Лидия Глухова родилась 28 сентября 1926 года в Ногинске. В 1934 году её семья переехала в Ефремов: старший брат Лидии, Фёдор, занимался музыкой и мечтал оказаться в Тульском военном оркестре.
Мечта Фёдора осуществилась, и из Ефремова он перебрался в Тулу, но грянула война. Шестнадцатилетний парень ушёл на фронт добровольцем и попал в 388-ю стрелковую дивизию. Бойцы 388-й героически сражались, около месяца обороняя Могилёв от фрицев, не давая фашистам продвигаться в сторону Москвы. Несмотря на то, что солдаты Красной Армии стояли насмерть, не сдавая обороняемые рубежи, без поддержки основных сил практически все бойцы полегли, исполняя свой долг.
Немногие выжившие, среди которых был и Фёдор Глухов, попали в немецкий плен. Вместе с группой товарищей Фёдор принял попытку сбежать, но был задержан и жестоко избит. От полученных побоев шестнадцатилетний парень скончался. Всё это осенью 1941 года Лидия узнала от фронтовика, которому со второй попытки удалось сбежать из плена. Выслушав рассказ, девушка приняла решение попасть на фронт, чтобы мстить фашистам за брата.
- Шанс отправиться на фронт подвернулся в 1942 году, — рассказывает Лидия Михайловна. — Мимо дома проходил взвод девушек-санитарок, я прибилась к ним и попала в санитарный батальон. Тяжело было проходить обучение — ползали, таская с собой и инструктора, свою винтовку и его — так как задача санитара была спасти не только бойца, но и его оружие.
Девушка долгое время героически воевала в санитарном батальоне, вытаскивая с поля боя раненых солдат под остервенелым непрерывным пулемётным огнём фрицев. А в 1943 году Лидия получила тяжёлое ранение, едва не поставившее крест на её жизни.
- 23 февраля был особенно жестокий бой, — вспоминает Лидия Михайловна. — Фашисты не отступали, и наша атака захлебывалась. На моих глазах погибали подруги-санитарки. Я ползла к раненому командиру, когда и меня зацепила шальная пуля. Выстрел попал в ногу, я потеряла сознание. Мимо меня несколько раз проползали санитары, считая, что я уже умерла. Придя в сознание, я застонала от боли; меня услышали и вытащили, отправив в госпиталь.
Врачи смогли поставить девушку на ноги: Лида провела в больнице почти полгода, заново учась ходить. Её должны были комиссовать, но Глухова заявила, что мстит за брата и не вернётся домой до окончательной победы над фашистами. Доктора повздыхали-повздыхали и направили настырную девушку в женский запасной полк под Серпуховом.
- Спустя какое-то время нам дали приказ перебираться на север, и мы пешком отправились под Великие Луки, — говорит Лидия Михайловна. — Во время похода я сдружилась с девушкой Верой, которая служила в разведроте. Она позвала меня туда, и я перевелась, хотя и сомневалась, что моя хромота пригодится разведчикам. Но мы с Верой, что называется, пришлись ко двору.
Девушки стали полноправными солдатами, показывая во время операций храбрость и разумный героизм. Но полученная рана давала о себе знать, и незадолго до концы войны Лиду все-таки комиссовали.
- День Победы я встречала со слезами. Радовалась, что мы разбили врага, но грустила, что я вдали от фронта и боевых товарищей. После войны ушла на завод, потом создала отряд «Поиск-60», который искал погибших солдат дивизии, в которой воевал брат. Как говорится, направила энергию на общественную деятельность. Единственное, о чём жалею, что так и не побывала на Параде Победы в столице.
О неисполненной мечте героической разведчицы стало известно губернатору Тульской области Алексею Дюмину, который помог с организацией поездки.
- Я просто в восторге, — делится эмоциями после Парада Лидия Михайловна. — Осуществилась моя самая огромная мечта, я счастлива и переполнена радостными впечатлениями!
Лидия Михайловна Глухова — участница Великой Отечественной войны, активистка военно-патриотического воспитания молодежи. Награждена орденами Славы II и III степени, Отечественной войны I степени, знаком «Отличный разведчик», боевыми и юбилейными медалями. Является почётным гражданином Тульской области, Ефремова и Ефремовского района.