Фильм "Прибытие" в Туле идет всего неделю и только в одном кинотеатре, и можно понять почему: будучи заявлен как фильм для массового проката, по своим качествам он максимально приближен к арт-хаусу, а это значит, что для большинства зрителей он будет неинтересен.
В его основе лежит повесть Теда Чана «История твоей жизни» (Story of Your Life, 1998), но читать ее до просмотра не советуют: перенося книгу на экран режиссер Дени Вильнев и сценарист Эрик Хайссерер неизбежно упрощают идею, чтобы суметь выразить ее на экране. Но вот после фильма повесть стоит прочесть, чтобы прояснить для себя то, что не было понятно в зале кинотеатра.
"Прибытие" - это тот фильм, которого я ждала два месяца, с того момента, как увидела трейлер, и одновременно - всю сознательную жизнь.
В нем нет той зрелищности, которая заставит пожалеть, что вы не пошли смотреть его на большом экране - его даже не стали выпускать в формате 3D, что сейчас скорее исключение для фильмов с бюджетом в 50 миллионов долларов. В нем нет экшна, нет сражений добра со злом, нет любовных страданий, зато с лихвой - малопонятных теорий, мозголомных парадоксов и рассуждений на узкоспециализированные темы.
По сравнению с "Прибытием" фильм "Интерстеллар" кажется космооперой, а "Гравитация" - приключенческим экшном. Нет, я не пытаюсь принизить достоинства этих фильмов по сравнению с "Прибытием", я просто показываю, насколько это непривычное для обычного зрителя (каким я тоже являюсь) кино.
Но так или иначе, эта лента стоит затраченного времени и усилий. "Прибытие" - это тягучее, завораживающее, медленно и словно исподволь затягивающее в себя зрелище. Фильм подобен неторопливому течению огромной реки - на первый взгляд кажется, что здесь нет ничего интересного, но стоит задержать взгляд, осознанно вглядеться - и уже невозможно оторваться до самого финала. И смотреть его стоит так, как в кино: ни на что не отвлекаясь, может даже в темной комнате, чтобы глубже погрузиться в атмосферу.
А музыка Йохана Йохансона прекрасно поддерживает и направляет эту атмосферу, как и превосходная работа оператора, и каждый актер на своем месте.
Это фильм не о пришельцах - это фильм об ином способе видеть, воспринимать мир. О том, как язык в устной, письменной и иных формах влияет на мышление, сознание, бытие и наоборот, и о том, как можно гипотетически увязать в одной концепции принципы свободы воли и предопределенности.
Это фильм о том, что язык - это основа мышления, это ценнейшее из изобретений разума, потому что язык - это и есть мир и разум.
Это фильм не о спасении мира, а о том, как сделать правильный выбор, когда знаешь все наперед, о том, что время нелинейно и вовсе не необратимо. Это фильм о том, что иногда человеку понять существо из иного мира проще, чем другого человека или даже (особенно!) самого себя. Это фильм о том, что нет черных и белых - есть люди, делающие выбор и иногда ошибающиеся. Но все ошибки поправимы, если ты к этому готов.
Разумеется, не обошлось без недостатков, отмеченных многими обзорщиками. Чтобы хоть как-то оживить историю, построенную на глубинных идеях лингвистики, в сценарий фильма добавили стереотипных военных, из тех, что сперва стреляют, а потом рассуждают, агрессивных китайцев и прочие элементы, вносящие чисто внешнее напряжение в происходящее.
Надо сказать, я не считаю эти добавки таким уж недостатком: во-первых, фильм и книга - это два совершенно разных вида искусства, и выброшенные долгие рассуждения были бы действительно неуместны в кино, а внешнее действие необходимо, чтобы не превратить фильм в языковедческую диссертацию. А во-вторых, увы, но люди, особенно военные, на которых сильно влияет милитаризированная система, действительно сперва ищут как можно применить все непонятное в качестве оружия, потом пытаются уничтожить, и только в последнюю очередь - изучить.
И мне не кажется, что фильм не отражает основных идей книги, как написал автор статьи на Кинократии - каждый зритель, как и всегда, выносит из просмотра ровно столько, сколько может. Потому что чтобы получить правильный ответ, нужно задать правильный вопрос. А чтобы задать правильный вопрос - нужно знать половину ответа.
Но если вы не боитесь думать, если вам хоть немного интересно то, как еще можно мыслить и как связаны сознание, мир и язык - вам сюда.
Возможно, вы тоже, по каким-то своим причинам, ждали этого фильма всю свою жизнь.