Вечер 27 декабря 2016 года туляк Александр Макалов запомнит надолго. Именно в этот день без предупреждения Пенсионный фонд списал все деньги с его банковской карты.
- Мне пришло сообщение от банка, что с моей карты списано 113 658 рублей 55 копеек в счет погашения кредита. То есть все, что там было без остатка! – вспоминает Александр Макалов. – Никаких кредитов у меня не было. От таких сообщений у меня похолодели руки. В один миг я остался абсолютно без денег – на карте находились накопления, пенсия и льготные начисления. Сразу же позвонил в банковскую службу поддержки в Москву. Специалисты пообещали разобраться в течение двух недель.
Ждать две недели Александр Георгиевич, конечно, не смог. Утром следующего дня отправился в банк. Сотрудники поначалу разводили руками, предполагали, что произошла ошибка. А потом вспомнили, что однажды похожая ситуация уже была у другого пенсионера, и деньги списал Пенсионный фонд.
- Там тоже поначалу все списывали на ошибку, а потом выяснилось, что деньги сняли все-таки неслучайно.
Сказали, что я незаконно получал сразу две пенсии – одну по выслуге лет, а вторую по инвалидности.
Мне их ошибочно начисляли, а теперь я должен возместить все выплаты по одной из них. Всего получилось 586 457 рублей 46 копеек.
Александр Макалов даже не мог предположить, что восемь лет нарушал закон. Пошел оформлять пенсию по состоянию здоровья по совету специалиста, который оформлял инвалидность. Честно представил все необходимые документы в Пенсионный фонд. Но его никто не предупредил, что эта выплата не положена тем, кто уже получает пенсию по выслуге лет.
- После новогодних праздников меня вызвали в Отделение Пенсионного фонда и предложили подписать документ, что я обязуюсь постепенно гасить образовавшуюся задолженность и выплачивать по 2000 рублей в месяц. Я согласился, хотел, чтобы это все быстрее закончилось. Но спустя месяц мне пришло письмо, в котором говорилось, что Пенсионный фонд подает на меня в суд, - говорит Александр. – А потом ко мне пришел полицейский, опрашивал меня. Оказывается, теперь меня еще и подозревают в мошенничестве. Все это тяжело пережить морально. Я инвалид второй группы, перенес два инфаркта и сложную операцию на сердце. Судебные разбирательства отнимают у меня годы жизни. Я никогда ничего не скрывал, все, что произошло - ужасная ошибка, а не злой умысел.
12 апреля Пролетарский районный суд Тулы вынес решение взыскать всю сумму долга с пенсионера.
Представитель Александра Макалова не согласен с таким решением. Он считает, что деньги с банковской карты его подзащитного списаны незаконно, а произошедшая ошибка – вина Пенсионного фонда. Сейчас представитель Александра Макалова обжалует решение в Тульском областном суде. Кроме того, пенсионер подал в суд на пенсионный фонд за снятие средств со своей карты.
В середине июня СУ УМВД России по Туле вынесло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Александра Макалова. Однако, по словам родственников пенсионера, разбирательства нанесли большой удар по здоровью пенсионера. Сейчас он проходит лечение в одной из больниц города.
Евгений Черников, юрист
- В этой ситуации сложно делать какие-либо категоричные заявления. За Пенсионным фондом есть определенная правота, действительно, пенсионер получал деньги незаконно. В гражданском праве это называется неосновательным обогащением. То есть даже если пенсионер получал эти деньги, искренне считая, что он ничего не нарушает, он получал чужое. А значит должен вернуть. Даже тот факт, что Пенсионный фонд должен был проверять, кому и на каких основаниях платит, это не исключает того, что мужчина получал чужие деньги.
Другой вопрос, что банк просто на основании желания Пенсионного фонда снял денежные средства с карты пенсионера и только потом обратился в суд. Суд теперь установит, имел ли право так действовать банк, однако нельзя забывать, что деньги на банковской карте принадлежат уже держателю карты, а не банку или, тем более, не пенсионному фонду. Удержание, как следует из пояснений представителя пенсионера, были сделаны не из пенсионных выплат, которые должны перечисляться в текущий момент, а уже из тех денег, которые переведены на карту. Думаю, в таком случае Пенсионный фонд явно вышел за пределы своих полномочий. Впрочем, все это теперь будет устанавливать и оценивать суд.