«Профессий много, но
прекрасней всех — кино!»
Нам с моим другом детства Колькой повезло жить в панельной девятиэтажке, от которой было рукой подать до кинотеатра «Искра». Тогда это был здоровенный современный кинозал со стеклянными дверьми, кассой, огромным холлом с кафе «Мороженое» и удобными (пусть и деревянными) синими сиденьями.
«Искра» — типовое здание, каких в СССР были сотни. Необычное кирпичное строение в стиле советского архитектурного модернизма было украшено работавшими неоновыми вывесками с названием кинотеатра.
Ещё даже не заходя внутрь, можно было увидеть шикарные голубые тумбы справа и слева от входа. С одной стороны размещались афиши тех фильмов, которые показывали в кино сегодня, а на второй, напротив — анонсы предстоящих показов. В штатном расписании большинства кинотеатров тех лет были художники, которые перерисовывали афиши с маленьких сопроводительных буклетов к фильмам. И пусть «полотна» порой совсем не блистали схожестью с оригиналом — зато было сразу понятно, что работает профессиональный художник!
«Ты так любишь эти фильмы!»
Пел легендарный Виктор Цой в одноименной песне культовой (как и сами фильмы!) группы «Кино». Зарубежный кинематограф всегда был для советских людей не просто развлечением, а дверью в другое измерение, красочной отдушиной, куда можно было сбежать на часок-другой от серых будней.
Середина 80-х. Высоченные стеклянные двери, выше роста человека. Мозаика из разноцветного треугольного стекла, стильные поручни у касс и такая же стеклянная служебная дверь из кассы в фойе. Но с билетом сразу войти здесь нельзя: надо выйти из кассы, обойти здание, подняться по ступеням и отдать билетеру свой голубого цвета билет. И лишь потом, поднявшись наверх, ждать начала сеанса — потирая в руке яблоко, которое дала с собой заботливая бабушка. Входить в прохладную полутьму зрительного зала у пацанов было принято справа — здесь был вход в рубку киномеханика, и, если дверь была открыта, можно было увидеть его рабочее место…
Отечественный кинематограф, бесспорно, подарил нам бесчисленное множество актёров, режиссеров, сценаристов и замечательных фильмов. Но при всем богатстве выбора он не мог конкурировать с фантастикой, приключениями, триллерами и любовными мелодрамами, прибывшими из-за рубежа и описывающими тамошнюю жизнь! Поэтому настоящий аншлаг в кинотеатрах СССР наступал, когда в прокат выходили европейские и американские фильмы и мультфильмы, а также кинопродукция соседей по соцлагерю!
Myslo припомнил самые любимые взрослые и детские киношедевры восьмидесятых.
- «Полёт навигатора» (1986, США, Норвегия) — фильм про невероятные полеты мальчика Дэвида на роботизированном инопланетном корабле.
Кстати, в этом фильме миловидную сотрудницу NASA сыграла тогда ещё восходящая голливудская звезда Сара Джессика Паркер.
- «Короткое замыкание» (1986, США) — фантастический фильм про сбежавшего от военных и очеловечившегося робота.
- «Враг мой» (1985, США) — фантастический фильм про войну двух цивилизаций и гуманизм.
- «Чудесный лес» (1986, Югославия, США) — мультфильм про художника, понимающего язык животных и спасающего их от истребления.
- «Ловушка для кошек» (1986, Венгрия, Канада, ФРГ) — мультфильм про секретного агента Гробовского и супероружие мышей против кошек.
- «Игрушка» (1976, Франция) — драматическая комедия про журналиста, которого владелец газеты «подарил» своему сыну.
- «Роман с камнем» (1984, США, Мексика) — фильм про авантюрные приключения известной писательницы и ее напарника.
- «Кинг Конг», «Кинг Конг жив» (1976, 1986, США) — остросюжетная кинолента про приключения гигантской гориллы.
- «Танцор диско» (1982, Индия) — кино с песнями и танцами о бедняке Джимми, который своим трудом и талантом добивается славы.
- «Танцуй, танцуй» (1987, Индия) — еще одна трогательная болливудская история с Митхуном Чакраборти в главной роли.
Кстати, некоторые фильмы (особенно на вечерних киносеансах) содержали одну-две легкие эротические сцены — взрослую публику тоже надо было чем-то завлечь в кинотеатр! И тогда на афише красовалось ненавистное предупреждение «дети до 16 лет не допускаются».
…1991 год. Мы с моим одноклассником Русликом после школы частенько ходим в кино. Бабушка Руслика работает билетером и пускает нас с ним в кино бесплатно. Так что мы теперь — два киномана, которым все равно, что смотреть, — выпуск киножурнала «Фитиль» или виденного не раз «Шерлока Холмса и доктора Ватсона»…
Кино, вино и домино
Даже при отсутствии денег на билет кинотеатр все равно был центром притяжения нашей тогдашней «дворовой» жизни. Собрав компанию, при наличии простого мяча можно было сыграть в модную у советской детворы игру «Козел три точки», пиная мяч о «глухую» заднюю стену здания кинотеатра. На пожарной лестнице «Искры» мы с пацанами тайком покуривали (словно в назидание нашим детям, что курение сильно вредит здоровью, пожарную лестницу бывшего кинотеатра снесли при реконструкции здания).
«Ешь морковку, тертый хрен — будешь как Софи Лорен!» — призывал девчонок кем-то придуманный гастрономический кинодевиз тех лет. Ну, а сделать прическу «под мальчика», как у Одри, мечтала почти каждая уважающая себя советская школьница! И у каждой из них был целый набор фотографий, открыток, плакатов и значков с изображением кинозвёзд — все это активно покупалось, вырезалось из журналов «Советский экран» и обменивалось.
…1987 год. Зима. Рядом с кинотеатром «Искра» — огромная чаша фонтана (сегодня на этом месте стоит 9-этажный дом). А раз рядом фонтан — значит, здесь самые крутые горки во всем районе! Кто-то катается на санках, кто-то на пластиковых «ледянках», все остальные — на плотных картонках. Самые отчаянные то и дело поглядывают в сторону пожарной лестницы — там вчера залили ступеньки водой… но тормозить придётся об стенку, не иначе…
Прямо за кинотеатром в кустах располагалась неофициальная «киносвалка» отходов производства — небольшая площадка, где утилизировали (сжигали) негодную пленку, выкидывали бобины
«Режиссенто нас сниманто в киноленто!»
Туляк стал обладателем раритетной коллекционной кинокамеры времён СССР.
Об увлечении своего дяди Александра Свешникова Myslo рассказал Константин Быков, директор техцентра «Механика-Тула».
В СССР 70−80-х модным увлечением стала съёмка собственных фильмов. Полупрофессиональная 16-мм кинокамера «Красногорск» осталась у Константина на память о его дяде из Мичуринска. Он приобрёл кинокамеру в 80-е для съёмок родных и природы.
- В кинокамеру была заряжена пленка, и я попробовал ее проявить. Удивительно, но факт: в столице такие пленки проявляют (а значит, и снимают на них!) до сих пор, а затем пленку можно просмотреть и при желании оцифровать.
Увы, но кассеты к «Красногорску» оказались пустыми.
- Скорее всего, при проявке эмульсию со старыми экспонированными кадрами «смыло», поскольку пленка была заряжена в кинокамеру несколько десятилетий назад…
Сегодня эта семейная реликвия вместе с кассетой находится на хранении в одной из частных тульских коллекций.
А какие фильмы смотрели в кинотеатрах вы? Делитесь в комментариях!