Музыкант-блюзмен Евгений Маргулис был участником двух легендарных рок-групп — «Машины времени» и «Воскресения», а в промежутках поработал ещё со многими коллективами, в том числе джазовыми и симфоническими. Выпустил три сольные пластинки, а своей самой главной композиторской удачей до сих пор считает песню «Шанхай-блюз».
25 февраля 2016 г., Тула. Евгений Маргулис в студии «Нашего радио».
Перед квартирником Евгений Шулимович побывал в студии «Нашего радио», а затем ответил и на наши вопросы.
— Евгений, квартирники вообще часто играете?
- Это происходит практически каждый день. Друзья, гости, выпивон лайт… И, конечно же, берёшь гитару и что-нибудь поёшь. Вот тебе и квартирник. Но для народа в таком формате как сегодня — в первый раз. И начинаем мы в Туле. Дайте мне за это пряник! (смеётся). Вообще мне нравится формат квартирника. Сразу видно, что за музыка — без всяких прекрас, без компьютеров, без аппаратуры, без фонограмм.
— Как вы подбираете музыкантов для своих квартирников на телеканале «Че»?
- В первую очередь, я должен хотя бы их знать. Во-вторых, понимать, что они могут и чего не могут. Всё равно я им задаю отдельный формат праздника. Играть, допустим, акустику. У меня там стоит минимум аппаратуры. Кто-то соглашается, кто-то нет. Есть и новые команды, которые я случайно нарыл в интернете. У меня большая редакционная группа, которая собирает материалы. И так много хочется про них рассказать.
Помню, как я, Валерка Сюткин и Коля Расторгуев поехали на гастроли. Жили мы в разных гостиницах и играли в разных точках. Встретились в баре, скоро у нас самолёты. Знакомы мы уже много лет, и сели перетирать — а помнишь, а помнишь… И вот Колька сказал: «Братва, мы прожили такую замечательную жизнь, а детям рассказать-то и нечего» (смеётся).
Мы снимаем полноценные концерты в час сорок, а формат программы 46 минут, и надо уложиться.
— Вы пересматриваете свои передачи?
- Нет, пересматривают свои передачи только идиоты. Я смотрю один раз в предмонтаже. Мне нравится то, что получается. Мне не стыдно.
— Когда были в Туле в последний раз?
- Честно сказать, я не помню. Я был здесь очень много раз и с «Машиной…», и с «Воскресеньем», и с «Араксом», и ещё с какими-то безумными коллективами. Одно время я служил в Московской филармонии, которая обслуживала региональные места. По большим городам как Петербург и Новосибирск нас не пускали, а Тула — милое дело. Тут было очень хорошо. Но все воспоминания о городе покрыты алкоголем (смеётся).
Конец 70-х годов ХХ века. Борис Гребенщиков,
Евгений Маргулис и Андрей Макаревич.
— Вы наброски текстов записываете в офисные блокнотики. Почему?
- Во-первых, я ненавижу длинные песни. Маленькие квадратики ограничивают меня в словоблудии. Я ещё в детстве придумал, что песня больше четырёх куплетов уже не песня, а летопись чего-то. Должно быть коротко.
— Были ли у вас неприятные концерты, которые не хотелось бы вспоминать?
- Ну, в баре для проституток мы точно не играли. Если концерт случается, он либо очень хороший, либо просто хороший. Это зависит от того, кто сидит в зале, какой двуногий и двурукий на тебя смотрит.
— Изменился ли портрет ваших слушателей за годы?
- Определённого возраста нет, даже хипстеры приходят. Дети ходят, старики ходят. Хотя я тоже уже не юноша (смеётся).
Евгений Маргулис в ресторане «Собрание».
— Вы коллекционируете этнические музыкальные инструменты. Есть в Вашей коллекции жемчужина?
- Есть камбоджийский инструмент, который я увидел первый раз в жизни и влюбился. Он настолько нелепо звучит. Я собираю именно такую неопределённую музыкальную дрянь (смеётся).
— А в записях своих песен что-то используете?
- Только Cigar Box Guitar — это такой странный инструмент, сделанный из сигарной коробки. Очень прикольно.
— Ваш последний альбом был выпущен три года назад. Можно предположить, что новая пластинка пишется?
- В принципе, песенки есть. По поводу альбома я ещё не думал. Вот сейчас закончится вся эта вакханалия с юбилейными концертами, сядем спокойно в студии, поиграем, попридумываем. Думаю, осчастливим, если кому-то это ещё интересно.
— Вы рады, что Ваш сын не пошёл по Вашим стопам?
- Да! Он с детства не проявил большого желания к музыкальным экзерсисам, его больше цифры интересовали. Мы сделали всё, чтобы он занимался тем, чем хочет. Ну и слава Богу. У меня бабушка тоже музыку ненавидела и даже выбросила мою скрипку в окно. Но у неё ничего не получилось — я всё-таки стал каким-никаким музыкантом.
Даниил Маргулис (справа), для съёмок фильма «Дом Солнца».
— Даниил сыграл Вас в молодости в фильме «Дом Солнца». Больше не было желания сниматься?
- Он обломался страшно… Он же математик, и всегда всё просчитывает на тысячу лет вперёд. Его взбесило, он мне говорил: «Самое поганое, что меня показали в фильме полторы секунды, а потратил я на это целые сутки. То есть коэффициент полезного действия от восьми часов две секунды. Мне это очень не нравится». На кино был поставлен крест. И если его куда-то зовут, всё же у нам много знакомых режиссёров, он говорит, «не, нафик!»
— У Вас же тоже есть актёрский опыт…
- Ну да, в клипе группы «Браво». А вообще это не моё. Мне предлагают характерные роли. Я хочу быть главным дирижёром маленького ресторанного оркестра, а мне всё время предлагают Гамлета (смеётся).
— Какую музыку слушаете, когда едете в машине?
- Никакую. Я слушаю лёгкую болтовню, на которую не обращаю внимания. А когда еду за границей, у меня есть флэшка с советскими песнями 30−50-х годов - 15 часов музыки. Они настолько дурацкие, что не позволяют заснуть за рулём.
— Многим заслуженным рокерам уже за 60 и они активно выступаю на сцене…
- Да… В этой ситуации обидно, что выглядишь как старый дурак. Хотя, если это востребовано, приносит какие-то дивиденды, пускай. «Роллинги» играют до сих пор, я думаю, что они всё-таки марсиане. Но я бы вовремя свалил…
Из досье Myslo
Евгений Шулимович Маргулис
Родился 25 декабря 1955 г. в Москве.
Рок-музыкант, гитарист, вокалист, автор песен.
Семья: жена Анна Борисовна, сын Даниил (30 лет).
Работал санитаром в морге, учился в медицинском институте, но не окончил — «положил всё на алтарь рок-н-ролла».
Любит японскую кухню, французское красное вино и отдых без телефона. Коллекционирует фигурки лягушек и этнические музыкальные струнные инструменты.
Награждён Орденом Почёта за заслуги в развитии музыкального искусства и в связи с 30-летием группы «Машина времени».