А вы катались на деревянном велике?

Шариф Джалилов. Фото Максима Котенёва

А вы катались на деревянном велике?

На 9 Мая многие туляки видели в центре города необычный велосипед, сделанный полностью из дерева. Не просто статичный арт-объект, а вполне пригодное для передвижения транспортное средство! Myslo нашёл народного умельца.

Автор патриотичного деревянного велосипеда – 25-летний Шариф Джалилов из Таджикистана. В Туле он живёт уже четыре года, вместе со своими братьями работает на стройках, делает крыши. Но это чтобы денег заработать. А для души Шариф любит вырезать из дерева. Благо проблем с тем, чтобы добыть материал, нет – молодому человеку вполне достаточно обрезков досок и брусьев со стройки. Там их отправляют в мусор, а Шариф собирает и несёт домой, в свою «мастерскую». Для него это настоящее богатство: только представьте, в Таджикистане куб. м дерева стоит 18 тысяч российских рублей (сравните с нашими ценами: в России это около 5-6 тысяч). Там иметь такое хобби, как у Шарифа, – это роскошь.

Велосипед – это первое масштабное творение парня. На вопрос о том, был ли у него какой-то чертёж, Шариф ответил: «Был. В голове!»

Велосипед полностью сделан из дерева (за исключением покрышек – те, как и положено, из резины). Даже цепь – и та из дерева! Особая гордость мастера: он не использовал ни одного гвоздя – только некоторые заклёпки на клей посажены, для прочности.

На то, чтобы сделать деревянный велосипед, у Шарифа ушло три недели. Причём работал над ним он только по ночам. Пообещал своим родственникам, что закончит ко Дню Победы, и почти успел. Остались только мелкие недоделки. «Однажды в три часа ночи встал, а он не спит: сидит и думает, как бы цепь сделать, – рассказывает двоюродный брат Шарифа. – К утру уже часть цепи была готова, а он даже не прилёг, сразу на работу убежал. За пять ночей всю её доделал».

Так как велосипед создан специально к празднику Победы, то Шариф и украсил его соответствующе. К переднему колесу приделаны два «автомата» с надписями «Спасибо деду». Весь велосипед раскрашен «под камуфляж», зелёными пятнами. Спереди табличка «Тула». На раме «Исфара» – родной город Шарифа. По бокам написано «Россия» и «ТаджикистОн» (мастер очень расстраивается, что неправильно написал по-русски название своей родной страны). А на заднем крыле – «9 Май». «Ту войну ведь не только Россия выиграла, и наши деды там погибали», – объясняет парень военную тематику своего творения.

Первый «выход в люди» с велосипедом произвёл настоящий фурор. Шариф хотел провезти его по улицам города на шествии «Бессмертного полка», но полиция не пустила. Впрочем, это не помешало парню «стать звездой». «Когда мы вышли с велосипедом на улицу, возле нас остановились десятки машин, – рассказывают Шариф и его брат. – Спрашивали, кто делал и как. Просили продать!» А пока мы беседовали с умельцем, возле нас тоже тормознул автолюбитель: «Он хоть едет?» – «Едет, едет!» – гордо ответил Шариф.

Велосипед, действительно, на ходу. Вот только кататься на нём сам Шариф боится – рама слабовата. Будь дерево потолще, получилось бы гораздо прочнее. Сейчас на этом велике могут прокатиться только дети – здесь главное, чтоб вес был небольшой. Есть и ещё один нюанс: тормозов у этого творения нет. Совсем. Шариф хочет довести велосипед до ума – чуть переделать, чтобы он не сломался от веса взрослого человека, придумать к нему моторчик и тормоза, оформить ручки и педали. Планов ещё много.

Для Шарифа резьба по дереву – это семейное дело. Его дед, Абдусалим Валиев, или усто Салим («усто» по-таджикски «мастер», очень почётная приставка к имени), был известным резчиком по ганчу (среднеазиатское название гипса) и дереву. Он научил резьбе по дереву своих детей и внуков, передал мастерство по наследству.


Дед Шарифа – усто Салим.
Фото Николая Баратова (журнал «Вокруг света»).

 

Про усто Салима даже писали в журнале «Вокруг света» в 1980 году. Он украшал жилые дома и административные здания не только в своём городе, но и в соседних областях и даже странах – в Узбекистане и Киргизии. А самой любимой своей работой называл местную чайхану – говорят, каждый, кто туда заходит, теряет дар речи от невероятной её красоты… Но то, опять же, работа. А в качестве развлечения усто Салим сделал… деревянный велосипед! Шариф говорит, что тот велосипед забрали в какой-то музей в Санкт-Петербурге.

Свой велосипед Шариф тоже хочет передать в какой-нибудь музей. «Если я его продам, то деньги потрачу, и ничего не останется. Лучше сдам куда-нибудь, где его будут люди видеть», – говорит он.

А к следующему Дню Победы, если будет свободное время, Шариф хочет сделать танк из дерева, практически в натуральную величину: «Какой именно буду делать – ещё не решил. Выберу тот, который понравится. Уже придумал, как сделаю гусеницы, – по принципу велосипедной цепи! И он тоже будет ездить, обещаю». А ещё одна мечта парня – полностью построить самому деревянный дом, как строили его деды: «У меня в голове постоянно крутится его образ. Отделаться не могу. Обязательно сделаю однажды – такого в Туле больше ни у кого не будет!»

 

Первые в мире велосипеды были именно из дерева. Но впоследствии этот материал был практически полностью заменён на металл и пластик. Так что сейчас деревянные велосипеды вызывают ностальгический и дизайнерский восторг. А дерево в основном используется для украшения необычного и эксклюзивного транспортного средства. Стоят бешеных денег!

Японский дизайнер Йоджиро Ошима создал невероятно красивый деревянный велосипед. Проект называется Fusion («стилевой микс»), и даже его колеса сделаны из дерева, как и у умельца из Таджикистана:

Ещё один японец, представитель судостроительной династии Суеширо Сано, делает на заказ деревянные велосипеды из редких пород гондурасского красного дерева. На создание каждого уходит не менее трёх месяцев. Цена может достигать 20 тысяч долларов:

Амстердамский дизайнер Пол Тиммер разработал уникальный деревянный односкоростной велосипед. Причём мастер использовал только цельные куски ясеня, проигнорировав склейки, фанеру и сплавы:

Ещё один голландец, Ян Гунневег, хотел создать велосипед, на котором человек ощущал бы единение с природой. Получился лёгкий электробайк с плавным ходом. Отметим, что в Голландии на двухколёсном транспорте ежедневно ездит 84% всего населения:

Дизайнер Поль Герен и плотник Тил Брайтфас на студии во Франции делают уникальные  велосипеды Arvak Bicycle стоимостью 11 000$.

Популярностью пользуются велосипеды из бамбука – на этот материал обратили внимание многие дизайнеры. Так, компания Bamboobee использует медовую пропитку, что предохраняет бамбук от растрескивания. Пожалуй, это одна из редких моделей, где так удачно сочетаются природные материалы и новые технологии.

А деревянный велик Boske Bike Дена Гистосо Риверы в разборном виде помещается в небольшой ящик. Чтобы его собрать, потребуется только гаечный ключ. Рама велосипеда сделана из гнутой ламинированной древесины, а механические части (такие как передняя вилка и подседельный штырь) выполнены из алюминия, полученного после переработки использованных банок.

20 мая 2016, в 10:12 +29
Другие статьи по темам
Место
Где в Туле сдать анализы?
Где в Туле сдать анализы?
В Новомосковске открылась первая автозаправочная станция «Шелл»
В Новомосковске открылась первая автозаправочная станция «Шелл»