Спустя шесть лет Юрий Башмет вновь посетил Тулу с оркестром «Новая Россия». Маэстро уехал с памятным подарком - самоваром, хорошим настроением и новыми соображениями по поводу своего коллектива. После концерта он уделил внимание прессе.
- Юрий Абрамович, Ваш юношеский симфонический оркестр сыграл на закрытии Олимпиады в Сочи. Было ли с тех пор событие, ставшее для Вас столь же грандиозным?
- Я думаю, с Олимпиадой вряд ли может что-то сравниться. Ведь она - символ нашего желания быть самыми лучшими, мощными и молодыми. В связи с этим мы решили, что в церемонии закрытия должны принимать участие молодые талантливые люди - наше будущее. Юношеский симфонический оркестр - это нечто новое, такого в России еще не было. Выступление оказалось крайне успешным, поэтому оркестр продолжил свое существование и до сих пор регулярно пополняется новыми музыкантами.
- Каким образом обновляется состав? Где Вы находите участников - в разных городах России или же только в столице?
- Мы ищем таланты по всей стране. Я думаю, широта взгляда - вообще двигатель творческого прогресса. Именно благодаря ей 9 лет назад у нас родилась идея создать грандиозный фестиваль искусств, который по сей день проходит в Сочи.
- Расскажите, как это было.
- В 2007 году мы отмечали юбилей камерного ансамбля «Солисты России». Поскольку цифра была довольно серьезной (коллективу тогда исполнилось 15 лет), мы решили отпраздновать это событие не за границей, а здесь, в России.
Дело в том, что у нас был невероятный дисбаланс: из более сотни концертов в году всего лишь 15 мы играли в России.
В тот момент я подумал, что было бы патриотично, драгоценно как для нас, так и для зрителя, провести этот день в своей стране. Мы организовали огромный тур по 39 городам и, тем самым, исправили чудовищную несправедливость. Случилось так, что первый концерт проходил в Сочи. После него за ужином, общаясь с Михаилом Швыдким (в то время - министром культуры Российской Федерации), я услышал фразу: «Если мы проиграем, то люди опять скажут, что виновата культура». Оказалось, шел последний тур выбора города для Олимпиады. Я не придал этому значения, и в поддержку разговора пообещал, что в следующий раз мы обязательно задержимся в Сочи и устроим своеобразный мини-фестиваль.
Вскоре после этого ужина я узнаю: на концерте ансамбля присутствовали представители Аугсбурга - наши последние конкуренты. Не могу сказать, что только наш концерт повлиял на результат исторического решения, но через два месяца официально объявлено: Сочи станет столицей Олимпийских игр 2014. Я позвонил Швыдкому и сказал: «Миша, ты прав, культура виновата!». Наш фестиваль, который планировался в малом формате, к 2014 году приобрел грандиозный масштаб. И вот, вышло так, что он совпал с Олимпиадой в Сочи. Так мы стали, можно так сказать, ее сердцем.
- Как Вы считаете, чем цепляет людей ваша музыка?
- Я считаю, это наша способность разнообразить произведения, которые мы играем годами. Нет ни одного момента, что прошел бы на автопилоте. Сейчас поясню, что я имею в виду.
У каждого музыканта есть свои «примочки» - скажем, штампы, которые стопроцентно возымеют успех у публики. Это то, что у него получается лучше, чем у других, то, чем его одарила природа. Естественно, музыкант будет стараться максимально использовать свои фокусы, чтобы вызвать шквал оваций. Но многие заигрываются, забывают об осторожности, и тогда эти выгодные качества превращаются лишь в средство получения признания. Итог один: человек рвет тонкую связь с настоящим искусством. Я ни в коем случае не хочу сказать, что мы лучше всех, но подчеркиваю: мы очень много работаем над собой и делаем все, чтобы не упустить, а напротив, укрепить эту самую связь.
Я всю жизнь воспитываю свой стиль и слежу, чтобы штампы не выходили на первый план. Ведь они губят всю суть музыки.
Сегодня, на концерте в Туле, я решил проверить, насколько солидарны со мной мои музыканты. В один момент я перестал дирижировать, как мы заучивали, и не дал им первую долю. Эксперимент меня обрадовал: они сработали точно по команде, вопреки привычке. Вот это и есть фокус, но он не разрушил музыку, а разнообразил, обогатил ее. Подобные эпизоды позволяют мне не превратиться в «сухаря» и помогают дальше искренне любить музыку.
- Берлиоз и Чайковский - беспроигрышный вариант. В Туле любят их произведения, любят Вашу манеру исполнения. Скажите, а как Вы можете оценить сегодняшнюю игру музыкантов?
- Так, как мы сегодня играли Симфонию №5, мы не играли никогда. Я очень доволен. Первые скрипки сработали максимально точно: не инструмент диктовал музыкантам, а они сами писали музыкальные фразы. Это такой романтизм, что переборщить с длиной звука было нельзя. И музыканты справились с этой трудной задачей на «отлично».
Юрий Абрамович Башмет - альтист, дирижер, педагог.
Родился 24 января 1953 года в Ростове-на-Дону.
Художественный руководитель, дирижер и солист камерного ансамбля «Солисты Москвы».
Возглавляет государственный симфонический оркестр «Новая Россия» (с 2002 года).
Женат на скрипачке Наталье Башмет, есть дочь Ксения (пианистка) и сын Александр (экономист).