— Алексей, у вас действительно очень камерный театр, с маленьким залом. А кто ваш зритель?
- К нам ходят люди самых разных слоев — и очень богатые, и люди среднего достатка, и очень молодые, и люди зрелого возраста. Многие специально приезжают из Москвы. Почему знаю: нам просто звонят и спрашивают, во сколько закончится спектакль, чтобы успеть попасть домой.
— Откуда они о вас узнают? Сарафанное радио?
- Думаю, да. Нам иногда говорят: пришли по рекомендации, друзья смотрели, им понравилось.
— У вас небольшая труппа…
- Да, семь человек.
— Всех пытаетесь задействовать на спектакле?
- Всех. И это правильно. Так происходит творческий рост артистов.
— А если кто-то заболел?
- Играем с температурой, если не критический случай. В совсем уж экстренных ситуациях отменяем спектакль.
— Как думаете, что ваш театр может такого предложить зрителю, чего нет в крупном театре?
- У нас есть некоторая интимность, которая отличает нас от других театров.
И мы можем позволить себе то, что не позволит кто-то другой.
Например, мы не думаем о красоте декораций. Большому театру надо заполнять сцену, чтобы было красиво. У нас все очень условно. А так любое искусство задает очень неудобные вопросы: ради чего я живу? какой смысл в моем рождении? Гораздо удобнее об этом не думать. Телевидение как раз сейчас и занимается оболваниванием: не думай, не думай, не думай. А театр эти вопросы поднимает. Не для того чтобы убить что-то внутри, а, наоборот, чтобы возродить человека.
— Ваш театр, в отличие от классического, еще и не начинается с вешалки. Сразу зал.
- Мы бы с удовольствием переехали в более комфортное помещение. Даже не для себя, а для зрителя. Было бы финансирование. А реклама? В Туле негде вешать афиши. А если и есть где, надо платить баснословные деньги. И это проблема не только наша. Ну можно ведь сделать хотя бы сводную афишу с репертуаром всех тульских театров, как в Москве. Повесить ее не где-то там, за киоском, а в людных местах. Отсутствие информации — это проблема. Решим ее, и театрам будет жить легче.
— А вообще какое место вы сейчас занимаете в культурной среде Тулы? Интерес со стороны городских властей есть? Кто вам помогает?
- Мы благодарны «Межрегионгазу». Они наши друзья, и иногда нас выручают. Вот сейчас едем на фестиваль и не можем взять машину у города и области. Говорят, это очень трудно. Они нам помогли.
— А чем вам мог бы способствовать город, если не просить финансирование?
- Мы его и не просим. Например, дать помещение. Сейчас бывший Дом учителя отдают под МФЦ. Безусловно, это полезная вещь, но она не требует особняка. Сейчас строится много бизнес-центров, отведите для этого помещение на первом этаже нового здания. Мне кажется, можно найти место под театр, который за 17 лет существования не просил у города ни рубля.
— Вроде недавно на уровне губернатора был разговор о том, чтобы решить эту проблему.
- Нам выделили две комнаты в «Родине». Но там и своя жизнь, у администрации кинотеатра. Как делить пространство? С учетом, что у нас почти каждый день спектакли. Потом предложили помещение над детским универмагом, где высота потолка два метра. И общая площадь 50 метров. У нас здесь сейчас сто, и зрителю тесно. Причем министру культуры Татьяне Рыбкиной нравятся наши спектакли, она на них ходит. А помочь ничем не может. Мы найдем инвесторов для ремонта, но им же надо что-то предложить. В нынешнее помещение на ул. Дзержинского, 8 никого привести не можем. Оно арендовано на пять лет, и три уже прошли.
— Первый спектакль нового сезона — «Пиковая дама». Чем-то удивите?
- Нет, пушкинский текст сохранен полностью. Делали композиционные перестановки, но не особо сильно. Хотели поставить все те же вечные вопросы: что такое жизнь? что судьба? можно ли играть с судьбой? Ведь «Пиковая дама» заложила очень многие процессы как в литературе, так и вообще в искусстве.
— У вас в репертуаре много классики. Она по-прежнему интересна зрителю?
- Классику надо ставить, потому что она поднимает вопросы не сиюминутные, а как хорошее вино, со временем только обогащается.
— «Пять вечеров» Володина — это тоже классика?
- Наверное, это станет классикой, когда уйдет поколение, помнившее то время.
Современниками Пушкина «Пиковая дама» воспринималась как анекдот. А во времена Шекспира его пьесы играли даже моряки.
Но «Пять вечеров» — это спектакль, который поднимает проблемы, волнующие и сегодняшнего зрителя.
— Вы едете на фестиваль в Мелихово. Расскажите о нем.
- Фестиваль пройдет в память об Олеге Ефремове и в том числе рассмотрит тенденции развития русского репертуарного театра. Приедут тринадцать театров, не только российских. Мы играем в первый день фестиваля «Пиковую даму».
— Какие у вас в целом ожидания от нового сезона?
- Сейчас приступаем к репетиции «Месяца в деревне» Тургенева. Планируем выпустить спектакль в конце октября. Есть еще два названия, которые пока не озвучу. Надеюсь, сезон будет интересным. И приглашаю всех туляков!