5. За снегом в Крым! - Блог «Гульбарий» – Фотогалерея, фото 141 - MySlo.ru
  7. За снегом в Крым! - Блог «Гульбарий» – Фотогалерея, фото 141 - MySlo.ru
За снегом в Крым!

Новый КРЫМСКИЙ гульбарий
от Андрея Илюхина и Елены Свиридовой.

- Проводить новогодние каникулы в Крыму стало для нас прекрасной традицией, наверное, с момента появления этих самых каникул. Впервые мы приехали в зимнюю Ялту в 2008 году, и это была самая настоящая сказка. С зелёной травой в городе и фантастическими снежными пейзажами в горах. Мы открыли для себя возможность чуда, и с той поры путешествия эти — в самом эпицентре зимы — сделались для нас привычны и необходимы.

Год наступивший исключением не стал. Отметив праздник в Туле, мы наскоро собрали чемодан — и, предвкушая радость встречи, полетели в Ялту.

Слово «полетели» следует воспринимать не только в поэтическом, но и в самом прямом, прозаичном смысле. Добираться до Крыма теперь приходится самолётом — а это, хоть и быстрее, но, учитывая количество «перекладных», утомительнее. Так что ввиду позднего времени и усталости мы по приезде — против обыкновения — вылазки к морю не сделали. Всё, на что нас хватило вечером — это немного хулиганское селфи в зеркале, украшавшем стену нашего нового жилища. Зато фоточка эта отражает в некотором смысле исторический пафос дома, в котором нам посчастливилось обосноваться… Позже мы узнали, что здесь прожил свои последние годы знаменитый тенор Большого театра, первый исполнитель партии Ленского, известный педагог, бесплатно учивший в Тбилиси начинающего Шаляпина, Дмитрий Андреевич Усатов…

3 января 2015 г. Новогодняя сказка Иографа

Ещё в Туле мы запланировали поход по самому мощному контрафорсу Ялтинской яйлы — хребту Иограф. Мы добрались к старту аккурат к первым лучам солнца, украсившим сосновый лес.

Узенбашская тропа начинается в Ялте на холме Дарсан, с которого от остановки «Бакалея» нужно, миновав жутковатую промзону (которую мы благополучно проскочили на такси), нужно подняться к холму Ай-Яни, с которого влево уходит грунтовая дорога постепенно переходящая в древнюю Узенбашскую тропу по отрогу Иограф на нагорье. До революции Узенбашская тропа к храмовой пещере Иограф была помечена красной стрелой с кольцом — знак Крымского горного клуба — и считалась одной из главных достопримечательностей Ялты.

Дорога вверх идет по очень красивым местам. Погода, правда, чем выше — становилась только хуже, но нас это только радовало. Мы очень рассчитывали застать в здешнем лесу туман, и желание наше осуществилось.

Часть тропы проходит по старому горельнику. Всегда больно видеть такие плеши в крымских пригорьях, но есть и что-то завораживающее в этом печальном зрелище. Вот такие строки попались нам в Интернете:

По тропе, что режет косо голый склон хребта-колосса
Словно шрам,
Поднимаюсь я неспешно от земли, шальной и грешной,
К небесам.
На упавший ствол-громаду я на пять минут присяду
Отдохнуть,
Чтобы в мыслях хоть немного прикоснуться к неземному,
Хоть чуть-чуть!
Будут после возвращенья радости и огорченья,
А пока
Я сижу средь сухостоя, и над самой головою –
Облака...

«Иограф», Павел Можаев, 17-23.03.2008 г.

Почти сразу за за горельником нас поджидал сюрприз. Веточки деревьев обледенели. Иголки сосен, стволы деревьев, трава — всё здесь было сковано льдом. А еще чуть выше — наступила зима. Пока всё соответствовало нашим ожиданиям и мы были в восторге!

Видимость с набором высоты ухудшалась, и мы чуть не прозевали развилку. Налево и вверх — на яйлу, вправо и вниз — к пещере Иограф. По невидимой под снегом траверской тропе мы подобрались к пещере и... вот мы уже любуемся сосульками у входа в каменный зал.

В этот поход мы отправились со своими друзьями по интернету :)

Храмовая пещера Иограф — один из уникальных и сакральных памятников истории Горного Крыма. Как известно, в VIII – IX веках Крым являлся Византийской провинцией. Сюда, на задворки империи, отправляли в ссылку, сюда бежали сами, скрываясь от гонений. Так в эпоху иконоборчества тысячи иконопочитателей, не желающих ломать устои веры, предпочли укрыться в Крыму. Именно тогда в труднодоступных горных урочищах появились пещерные монастыри и церкви — и одна из таких горных церквей — пещера Иограф, расположеная под кромкой яйлинского массива на высоте около 900 метров. Пещера состоит из одного большого зала и нескольких узких тупиковых ходов в его дальнем конце. Внутри пещеры и находилась церковь.

Немного отдохнув и подкрепившись мы сделали марш-бросок вверх, на перевал. Видимость тут была почти нулевая, да ещё и ветер. Это сильно поменяло наши планы по прогулке по яйле. Так что обратно мы пошли той же дорогой, но благодаря сказочным пейзажам и отличной компании ни разу об этом не пожалели.

4 января 2015 г. По краешку Демирджи

Следующий день мы провели в долине и на перевалах меж Северной и Южной Демирджи. Как правило, мы привыкли ходить от Ангарского перевала к Демирджийскому Седлу, а по дороге мимо источника «Юбилейный» спускаться вниз. Давно было любопытно посмотреть на склоны Северной горы не вечером на бегу, а при утреннем свете. Неторопливо, то есть на подъёме. В общем, довольно поздним утром (закопались!) мы впрыгнули в симферопольский автобус и в 9:30 были на остановке у поворота на Лучистое. Чуть дальше Лаванды начинается знакомая наизусть дорога вдоль речки, но теперь не вниз, а вверх. Очень неспешная, так как ещё и обледеневшая. Зато красивая. И на небе время от времени светопредставление показывали, и горы красиво подсвечивали. Нам понравилось.

У озерка на развилке мы привычно перекусили и решили подниматься сокращёнкой, которой не рискнули спускаться прошлой зимой. Правильно сделали, так как по дороге мы поднимались бы дольше — джипы раскатали её в настоящий каток. Наверху пришлось-таки надеть на ботинки шипы-кошки...

На Седле мы надолго «зависли» — там безумно красиво, а свет ещё постоянно меняется... Опять сказка!

Ну а дальше знакомая, местами жутковатая, но фантастически видовая (особенно в ненастье) тропинка по Северной Демирджи и далее траверсом по её склону — к Козырьку. Ух! И страшно иногда (но мы в "кошках"!), и туман к нам на полпути прилетел, но всегда очень красиво!

Короче, было так здорово, что спускались мы уже в темноте, и это тоже было здорово! На Ангарский перевал вышли ровно в 19:00 — поздновато, но это плата за потерянный утром час. Впрочем, с транспортом нам повезло и в Ялту мы добрались быстро и без приключений.

5 января 2015 г. Яркие встречи

Первый понедельник года подарил нам встречи с друзьями, много неба и моря... Мы встречали рассвет с кофейным ароматом на ялтинской набережной в приятной компании. Янтарный свет восхода был прекрасен, а подсвеченные солнцем заснеженные горы буквально нас приворожили. Пляж ласкали прозрачные волны прибоя.

В Алупке мы встретились со старинным другом  и весь день путешествовали на его авто в совместных поисках красоты над Оползневым, на пляже Кацивели, на смотровой горы Кошка. Сначала мы любовались волшебными панорамами заснеженных гор, пытаясь добраться по старой трассе до Кастропольской стены, но в какой-то момент снег и лёд на дороге сделали дальнейшее автопутешествие вверх слишком экстремальным.

И мы десантировались на побережье. Море было очень цветным, золотом светились прибрежные скалы, на небе солнце веером выбрасывало лучи из-за туч, и мы едва вспомнили про то, что пора ехать на Кошку, чтобы успеть к закату.

И пусть налетевшая снеговая туча поглотила последние минуты заката — мы всё равно были несказанно довольны, уютно устроившись на зелёной полянке за чашкой горячего чая. А над горами витали прощальные лоскутки розового закатного света...

6 января 2015 г. Снега и ветры Заманы

Эта зима буквально рвала нити наших маршрутов... Вот и опять у нас получилось путешествие «туда и обратно». Мы шли на Заману, чтобы прогуляться через Тирке-яйлу к урочищу Кара-Оба и вернуться через Северную Демирджи к Ангарскому перевалу... Мы этот маршрут знаем, ходили не раз — но не зимой! Зимой же — увы! Наш подъём — от ресторана «Золотая рыбка», что недалеко от Ангарского перевала, по нетронутому никем, кроме косуль и кабанов, снегу, засыпавшему (впрочем, неплохо читаемую) дорогу завершился выходом в фатальную пургу.

В лесу всё было чудесно — заснеженная сказка, узоры косульих игрищ и поскакушек на девственном снегу, тяжёлые от снежного убранства белые ветви...

А на яйле в лицо ударил нешуточный ветер, нашпигованный картечью снежинок, и в тёмных низких небесах плавал бледным пятном призрак солнца... Вершины гор утонули в сером мареве.

Следы, оставленные нами на снегу, заметало с пугающей скоростью, и когда мы, поняв, что странствие по яйле никаких радостных перспектив не сулит, решили возвращаться — за нашими спинами обнаружилась снежная целина. Зима слизнула признаки нашего присутствия. Она несла пронизывающий холод и вихри стремительной белой позёмки. И роскошными белоснежными гирляндами выплывали из этого безобразия заиндевелые деревья и кусты. Мы бросили последний сожалеющий взгляд на утонувшие в снегу красоты яйлы — и пошли сквозь пургу назад, через заснеженный лес...

7 января 2015 г. Зима в Темиаре

Отправляясь в ущелье Темиар, мы надеялись, что водопады и исток реки порадуют нас — по случаю мороза — ледяным убранством. Но такого роскошества, какое таилось в недрах холодного ущелья, мы и предположить не могли...

Ущелье реки Темиар находится в горах ялтинского амфитеатра между отрогами Иограф и Кизил-Кая. Путь к истоку реки и водопадам начинается, соответственно, там же, где и тропа на Иограф — на холме Ай-Яни, над Дарсаном. Но добраться с комфортом, как в прошлый раз, до самой развилки мы уже не смогли — зимняя резина такси оказалась бессильна перед обледеневшей дорогой, пришлось вылезти чуть раньше.

Тропа в Темиар была заметена снегом, и только следы каких-то собак-путешественниц бежали впереди нас. Спуск к купели Дианы тоже не читался, и мы решили сначала наведаться к истоку реки. Чтобы подобраться к нему, пришлось немного повозиться. Тропка над кручей оказалась полностью скрыта опасно выглядевшим сугробом, но снег был рыхлым, и его удалось протоптать. А там, у истока...

Потоки воды, сбегая по склону, обрастали таким обилием сосулек, что разбегались глаза. И матовые, и белые, и хрустально-прозрачные, они сверкали над водой, и диковинными украшениями выглядели вмёрзшие в лёд зелёные листья...

В общем, пока мы восторгались этим зрелищем, минуло минут сорок, а вместе с этими минутами скрылось в тучах светившее с утра солнышко. Зато — тем временем пришедшие за нами следом ребята протоптали тропку к купели Дианы. Так что мы спустились к реке и вдоволь налюбовались и водопадами, и украшавшим их ледяным убранством.

И только было решили, что наелись сосульками на год вперёд — как встреченные нами ребята — те самые! — рассказали, что встреченная нами развилка ведёт к нижним водопадам Темиар! А мы там ещё не бывали! От водопадов же начинается торная тропа к роднику Бабу-Корыто. Гораздо более комфортная, чем те кручи, по которым мы пришли сюда. Так мы познакомились с новыми для нас водопадами — из которых один оказался полностью ледяным!

Далее нас ждала приятная дорога к дому — через сосновый лес мимо родника и прудика с калифорнийскими секвойями. Дорога вывела нас к пригороду Ялты — посёлку Васильевка. Мы очень любим спускаться с сумеречных гор именно сюда! Здесь почему-то не хочется ждать маршрутку, а приятно прогуляться старыми улочками прямо до Ялты.

Набережная порадовала народными гуляньями. Тут вовсю праздновали Рождество — с песнями, плясками, ярмаркой всяческой снеди и настоек. Абрикосовка, анисовка, кизиловка, хреновка, огурцовка, самогон и глинтвейн… 50р/50г. Всё можно! Изобилие закусок — от пирожков, шашлыков и жаркого вплоть да шурпы. Песни, пляски — настоящее веселье! Мы шли к дому вдоль моря — а вслед нам неслось пение ансамбля «Россияночка» (вполне достойное!). И светились окна часовни на набережной. Настроение было самым праздничным. Рождество удалось!

8 января 2015 г. Льдинки ущелья Уч-Кош

Это был самый морозный день каникул. Мы решили отложить путешествие на Чатыр-Даг — и отправились гулять в ущелье в Уч-Кош. Мы никогда не видели его заснеженным, и зрелище это оказалось весьма эффектным. Тем более что с утра светило яркое солнышко, раскрасившее холодный день в самые красочные цвета. Мы любовались со смотровой площадки над тесниной окрестными заснеженными горами, над белыми вершинами распахивалось очень синее небо, и зеленели вокруг сосны...

Когда же мы, наконец, спустились на дно ущелья, к реке — оказалось, что в ней даже есть вода, и всё русло изукрашено роскошными сосульками!

Увы, солнышко недолго блистало в ледяном великолепии реки... Прибежали с моря тучи, принесли тень, а затем — и снег. Но река всё равно была прекрасна среди ледяных скульптур, и вершины гор, покрывающиеся маревом тумана, сделались строги и загадочны. Снег падал в беззвучном безветрии, почти парил в воздухе, и всё ущелье словно застыло, погружённое в какое-то неспешное созерцание.

А тропа приносила всё новые сюрпризы, всё новые красоты. Вот труба с льющимся потоком воды в теснине — и мы ахаем и замираем. Каскады хрустального льда, застывший аркой ажурный водопад! Мороз пробирает не на шутку, и всё же — спасибо холоду за эту красоту!

И как бы ни планировали мы недолгий маршрут — а опять выбрались в Васильевку только с закатом. И на закуску немного поблуждали по её улочкам, любуясь их витиеватостью и колоритными, кажущимися такими уютными, домиками.

9 января 2015 г. Трое против ветра

Переждав рождественские морозы, мы всё-таки решились отправиться в очередной раз покорять Чатыр-Даг. К нашей несказанной радости компанию нам вновь решил составить наш севастопольский друг.

Небо над ялтинским амфитеатром с утра было ясным, и это вселяло некоторую надежду, впрочем… Чатыр-Даг умеет преподносить сюрпризы. Такая уж это своевольная гора — что, начиная утром восхождение, зачастую не знаешь, чем всё закончится вечером… На Ангарском перевале из-за облаков проглядывало солнышко, и когда мы, встретившись с другом, начали подъём, вершины Чатыр-Дага на минутку-другую осветились жёлтыми рассветными лучами. Было снежно и морозно. Народ весёлыми толпами вываливался из транспорта — с санками и сноубордами — и бодро скрывался в лесу.

Подъём по крутым тропкам быстро согрел нас. Лес стоял молчаливый и торжественный, расписанный по девственному снежному ковру загадочными узорами звериных следов. Солнце, поломавшись немного, вынырнуло из облаков, и белым-белым засияли склоны яйлы на фоне синего неба.

Но нам не хотелось лёгких путей — и вот уже мы свернули с тропы в поисках  Кутузовского озера. Нас манила туда ещё одна крымская роща калифорнийских секвой, в которой мы прежде не бывали. Немного поплутав, мы отыскали заветные секвойи. Надо сказать, что это стоило долгих поисков! Роща в лучах зимнего солнышка была чудо как хороша. Да и экзотична на диво. Этакий кусочек Калифорнии среди заснеженного горного леса…

Теперь нам предстояло упорно подниматься всё выше и выше. Пока мы взбирались лесной тропой, картинка на яйле начала меняться. Белое марево тумана стремительно затягивало склон. И мысли о том, что на подъёме будет привычная жара, выветрились из нас вместе с первыми порывами гостеприимного ветра, начинённого острыми снежинками… Навстречу нам из пурги выехала пара сноубордистов. Потом встретилась группа туристов, предупредивших, что на яйле очень ветрено. Народ спешно эвакуировался в лес. А мы упорно продолжали подъём. Даже когда поняли, что ветер начинает всерьёз толкаться и норовит сбить с ног.

Каменная «крепость» у края яйлы, обросшая пышными ледяными кристаллами, была плохим укрытием. Летевший горизонтально снег хлестал в лицо, и по ощущениям больше был похож на мелкую ледяную дробь. Пейзажи внизу скрылись, поглощённые маревом пурги. Коротко посовещавшись, мы решили, что идти на Эклизи-Бурун (пятая вершина Крыма, 1527 м) — сомнительная идея. Но ретироваться вниз ни у кого и в мыслях не было. И наша упрямая троица отправилась сквозь пургу на Ангар-Бурун…

Это было ещё то путешествие. Шарфы и варежки быстро обледенели. Видимость стремилась к нулю. Ветер срывал капюшоны — и дул так остервенело, что на него приходилось ложиться, чтобы не упасть.

Впрочем, мы и падали. Дорогу мы потеряли почти сразу, шли подобием тропки по внутреннему чутью. Кругом была бело-серая, колючая круговерть. Чем выше мы поднимались, тем чаще проглядывало над нами небо — но и ветер стервенел всё сильнее. В облаках позёмки пару раз распахивались обрывы, заснеженный кулуар, свободная от туч Демирджи… Сюрреалистичными скульптурами замаячили в серой пустоте остатки канатки, обросшие лохмотьями и зубцами инея…

Потом впереди возник склон Ангар-Буруна. Вот когда Лена пожалела, что худела перед каникулами! Ветер всерьёз норовил сбить с ног — и без того глубоко проваливавшихся в свеженаметённый снег.

Наконец-то — вершина! Какой же далёкой она показалась на этот раз! Полноценно достигнутая цель — с заиндевелым каменным туром на макушке. 1453 метра над нашим ялтинским домиком. И наконец-то над головами нашими замаячило синее небо. Проглянуло солнце — но от него не сделалось ни теплее, ни проще стоять. Приходилось ловить равновесие «на полусогнутых», так что позы на фото — вовсе не спектакль и не ритуальные танцы.

Мы имели реальные шансы быть сдутыми вниз — все, и лёгкие, и потяжелее. Это было здорово! Адреналин в крови, упругие ледяные объятия ветра…

Это было настоящее приключение, и мы получали от него восторженное удовольствие. Даже когда на обратном пути заплутали в пурге. Видимость упала до границы собственных ступней, и мы уже не знали, верно ли идём. Отпечатки наших ног замело, тропу поглотил снег, вокруг осталось только бледное марево, полное ветра и невнятных теней. И если до того момента где-то внутри ещё пряталось недоверчивое недоумение по поводу того, как можно знающему местность до камешка аборигену заплутать в пурге на Чатыр-Даге — то теперь от этого недоумения не осталось и следа.

Наконец мы ссыпались вниз, минуя все витки серпантина долгожданной тропы — где ногами, а где и на корточках и пятой точке (наст, кстати, оказался чудным покрытием скоростного спуска!) И стоило нам войти в полосу леса, как ветер унялся, пурга утихла. Всё это осталось на склоне Чатыр-Дага. А мы — заиндевелые и страшно довольные — устроились на ветвях поваленного дерева пить горячий чай и переваривать пережитое. Рядом рыцарским забралом стояла на стволе дерева обледенелая до жестяной твёрдости балаклава Лены…

Мы распрощались в другом Сашей на Ангарском перевале — надеемся, что ненадолго, до весны. Мы желали ему счастливого пути до Севастополя — и новых интересных путешествий. И сами уже мечтали о новой встрече — с Севастополем, с крымскими друзьями, и планировали новые совместные походы, с тёплыми весенними горами, с цветами, с палатками и ночными кострами. А пока — спешили в Ялту, чтобы «на десерт» прогуляться по набережной среди продолжавшихся Рождественских гуляний со стаканчиком тёплого глинтвейна…

9 января 2015 г. Долгое прощание с Ялтой

А потом был последний день в Ялте. Шёл дождик, и мы тоскливо глядели в окошко в мечтах о лучше погоде. Пока пробежавшая перед нашими изумлёнными физиономиями по сосне у окна белка не привела нас в чувство и, буквально, не выгнала на улицу! Ялта — всегда Ялта. Стоило выйти на её улицы, как неповторимая аура города счастья охватила нас, словно радужный пузырь, нежданно родившийся из сырости дождя. И сквозь его волшебную пелену дождливый город засиял всей своей атмосферностью и самобытностью. Резные домики, арочки, закоулочки — каждый шаг таил в себе сюрприз, сказку, дыхание истории…

А на набережной сияло самоцветной зеленью море под свинцом туч, и горластые скандальные чайки дрались за кидаемое горожанами угощение прямо в воздухе. Сушили крылья скульптурно-недвижимые бакланы, синели под шапками облачности склоны гор…

Закончился дождик, и по мокрым улицам мы шли и шли в недра города. Зарозовел над крышами закат, в синие сумерки погружались лестницы, стены знакомых и незнакомых домов. Были встречи со знакомыми местами, и маленькие открытия, и занятые знакомства с неожиданными историями…

Зажигались огни. Ночная Ялта замигала праздничностью гирлянд и колоннадами фонарей. На прощание мы снова вышли к морю. Красный свет маяка дробился в тёмно-зелёной воде, качались в волнах катера. И всё продолжались Рождественские гуляния, поманившие нас неожиданным гитарным драйвом. И на несколько композиций мы таки прилипли к сцене, воздавая должное мастерству молодых музыкантов South Band.

Но пора уже было завершать прогулку. Каникулы наши заканчивались, и чудесными Ялтинскими улочками мы шли домой. Наступало время собирать чемоданы и прощаться с Ялтой…

Хотите поделиться своими «дорожными историями»? Пишите
в личку Татьяне Афанасьевой
И да здравствует наш общий бесконечный и жизнерадостный «Гульбарий»! ;)

Для полноты картины: «русскоговорящие» места, по которым мы уже гуляли и которые могут стать и вашим новым маршрутом ;)

А Авчурино Алексин Анапа Ат-Баш
Б Балаклава Баскунчак Берендеево царство Белёв Белгород Белгородская область Бишкек Богимово Брест  Быково Бяки
В Великий Новгород Великий Новгород-2 Витебск Витязево
Владимир Воргол Воронеж Выборг
Г Гагра Городомля
Д Демерджи Дивногорье Дмитров Дубровицы
Е Епифань

И Ивангород
Й Йошкар-Ола Йокшар-Ола (продолжение)
К Казань  Калуга
Киев Кирицы Кисловодск Клин Козельск Коломна Коломенское Колосово Кубинка Кусково
Л Ливадия Луховицы Лысая гора
Я Якутия Ялта
Ярополец

Опрос

Вы планируете поездку в Крым в 2015 году?

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

23 января 2015, в 09:21 +29

«Гульбарий»

Маршруты выходного дня и дерзкие планы на лето. Кто не подпишется, в отпуск не пойдет!

Красницкий: Место, о котором забыли все...