одном ящике) красуются надписи «Бумага», «Стекло», «Пластмассы», «Металл». Фотография одного такого контейнера в начале статьи.
Видимо, предполагается, что содержимое этого ящика потом (потом!) должно сортироваться и бумага будет перерабатываться отдельно, пластмассы отдельно… Но! Насколько я знаю, технология переработки картона отличается от технологии переработки туалетной бумаги (а на ящике уточнения о том, какая бумага может перерабатываться, нет), пластмассы могут быть типа полиэтилена, полиэтилентерефталата, поликарбоната, силикона… И для всех этих пластмасс, должно быть, разная технология переработки. Должны ли пластмассовые бутылки от пищевых продуктов очищаться от остатков еды? Металл может быть как черным, так и латунью, алюминием..... И ВСЁ содержимое ящика перед направлением на вторичную переработку должно сортироваться. И если сортировка черных металлов можно осуществить на основе магнитных свойств (хотя нержавейка, кажется, «не магнитится»), то как разделить разные цветные металлы? Тут напрашивается либо квалифицированный труд (а кто из квалифицированных работников будет ковыряться в мусоре), или разделение на основе каких-либо физико-химических принципов. Стекло, кстати, может разбиться на осколки, а потому разборка вручную будет травмоопасна, и на пути привлечения более-менее квалифицированного рабочих — ещё одна препона. Если же привлекать неквалифицированных рабочих, то толку от их труда будет очень немного. Их потребуется гораздо большее число, а потому экономия «фонда оплаты» не состоится.
У меня, кстати, возник вопрос по поводу крышек «тульских» контейнеров. Они откидного типа, а потому у такого рода крышек существует два положения: «Открыто», когда крышка полностью «лежит» на задней стенке контейнера и «Закрыто». Конечно, можно приоткрыть крышку и, придерживая её, другой рукой выкинуть бутылку (одну), бумажный пакет (один), сломанную выбивалку. Но кто будет нести пакет с одной бутылкой на мусорку? Поэтому я видел на Косой Горе: «рационализаторы» вставили в «зев мусорки» пустую коробку из-под обуви. Однако такой способ работает до первого дождя. А потому чаще всего крышку откидывают напрочь и вода с небес пополняет продукты вторичной переработки.
Конечно, можно представить, что содержимое красивых контейнеров с разноцветными шильдиками приезжает на современный мусороперерабатывающий завод, где стоит (сидит) десятирукий робот Леша, порождение современных потомков Левши, и, быстро оценивая разницу в физико-химических свойствах каждой компоненты мусора, сноровисто распределяет оные компоненты в соответствующие ячейки. Однако, если вспомнить, что те же — или другие — потомки Левши не озаботились запрограммировать электронные табло на остановках Тулы, чтобы те предупреждали о том, что автобус (троллейбус) идёт не до конечной остановки, а до какой-то промежуточной или в гараж-депо, верится в версию робота Лёши с глубоким туманом.
Кажется, что и некоторые другие обитатели Тулы думают в унисон со мной, а потому в этих ящиках для вторсырья можно обнаружить и остатки пищи, и палки…
В Белоусовском парке есть хорошее решение против «птичьих вандалов» и доступ к содержимому мусорных ящиков преграждается качающейся створкой. Если снабдить створку фиксатором, то можно будет класть и достаточно тяжелый мусор в контейнеры. Но против доступа крыс вовнутрь ящика данный способ гарантии не даёт.
Теперь о том, как этот вопрос решается в Беларуси. Намеренно употребляю именно такое название страны, так как по крайней мере в этом вопросе — по моему мнению — белорусы продвинулись дальше в праве «людзьмi звацца», чем россияне.
Вот фотография контейнерной площадки в Гродно.
В отличие от «экономных» россиян (в Москве тоже ящики для вторички общие) надписи, сделанные РАЗНЫМИ цветами, помещаются на РАЗНЫЕ контейнеры. Отдельно контейнер для стекла, отдельно для бумаги. Есть ещё контейнер для пластмасс, но он с другой стороны вереницы контейнеров для смешанных отходов и на фото не поместился.
Когда содержимое ящика, где находится ТОЛЬКО бумажные отходы (отходы пластмасс), надо сортировать — если надо -, то разделение по трём параметрам вполне доступно и неквалифицированным рабочим.
Кстати, ящика с надписью «Металл» мне обнаружить не удалось… Почему бы?
А теперь о крышках. «Неэкономные» белорусы делают ящики и крышки из металла. Контейнерных площадок вблизи домов я не видел, а края крышек обрезинены. Сами крышки не откидного типа, а перемещаются по цилиндрическим направляющим, которыми служат верхние кромки самих ящиков. (Многие «тульские ящики» имеют цилиндрическую верхнюю кромку). Центр неустойчивого равновесия крышки находится в задней части ящика. Когда человек хочет выбросить мусор, он открывает крышку, ЗАТЕМ двумя руками имеет возможность опустить мусор в ящик и после закрывает крышку. Необходимость придерживать ОДНОВРЕМЕННО крышку и выбрасывать мусорный пакет отсутствует.
Крышка достаточно массивна и ни галки, ни голуби, ни вороны, ни собаки сдвинуть её не в состоянии. Наверное, медведь это смог бы сделать… Но часто ли вы в Туле видели на улице разгуливающего медведя?
Итак, крышки мусорных баков (всех) закрыты. Ни голуби, ни кошки, ни собаки не растаскивают остатки пищи, не насыщаются, и…не гадят. Недавно в «Слободе» туляки возмущались обилием мух (https://myslo.ru/news/tula/2023-08-21-entomolog-aleksej-evsyunin-o-nashestvii-muh-v-tule). Не в этом ли кроется возможный рецепт редуцирования численности мух? Другой рецепт — не кормить «голубков», кошечек, собачек на улицах вообще. В приютах — пожалуй. И теплые летние деньки мухи омрачать не будут. И молиться на Генерала Мороза необходимости не будет.