1. Моя Слобода
  2. Блоги
  3. Блоги
  4. Фильмоскоп
  5. Прибытие (2016) - Блог «Фильмоскоп» - MySlo.ru
Прибытие (2016)

Прибытие (2016)

Фильм "Прибытие" в Туле идет всего неделю и только в одном кинотеатре, и можно понять почему: будучи заявлен как фильм для массового проката, по своим качествам он максимально приближен к арт-хаусу, а это значит, что для большинства зрителей он будет неинтересен. 

В его основе лежит повесть Теда Чана «История твоей жизни» (Story of Your Life, 1998), но читать ее до просмотра не советуют: перенося книгу на экран режиссер Дени Вильнев и сценарист Эрик Хайссерер неизбежно упрощают идею, чтобы суметь выразить ее на экране. Но вот после фильма повесть стоит прочесть, чтобы прояснить для себя то, что не было понятно в зале кинотеатра.

"Прибытие" - это тот фильм, которого я ждала два месяца, с того момента, как увидела трейлер, и одновременно - всю сознательную жизнь.

В нем нет той зрелищности, которая заставит пожалеть, что вы не пошли смотреть его на большом экране - его даже не стали выпускать в формате 3D, что сейчас скорее исключение для фильмов с бюджетом в 50 миллионов долларов. В нем нет экшна, нет сражений добра со злом, нет любовных страданий, зато с лихвой - малопонятных теорий, мозголомных парадоксов и рассуждений на узкоспециализированные темы.

По сравнению с "Прибытием" фильм "Интерстеллар" кажется космооперой, а "Гравитация" - приключенческим экшном. Нет, я не пытаюсь принизить достоинства этих фильмов по сравнению с "Прибытием", я просто показываю, насколько это непривычное для обычного зрителя (каким я тоже являюсь) кино.

Но так или иначе, эта лента стоит затраченного времени и усилий. "Прибытие" - это тягучее, завораживающее, медленно и словно исподволь затягивающее в себя зрелище. Фильм подобен неторопливому течению огромной реки - на первый взгляд кажется, что здесь нет ничего интересного, но стоит задержать взгляд, осознанно вглядеться - и уже невозможно оторваться до самого финала. И смотреть его стоит так, как в кино: ни на что не отвлекаясь, может даже в темной комнате, чтобы глубже погрузиться в атмосферу.

А музыка Йохана Йохансона прекрасно поддерживает и направляет эту атмосферу, как и превосходная работа оператора, и каждый актер на своем месте.

Это фильм не о пришельцах - это фильм об ином способе видеть, воспринимать мир. О том, как язык в устной, письменной и иных формах влияет на мышление, сознание, бытие и наоборот, и о том, как можно гипотетически увязать в одной концепции принципы свободы воли и предопределенности.

Это фильм о том, что язык - это основа мышления, это ценнейшее из изобретений разума, потому что язык - это и есть мир и разум.

Это фильм не о спасении мира, а о том, как сделать правильный выбор, когда знаешь все наперед, о том, что время нелинейно и вовсе не необратимо. Это фильм о том, что иногда человеку понять существо из иного мира проще, чем другого человека или даже (особенно!) самого себя. Это фильм о том, что нет черных и белых - есть люди, делающие выбор и иногда ошибающиеся. Но все ошибки поправимы, если ты к этому готов.

Разумеется, не обошлось без недостатков, отмеченных многими обзорщиками. Чтобы хоть как-то оживить историю, построенную на глубинных идеях лингвистики, в сценарий фильма добавили стереотипных военных, из тех, что сперва стреляют, а потом рассуждают, агрессивных китайцев и прочие элементы, вносящие чисто внешнее напряжение в происходящее. 

Надо сказать, я не считаю эти добавки таким уж недостатком: во-первых, фильм и книга - это два совершенно разных вида искусства, и выброшенные долгие рассуждения были бы действительно неуместны в кино, а внешнее действие необходимо, чтобы не превратить фильм в языковедческую диссертацию. А во-вторых, увы, но люди, особенно военные, на которых сильно влияет милитаризированная система, действительно сперва ищут как можно применить все непонятное в качестве оружия, потом пытаются уничтожить, и только в последнюю очередь - изучить.

И мне не кажется, что фильм не отражает основных идей книги, как написал автор статьи на Кинократии - каждый зритель, как и всегда, выносит из просмотра ровно столько, сколько может. Потому что чтобы получить правильный ответ, нужно задать правильный вопрос. А чтобы задать правильный вопрос - нужно знать половину ответа.

Но если вы не боитесь думать, если вам хоть немного интересно то, как еще можно мыслить и как связаны сознание, мир и язык - вам сюда. 

Возможно, вы тоже, по каким-то своим причинам, ждали этого фильма всю свою жизнь.

Главные новости за день в нашем Telegram. Только самое важное.

Перейти в Telegram

20 ноября 2016, в 11:00 +8
 

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
28 панфиловцев (Россия, 2016)
28 панфиловцев (Россия, 2016)
"Рассказы" (Россия, 2012)
"Рассказы" (Россия, 2012)

Только главные новости!

Получай уведомления от Myslo.ru о самых важных событиях.