Это АХХО — авторское холодное художественное оружие. По-простому, это выполненная из дерева композиция, в состав которой обязательно входит клинок. Такие произведения мастера выполняют вручную и, соответственно, продают за большие деньги истинным ценителям. Сейчас у Александра — богатая коллекция таких моделей.
40 лет назад он начинал с простых, не столь техничных работ.
А начиналось всё с гравировки. Первую свою работу (наивное панно с котенком) Александр сделал еще в армии. «Несерьезно это всё было, по-детски», — улыбается мастер. Но именно с этого котенка началось дело его жизни.
– Одна моя знакомая увидела кота и позвала меня работать гравером на Тульский оружейный завод, — рассказывает Александр. — Что это за специальность такая, я толком и не знал. Но втянулся и понял: резьба по дереву мне гораздо больше по душе, чем гравировка. Решил сделать деревянные шахматы, в 80-х они были очень популярны. Сделал к 600-летию Куликовской битвы. Сейчас эти шахматы кажутся баловством.
Шахматы. 80-е годы.
А вот шахматы, которые мастер делает сейчас. Разница очевидна.
Со временем Александр отказался от работы гравером, стал заниматься только резьбой. Бросил работу, открыл частную мастерскую.
О мастерской — отдельно. Это настоящий музей! Сотни деревянных икон, панно, настенных часов, настольных композиций. Только ручной труд.
Александр признается: сейчас ручные изделия — редкость, мастера все чаще стали использовать станок. Ведь он уменьшает время работы в два раза. Правда, и цену изделия тоже.
Но отличить хендмейд от машинного «творчества» может только профессионал. Любитель же может полагаться только на интуицию.
– Взгляните, — Александр показывает нам на трое практически одинаковых настенных часов с медведями. — Какие из них — ручная работа?
Пожимаем плечами. Наугад показываем на правые. Успех! Вот вам лайфхак: распознать оригинал можно по породе дерева. Те, что слева и в центре — из клена, правые — из липы. По липе станок не режет, мастер работает с деревом только вручную.
Как это происходит?
Александр улыбается: описать весь процесс в двух словах не получится. Сейчас он готовит альбом — большой мастер-класс по созданию авторского оружия для начинающих резчиков по дереву. В нем больше 80 фотоэтапов!
– Идеи ко мне, как правило, приходят ночью, — говорит Александр. — Я тут же беру листок бумаги и делаю карандашный набросок. Сразу подписываю, из каких пород хочу сделать поделку. Эскиз, если честно, — мое слабое место. Работать с деревом я начинаю практически с нуля, не имея четких набросков. Конечно, результат стал бы еще лучше, будь у меня художественное образование.
Но главное в поделках, все же не эскизы, а само дерево. Образцов пород в мастерской не сосчитать. Есть и редкие деревья, например амарант, венге, ироко, кумару и палисандр. Их Александр расходует только на мелкие вставки — черты лица, воротники, головные уборы, аксессуары.
Важный момент: после нанесения лака дерево меняет цвет. Поэтому, начиная работу, Александр всегда пользуется шпаргалкой — своеобразной палитрой древесных пород. Самая любимая из них — орех: он не только имеет красивый оттенок и структуру, но и легко поддается резке.
Авторское художественное оружие — особенная гордость Александра. Надо отметить, это не просто «шкатулки» для ножей. Каждое авторское художественное оружие — целостное произведение со своим замыслом, характером и сюжетом. Вариации, в основном, на три темы — сражение, охота и сказка.
На изготовление одного изделия уходит примерно 240 часов. Работать приходится много. Хорошо, что у Александра есть помощница — его дочь Ольга. Мы увидели ее за работой с рукояткой ножа, иглой и микроскопом.
– Техника, в которой я работаю, называется скримшоу, — говорит Ольга. — На отполированную поверхность рукоятки с помощью иглы наношу узор. Получается пунктир. Чтобы сделать рисунок четким, после прокалывания втираю тряпкой краску — так, чтобы была покрыта вся поверхность.
Затем излишки краски (то, что находится не в углублениях) удаляются. Получается изображение, почти как фотография. Но в отличие от фото скримшоу не стереть ничем!
Скримшоу-изображения украшают почти все шедевры мастера. К сожалению, показать эти работы широкой публике пока нет возможности: большинство выставочных залов не оборудовано специальной витриной и сигнализацией.
Мyslo предлагает тулякам полюбоваться деревянными композициями в нашем фоторепортаже.