В регионе взят курс на обновление автопарка. Чтобы жители ездили на современных автобусах, троллейбусах и трамваях, требуется обновить 11% подвижного состава старше 10 лет на льготных маршрутах и 50% — на коммерческих.
- В прошлом году мы открыли 14 новых маршрутов, где действуют льготы для определенных категорий граждан, они охватывают 16 населенных пунктов, — пояснил министр.
На более чем 1500 транспортных средствах установлено оборудование для безналичной оплаты проезда. Для повышения безопасности пассажиров салоны автобусов оснащены видеонаблюдением.
- В Туле в 2021—2022 гг. открыто пять новых автобусных маршрутов — № 8, 40, 56, 5Л, маршрут до Демидовки, — добавил начальник управления транспорта и дорожного хозяйства администрации Тулы Дмитрий Ярцев. — На 25% увеличено количество рейсов, которые работают по регулируемому тарифу (то есть со льготами. — Прим. авт.).
На минувшей неделе министерство и администрация Тулы получили письма от коммерческих перевозчиков с просьбой об увеличении стоимости проезда на 10 рублей. В связи с этим министерство провело дополнительный анализ состояния отрасли.
- Стоимость проезда в Тульской области последний раз устанавливалась два года назад. За это время стоимость топлива выросла на 21%, электроэнергии — на 9,2%, расходы перевозчиков на обслуживание и запасные части увеличились на 70−80%, страхование — на 30%, — пояснил министр. — Кроме того, на федеральном уровне ужесточены требования к безопасности транспорта, его оснащению. Необходима также индексация зарплат водителей и обслуживающего персонала. Последний раз стоимость проезда в транспорте изменялась 1 марта 2021 года.
Сейчас Тульская область находится на 12-м месте в ЦФО по стоимости проезда в городском и на 13-м месте — в межмуниципальном транспорте. Многие регионы уже повысили стоимость проезда.
- Поскольку себестоимость пассажирских перевозок выросла, совместно с перевозчиками и администрацией Тулы было принято решение об изменении стоимости проезда с 1 марта 2023 года. Мы обсудили с транспортными компаниями все представленные предложения и пришли к соглашению об отказе от резкого повышения стоимости проезда для граждан. Будут установлены минимальные значения, необходимые для сохранения работоспособности отрасли. Повышение составит 5 рублей, — подчеркнул Родион Дудник.
Тарифы в муниципальном транспорте:
- 24 рубля будет стоить проезд на городских маршрутах при оплате по карте «Тройка»,
- 26 рублей будет стоить проезд на городских маршрутах при оплате банковской картой,
- 30 рублей будет стоить проезд на городских маршрутах при оплате наличными,
- 1200 рублей будет стоить безлимитный месячный проездной.
Месячный льготный проездной билет не изменится в цене. Это позволит сохранить стоимость проезда для порядка 30 категорий граждан, среди которых пенсионеры (около 500 тысяч человек), инвалиды I-III групп и др.
На межмуниципальных маршрутах также принято решение установить минимальный размер индексации. Стоимость проезда повысится на 21% и составит:
- зона 1 (до 30 км) — 3,4 руб. за 1 км;
- зона 2 (30 км — 60 км) — 3 руб. за 1 км;
- зона 3 (свыше 60 км) — 2,9 руб. за 1 км.
- Для примера. Поездка на маршруте № 117 протяженностью 20 км обойдется 69,79 руб. (до повышения было 57,4 руб.), — пояснил Родион Дудник. — На маршруте Арсеньево — Белев протяженностью 49 км стоимость проезда составит 102+59,4=161,4 руб. На маршрутах, которые проходят по всем трем зонам, например Кимовск — Богородицк, проезд будет стоить 233,76 руб. (было 193,56 руб.).
Также изменится стоимость пригородных железнодорожных перевозок. Сейчас в Тульской области курсирует 80 пригородных поездов по 34 маршрутам. Ежедневно железнодорожным транспортом пригородного сообщения пользуется 9000 человек.
Действующий тариф — 28 руб. за 10 км — не изменялся более 7 лет, с 1 июня 2015 года. За это время расходы в отрасли возросли на 30%. Для сохранения маршрутной сети пригородных поездов будет установлен тариф — 3,2 руб. за 1 км пути.
- 626,6 руб. (было 584 руб.) — проезд в электричке Тула — Москва,
- 380,8 руб. (было 364 руб.) — проезд Узловая — Алексин,
- 224 руб. (было 196 руб.) — проезд Тула — Тарусская.
Льготный проезд в размере 50% стоимости билета для отдельных категорий жителей, в том числе школьников и студентов, сохраняется в полном объеме.
Министр подчеркнул, что принятые решения позволят сохранить регулярность пассажирских перевозок, в том числе в вечерние часы; содержать подвижной состав и оборудование в соответствии с требованиями; пополнять штат квалифицированным персоналом.
- Установленные тарифы касаются только транспорта, работающего по регулируемым тарифам. Коммерческий транспорт работает по нерегулируемому тарифу.
Законодательно коммерческие перевозчики имеют право устанавливать свою цену, но, скорее всего, они установят плату в 30 рублей,
как за проезд в муниципальном транспорте при оплате проезда наличными. Если у коммерческих перевозчиков есть валидаторы, мы рассчитываем, что они будут придерживаться таких же тарифов, как и в муниципальном транспорте, — пояснил министр.
С точки зрения перевозчиков, повышение тарифа обосновано.
Игорь Агуреев, доктор технических наук, завкафедрой «автомобили и автомобильное хозяйство» ТулГУ:
- Повышение тарифа как правило связывают с инфляцией, а нужно рассматривать в разрезе развития транспортной системы города и региона. Я считаю, нужно уходить от наличной оплаты проезда, — это повышает прозрачность расходования средств, позволяет вести учет реального пассажиропотока, планировать пассажирские перевозки. А тариф должен быть гибким, например, чтобы при пересадке система рассматривала поездку как одну единую и цена за нее была бы меньше.
Если повышается цена, люди должны получить повышение качества услуги. Качество транспортной услуги состоит из нескольких параметров: безопасность, комфортность, удобство и доступность, соблюдение расписания.
Ежедневно в Тульской области общественным транспортом пользуются свыше 100 000 человек.
В транспортных компаниях региона работают более 4500 человек — водители, механики, ремонтники, кондукторы, диспетчеры, контролеры, медработники. Ежедневно они обслуживают 388 межмуниципальных и 130 городских маршрутов.
Автопарк составляет порядка 2000 единиц подвижного состава. Они постоянно обновляются. На сегодня более 77% льготного транспорта в области — моложе 5 лет, а в Кимовском районе, Новомосковске и Донском этот показатель — 96%. На коммерческих маршрутах 50% транспортных средств старше 10 лет.