Анастасия К.
С моим соседом по подъезду Стёпкой мы родились с разницей в несколько дней. Дружить мы начали, когда нам было года по четыре. До этого времени наши мамы во дворе не пересекались и в одну песочницу нас не водили.
Уж очень они были разные. Моя – высокая, изящная, всегда с красиво уложенными волосами, макияжем, сладко пахнущая духами, обожающая театры и выставки. Стёпкина – полная, громогласная, короткопалая, по-житейски хитрая. Весь её жизненный интерес сводился к готовке и консервации.
– Я могу разговаривать с ней только о погоде и о повышении цен, – жаловалась моя мама.
– Обсуди с ней какой-нибудь рецепт, – посоветовал ей папа.
– Ты издеваешься? В заготовках я ничего не смыслю, да ещё и мясо не ем. Она в обморок упадёт от этой информации. Нет, лучше держаться от неё подальше.
Зато мы со Стёпкой сдружились, играли в войну и магазин, строили шалаши, катали мою кошку в коляске, дразнили злую бабку из второго подъезда и даже пробовали курить.
Первого сентября нас повели в школу. Стёпка дорогой выкинул чёрную бабочку, сжимающую ему горло, я в знак солидарности отцепила белый бант. Когда наши родители это обнаружили, было уже поздно. Стёпке надавали тумаков, а мне мама повязала на волосы свой невесомый, сладко пахнущий шарфик.
На линейке очень долго и совершенно неразборчиво взрослые говорили в микрофон, в конце концов, нам со Стёпкой это надоело, и мы потихонечку смылись. Испуганные родители нашли нас на школьном стадионе, где мы развлекались, устанавливая рекорды по прыжкам в песочнице. Ох, и попало нам тогда!
Несколько школьных лет мы провели за одной партой, несмотря на многочисленные попытки учителей нас разлучить. Мы становились старше, а наша дружба только укреплялась.
Когда нам было по десять лет, бабушка решила, что я должна учиться в школе с углубленным знанием иностранных языков на другом конце города. Я забастовала: мало того, что я уйду из родного класса, так ещё вставать придётся на час раньше. Стёпа меня поддержал и даже сходил на переговоры с моей бабушкой.
Она от меня отстала. Но недели через две наша классная руководитель нас со Стёпкой рассадила. И в этот раз ничегоне помогло.
– Не надо мне здесь представлений, – осудила нас Людмила Георгиевна. – А то опять бабушка придёт мне голову отгрызать.
Я поняла, что данное высказывание может относиться только к Стёпкиной бабушке.
Тётя Сима была женщиной необъятной, с красным обветренным лицом и голосом простудившегося бегемота. Меня она недолюбливала и всегда старалась об этом сообщить. С добрым оскалом на лице она громко оповещала весь двор: «Наська, что же ты худющая, как селёдка! Не кормят тебя видать дома?! Бабка твоя никогда готовить не умела».
Зато Стёпина мама хорошо ко мне относилась, дарила маленькие подарочки и никогда не забывала поздравить с днём рождения.
– Настёна, ты уж присмотри за моим балбесом в школе. Он тебя очень уважает. Я рада, что у него такая подружка.
Я удивлялась, что Стёпина мама совсем другая, не как тётя Сима – добрая.
– Так Катя ей совсем не дочка, – пояснила бабушка. – Разве ты не знала? Это Витя её сын.
Я обалдела. Стройный, симпатичный, изящный, аристократичный дядя Витя – сын тётки Серафимы?!
Когда я перешла в восьмой класс, бабушка заговорила о переезде. И не на другую улицу, а в другой город. Там и экология лучше, и люди добрее, и школы лучше.
– А мама с папой тут поживут. Что нам всем в двухкомнатной квартире толпиться? Мы у моей сестры поживём, у неё целых три комнаты, а селить туда некого. Будешь жить, как королева, в собственных апартаментах, – бабушка была полна энтузиазма.
– Вот и прекрасно, вот и уезжай. Если тебя здесь ничего не держит, а у меня друзья и мама с папой в этом городе, между прочим. Я уж не говорю про Барсика и Муську. И экология меня устраивает, и люди тоже.
Бабушка поворчала, но гнуть свою линию перестала.
Вскоре учителя стали вербовать меня в гуманитарный класс, а Стёпе предложили учиться в математическом. Я вспомнила, как на днях тётя Сима говорила о том, что её внук задачки щёлкает как орехи. А я у него их постоянно списываю. И поняла, откуда дует ветер. Не хочет тётка Сима, чтобы мы с дружили.
В девятом классе мы со Стёпой пошли на день рождения одноклассника. Вернее, не пошли, а поехали к нему на дачу. Причём, это произошло так спонтанно, что мы не стали звонить родителям. Побоялись, что не отпустят.
На даче мы не наблюдали за временем и пропустили последний автобус. Пришлось остаться с ночёвкой. Позвонили родственникам, предупредили.
Часа через полтора к дому подъехало такси, откуда выскочила моя бабушка.
– Быстро домой, – закричала она.
Плохо понимая, что происходит, я подчинилась. Всю дорогу я вытирала слёзы обиды. Мне казалось, что бабушка меня опозорила.
Дома я рыдала и выговаривала бабушке свои претензии.
Бабушка вдруг тоже горько заплакала.
– Боюсь я, Настенька, как бы чего не вышло.
Я подумала, что бабушка сошла с ума, бормочет что-то непонятное. Я слышала, что старики впадают в такое состояние, когда всё путают и забывают.
Но оказалось, что моя бабушка ничего не забыла. Наоборот, она очень хорошо помнила события многолетней давности.
– Мы с Сашей – твоим дедушкой – познакомились на заводе. Я туда пришла совсем молоденькой, мне только исполнилось 18, – начала бабушка свой рассказ.
Я запротестовала, ведь дедушку звали Коля, моя мама – Николаевна.
– Молчи и слушай, – попросила бабушка.
В общем, у бабушки и Александра началась любовь, и возлюбленный позвал её замуж, и даже документы в ЗАГС они успели отнести.
– Ну, я и не устояла, – призналась бабушка. – У нас с Сашей… было. Я думала, раз документы в ЗАГСе, то чего уже бояться.
А за две недели до свадьбы Саша пришёл к бабушке и рассказал совсем фантастическую историю. Он поехал в деревню проведать родителей. В деревеньке этой жили и братья Серафимы, которой в ту пору уже исполнилось 25. Она спала и видела, как замуж выйти, да желающих не находилось.
Саша с братьями нашей соседки и со своим другом Ваней отправился на охоту, уток пострелять. В лодке Ваня как-то неудачно обошёлся с ружьём. То ли опёрся на него, то ли задел случайно. Ружьё выстрелило, и мужчина погиб на месте.
Саша очень переживал за друга детства, рыдал.
Пока милицию ждали, братья всё отходили покурить, о чём-то шептались, а потом сделали Александру предложение, от которого невозможно отказаться.
– Или женись на нашей Симке – или скажем, что ты убил. Нас двое, ты один. Кому поверят?
Саша плакал, у бабушки в ногах валялся. Предложил сбежать в другой город.
– Я как заледенела тогда. Говорю: «Иди, женись, значит, судьба у нас такая».
– Я с ней разведусь очень скоро, – пообещал бабушке Саша. – И тогда мы обязательно поженимся.
Сашу с Симой быстро расписали в сельском сельсовете. А бабушка через какое-то время поняла, что ждёт ребёнка. Она почернела от переживаний, похудела и однажды собралась повеситься. Не могла же она к родителям вернуться с нагулянным ребёнком. На её счастье, когда она верёвку к крюку прилаживала, к ней в комнату сосед постучался.
Бабушка, рыдая, всё ему рассказала. Сосед казался ей совсем пожилым, старше был на 15 лет. Николай Петрович внимательно выслушал соседку, успокоил, чаем с мятой напоил, спать уложил. А утром пришёл предложение делать. Решил, что раз девчонка в беду попала, надо помочь и заодно свою судьбу устроить.
– Хорошо мы с Колей жили. Никогда он меня не попрекал. Твою маму как родную воспитывал, – сказала бабушка, утирая слёзы. – А у Симы с Сашей мальчик родился, но Сашка выпивать стал.
Привычка у него была ходить – руки в карманы брюк засовывать. Один раз шёл выпивши, споткнулся о корень дерева и руки не успел вытащить, чтобы подстраховаться при падении. Упал, головой ударился о камень и умер.
А потом судьба с нами весёлую шутку сыграла. Когда квартиры давали, мы с Симой попали в один подъезд. Чтобы, значит, смотрели друг на друга и грехов своих не забывали. Вы со Стёпой брат и сестра, хоть и троюродные, но не хотела бы я, чтобы у вас чего вышло, – объяснила бабушка. – Поэтому старалась вас растащить.
– Бабушка, мы со Стёпой просто друзья, – успокоила я её. – А теперь ещё больше дружить будем, мы же родственники.
– Ну, дружите-дружите, – насупилась бабушка. – Смотрите, чтобы до чего не додружились.
Не знаю, что бабушка так распереживалась. У меня был друг, а теперь ещё и родственник появился.
Фото: pixabay.com