Более тридцати поэтов, журналистов, музыкантов и приглашённые эксперты из Москвы и Питера собрались жарким воскресным утром в «Студии 1913». Обсуждение началось в 11 часов утра и продлилось почти весь день: участники разошлись около шести часов вечера.
Семинар межрегионального проекта «Искусство возможного» начался с вступительного слова Алексея Глазунова, куратора проекта.
Одна из проблем современного искусства заключается в том, что в маленьких городах нет места, где могли бы собираться творцы:
художники, поэты, музыканты.
В Туле, как и во многих городах России, есть проблема – творцы локализованы в группах, они сидят сами по себе в отдельных помещениях. Нет среды коммуникации, нет среды общения. По словам Алексея, в Туле не хватает тусовок, движений, и изменить это смогут только сами туляки. Ещё одна проблема – желание высказаться часто остаётся нереализованным. Если человек это желание реализует, значит он продолжает идти дальше. Если его не слышат, он останавливается.
Алексей Глазунов
Мы живём по модели, которая нам досталась по наследству, с 30-х годов. Но она была ориентирована под другие задачи. И мы понимаем, что искусство меняется, мир меняется и сейчас перед нами стоят совершенно другие задачи. Наша с вами жизнь состоит не их программ, указов, законов, а из того что мы видим вокруг. А то, что мы видим создается художниками. Сейчас идет год культуры, поэтому разговор о культуре наиболее актуален. Мы убеждены в том, что любые федеральные движения будут осмыслены только в том случае, когда навстречу этим шагам будут предприняты шаги от регионов, на местах.
«Искусство возможного» - это те возможности, которые окружают конкретного человека.
Это то, что он может сделать сам. Хотя, вместо этого очень часто люди пеняют на каких-то мифических «они». «Они» не обеспечили, «они» не сделали, а возможностей вокруг себя мы подчас не видим. Проект посвящен некоторой инвентаризации, то есть пониманию наших возможностей.
К сожалению, люди сами не осознают свои возможности. Чтобы их обнаружить, должны приехать люди из Москвы, какой-то федеральный проект. Я сейчас не хвалюсь, а говорю это как досаду. Нужно чтобы люди увидели, что делают другие, находясь на соседних улицах, в других городах. Недавно один театральных художник сделал интересное открытие: оказывается, Голливуд был создан русским, Михаилом Чеховым. А если говорить о способе съёмки – там всё строится на канонах, сформулированных Сергеем Эйзенштейном. Возможно, если бы Чехов остался в России, а Эйзенштейну дали больше возможностей, Голливуд появился бы в нашей стране. В России огромное наследие, необходимо только его освоение. Тот язык, который сформировали в 30-е годы, мы понимаем. А как должен сформироваться новый язык, мы не знаем. Поэтому и ездим по регионам.
Приглашённый эксперт из Питера, футуролог Артём Желтов рассказал тулякам о том, как правильно нужно использовать неутилитарные объекты (арт-объекты).
Артём Желтов
Смысл неутилитарных объектов в том, что они создают творческую атмосферу или мистическую. Линейка таких бесполезных, но не бессмысленных объектов довольно длинная. И они сильно меняют восприятие людей, они украшают и делают город более впечатляющим. Делают жизнь лучше и насыщеннее.
Питер – место душевнобольное, он богат на неутилитарные объекты.
Например, на билборде, где нарисована карта города и отмечено красной точечкой «Вы здесь», рядом подписано : «И вы ничтожно малы по сравнению с Вселенной».
Тула - город патриархальный, более серьезный, но здесь тоже пытаются развивать городскую среду. Ведь, есть города для жизни, а есть для деятельности. Например, Москва. Вот там пахать хорошо, а жить плохо. Тула – такой город, где жить хорошо. Красивые улочки, зелень, симпатичные девушки. Красота! Здесь никогда не будет мегаполиса, делового района. Вот и прекрасно! Где-то должны быть места, где нужно отдыхать от деятельности. Именно таких городов не хватает в России.
Участники семинара включились в интеллектуальную игру «Микроскоп», чтобы смоделировать общее видение будущего. В этом видении нашлось место для множества смелых идей: форум городских проектов, «Зелёные парковки», репродукции шедевров мирового искусства на троллейбусах и т.д.
Участников разбили на группы и предложили создать «дорожную карту». Создание такой карты – понимание картины города. Поэты, журналисты, художники, музыканты обсуждали искусство и пытались понять, что можно изменить в нашем городе.
«Дорожную карту» составляли не только молодые люди, но и представители старшего поколения.
Вячеслав Горчаков, писатель-документалист
Мы расчертили ось времени: прошлое и будущее. Выбрали две категории субъектов, которые могут иметь отношение к искусству. Сделали три позиции, линзы, сквозь которые будем рассматривать определенные события. Попытаясь соединить несоединяемое, мы попытаемся понять, что в итоге умрёт, а что останется. Неизвестно, чем всё это закончится. В Туле нет инициаторов, и мы начинаем двигаться только тогда, когда к нам приезжают москвичи. Не знаю, насколько всё эти проекты и идеи приживутся в нашем городе. Мне, как человеку старшего поколения, всё это кажется лукавством.
Я бы решил проблему искусства гораздо проще, как в оборонке: уяснить обстановку, дать распоряжение, отдать приказ и проследить исполнение.
Результаты этого обсуждения войдут в федеральный сборник материалов проекта «Искусство возможного». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные Институтом проблем гражданского общества в качестве гранта в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации.