Десять рублей за невесту
В старину девушки молились о замужестве на праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 1 октября по старому стилю. Люди верили: если на Покров выпадает снег, обязательно будет много свадеб. Богородица считалась покровительницей свадеб на Руси. Считалось, что если Покров весело проведешь, то дружка милого найдешь. В Туле приговаривали: «Мать-Покров, покрой землю снежком, меня, молоду, платком».
В деревне знакомились на посиделках, которые устраивались в чьей-нибудь избе. Хозяева пускали молодежь не просто так – за хорошее угощение с чарочкой. На посиделки девушки собирали с зажиточных крестьян по пригоршне муки, по паре яиц, мясо – угощать парней. Молодые люди приходили в компании с деревенским музыкантом, который играл на балалайке или гармони. Устраивались пляски, которые заканчивались за полночь.
Иногда девушки собирались посидеть за работой – вязанием или пряжей. Тогда парни приходили составить им компанию – они пели песни, смешили, рассказывали сказки.
Парни и девушки того времени женились очень рано. В среднем парню, который обзаводился семьей в тульской деревне, было 18 лет, девушке – 16.
Если девушка засиделась в невестах, приходилось изобретать самые невероятные способы, чтобы выдать ее замуж. Так, одна находчивая мамаша из села Волово Тульской губернии раструбила, что она нашла клад. Достаточно быстро выяснилось, что никакого клада нет и в помине, – просто таким образом мама пыталась привлечь внимание к своей единственной дочери Аграфене, которой стукнуло уже 24 года. По деревенским меркам она была вековухой – слишком старой, чтобы рассчитывать на замужество. Но маркетинговый ход сработал, и скоро Аграфену присватал крестьянин Лаптев.
Ярмарка желающих выйти замуж
В Туле устраивались ярмарки невест. В году было два дня, когда парни и девушки собирались для знакомства. Первый из них – 27 мая, в день Вознесения Господня. Потенциальные невесты собирались к церкви Вознесения в Заречье. Храм этот на нынешней улице Герцена отнесен к памятникам архитектуры как наиболее яркий представитель тульского барокко. Сейчас здесь опять проходят службы, но невесты уже не собираются.
Вознесенская церковь, у стен которой проходили выставки невест.
Другим главным женским днем XIX века в Туле был Горский праздник, который отмечался на третий Нерукотворный Спас – 16 августа. Третий, или Хлебный Спас по народному календарю, это и церковный праздник Перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа, когда в городах начинались массовые гуляния. В Туле центром таких гуляний было Спасское кладбище в Заречье, а точнее – место возле храма Спаса на Горе.
Церковь Спаса на горе на Спасском кладбище в Заречье. У ее стен искали женихов в августе.
Известно также, что подобные смотрины проходили в день Всех святых на кладбище у Всехсвятской церкви и в день Ильи Пророка у Ильинской церкви.
Почему же для гуляний выбиралось совершенно, казалось бы, неподходящее для этого место? Однако где и собираться в старину, как не около храма, рядом с которым традиционно устраивались кладбища? К смерти в то время относились просто, ведь это всего лишь переход из одного мира в другой. А с другой стороны, и мест для прогулок в городе было не так много. Первый общественный парк в Туле появился только в конце XIX века. И то для зареченцев он находился на другом конце города. А на кладбище стояли лавочки, были аллеи для прогулок, да еще и торговали всякой всячиной. Настоящий городской сквер.
Этого дня незамужние девушки ждали с особым нетерпением. «Всякий старается сшить себе новое платье, собираясь за целый месяц до праздника. Накануне праздника вечером все идут ко всенощной, ближе к церкви сидят торговцы и торговки, которые с зажженными фонарями продают подсолнухи, мак, орехи, пряники, яблоки, груши, пироженное, виноград, конфеты, сливы и сахарное мороженное, – описывал заведующий Тульской палатой древностей, историк и краевед Николай Иванович Троицкий. – В церкви и на кладбище бывает очень много народа, который гуляет до 10 часов вечера, торговки остаются на том же месте ночевать…»
К мужу в гости. Тульская губерния.
«Еще с вечера двигались в Заречье девушки со всего города и с более далеких окраин, Чулкова, чтобы переночевать у теток, у родных, где-нибудь поближе к Спасскому кладбищу, – описывал в 1937 году этот обряд другой тульский краевед, Михаил Дружинин. – У каждой в руке узел с новым платьем, с нарядами. А наутро, после обедни, начиналась под старинными деревьями Спасского кладбища выставка невест.
Расцвеченные яркими платьями, с узорными платками на голове, выстраивались девушки рядом, у церкви, а парни ходили и рассматривали, выбирали, вступали в разговоры.
Со стороны вся картина эта живописна. Многим было весело. Но это своеобразный молодежный праздник, когда со всего города собирались девушки».
О той же ярмарке невест писал и тульский врач, основатель городской больницы и санитарной комиссии В. И. Смидович. По его словам, обычай ярмарки невест «в прежние времена» существовал в Туле «в довольно больших размерах, преимущественно в известные дни храмовых праздников».
Происходил этот флешмоб примерно таким образом. Люди в то время были набожны и посещение церкви, а именно заутрени и обедни, считалось главной составляющей праздника. Поэтому смотрины начинались после обедни. Называлось это в Туле по разному: гуляние с заранее обдуманными намерениями, ярмаркой невест, а еще выставкой.
Девушки вместе с мамами стояли вдоль стен церкви так, чтобы мостовая перед ними оставалась свободной. По этой дорожке ходили парни, лузгая семечки или щелкая орехи, с цветами в руках. Тут же крутились свахи, потому что свататься без свахи на Руси считалось неприличным. Не зря свах называли кумой или венчальной матерью.
Девушки, конечно, были все на выданье, но расписных красавиц среди них практически не встречалось. Такие и без выставки могли найти свою судьбу. Поэтому при подготовке к выходу на люди надо было поискуснее подмазаться белилами и румянами, пощеголеватее одеться.
Под придирчивыми взглядами кавалеров шеренга набеленных, нарумяненных и расфуфыренных девиц стояла, скромно опустив глаза и переговариваясь друг с другом. Когда кто-то из девиц нравился парню, он вручал ей цветок. Если девушка принимала этот цветок, на другой день присылали сговариваться сваху. Случалось и так, что владельцу цветка давали от ворот поворот.
Последняя мода прошлого десятилетия
Тульская пресса на ярмарке невест оттачивала свою ядовитость. Вот, например, что писала «Тульская молва» 17 августа 1911 года:
«Вчера после обедни в третьей части Тулы состоялся традиционный смотр невест. Разряженные по последней моде прошлого десятилетия молодые девушки чинно гуляли по улице, привлекая к себе взоры желающих жениться кавалеров, которых явилось на этот смотр немало. Смотр окончился с наступлением сумерек».
Еще более язвителен был журналист «Тульской газеты» в 1906 году:
«Редко из таких свадеб толк выходил. Начать с того, что еще до свадьбы обыкновенно устраивались вечера, на которых сплошь да рядом пропивалось не только все приданое невесты, но и вся семья, особенно ежели из мастеровых, разорялась и входила в долги.
На другой день после венца в доме жениха собирались некоторые из бывших накануне гостей, шаферы и несколько женщин, которым сваха невесты накалывала пучок разноцветных лент, и вся эта толпа шла в дом матери невесты с огрыжем. Одна из женщин вооружалась большим медным тазом и, став во главе процессии, немилосердно била в него колотушкой. За нею шествовал или, вернее, приплясывал мужчина с бутылкой водки и рюмкой, а рядом с ним, также вприпляску, двигалась невестина сваха. Ну а уж за этой парой и все остальные прочие. Достигнув дома матери невесты, толпа разбивала вдребезги все, что ей попадалось под руку: посуду, горшки, оконные стекла. Конечно, в доме все, что поценнее, припрятывалось заранее, потому что никаких претензий на разгром предъявлять было нельзя, а, напротив, надо было кланяться и благодарить: коли пришли с огрыжем, значит молодой доволен своей женой».
Однако уже в начале прошлого века выставки невест начали терять прежний размах. А в непогоду, когда на улице дождь, так и вовсе собирали немного народу. Все больше эта традиция сводилась к простому гулянию на кладбище после обедни.
Заканчивались ярмарки невест также традиционно и в соответствии со временем – кулачными поединками раздухарившихся кавалеров.
Обычай проводить время именно на кладбище сохранялся даже в советские годы. По некоторым свидетельствам, и после Великой Отечественной войны на том же Спасском кладбище устраивались кулачные бои, которыми так славились зареченцы.