Орловский путепровод. Фото Максима Котенева

Тульским мостам нужен хозяин

«Слобода» и Myslo провели рейд по мостам и путепроводам областного центра. Результаты настораживают: большинство тульских мостов в плачевном состоянии.

Тулякам не до романтики…

Мосты соединяют континенты, страны, города и людей. Мосты бывают разные. Туристы посещают десятки городов мира, чтобы посмотреть именно на мосты. Одни поражают масштабами, другие — потрясающей архитектурой, третьи — необычными технологическими решениями. А ещё мост — это очень романтично: вечный символ любовных отношений!
Но всё это к тульским мостам относится с большой, даже с огромной натяжкой. Тут уж не до романтики и архитектурных шедевров, лишь бы не рухнули.

На минувшей неделе корреспонденты «Слободы» и Myslo по предложению неравнодушных читателей отправились в рейд по нескольким тульским мостам. А помочь нам оценить состояние мостов и путепроводов областного центра мы попросили профессора горно-строительного факультета Тульского государственного университета Геннадия Нехаева.


Геннадий Нехаев

- За мостами обязательно должен быть правильный, грамотный, регулярный уход, — говорит Геннадий Алексеевич. — Это сложные инженерные объекты. Осматривать и, главное, ремонтировать мостовые сооружения должны только специалисты-мостовики.

Но в Туле, получается, таких нет. Если возникает небходимость конструктивного осмотра мостовых сооружений, власти, конечно, нанимают специалистов. Из недавнего — Черметовский мост обследовала организация «Комстройпроект». Но тогда была реальная необходимость оценить «масштаб бедствия» — Черметовский мост буквально дышит на ладан.
Кто же тогда проводит текущие осмотры мостовых сооружений и как часто? В администрации говорят, что «визуальный осмотр» проводится еженедельно.

Что такое визуальный осмотр? Это то, что может сделать каждый туляк: зайти на мост, залезть под мост и по­смотреть, грубо говоря, ничего ли там не отвалилось… Но несмотря на то, что мосты и путепроводы — это довольно специфические инженерные сооружения, держать в штате специалистов-мостовиков городская администрация возможности не имеет.

С мостовиками в Туле было плохо всегда. Даже существовавшее в начале 2000-х вроде бы как профильное предприятие «Дормостстрой» имело право только обслуживать мосты: убирать последствия ДТП, проводить текущий мелкий ремонт и следить за швами. После ликвидации «Дормостстроя» функции по текущему контролю за мостовыми сооружениями кому только не передавались: то «Комбинату благоустройства города», то «Спецавтохозяйству». Это организации непрофильные.

Но в любом случае за мосты отвечает администрация города, с неё и спрос.

 

Клёпаный мост

Свой рейд мы начали с самого опасного из тульских мостов — Черметовского. Он находится на ул. Новотульской, по нему автомобили перебираются от ПАО «Тулачермет» в Криволучье и обратно.

Судьба этого сооружения незавидна. Мост был построен в 1972 году и с тех пор капитально не ремонтировался. Раньше он принадлежал «Тулачермету» (отчего и получил имя), а когда пришёл в негодность, металлурги сняли его с баланса, «подарив» городу. Дарёному коню в зубы не смотрят, но город это чудо принимать не захотел. А пришлось: разрушающийся изношенный мост перешёл в собственность муниципалитета по судебному решению в 2013 году. До этого его никто не ремонтировал принципиально, а с 2013 года руки не доходили.

А нагрузка на ветхое сооружение приличная: грузовики с металлургического гиганта и прилегающих предприятий ездят по нему туда-сюда, да и автомобилисты из Пролетарского района частенько используют мост, не желая стоять в пробке на Восточке. Движение по мосту оживлённое, и пешеходы ощущают солидную вибрацию, когда мимо них проезжает грузовик.

– Сильная вибрация — показатель износа любого моста, — рассказывает Нехаев.

Черметовский мост снаружи — зрелище печальное: дыры в пешеходной зоне, ямы в дорожном полотне, погнутые, потрёпанные временем ограждения. Под мостом — ещё более жуткая картина: рухнувший остов предыдущего бетонного моста, береговые опоры разрушила постоянно текущая откуда-то вода, тут и там торчит арматура…

– Мост построен по старинной технологии, — констатирует профессор. — Видите, он клёпаный. По-хорошему, обследовать такой мост нужно следующим образом: молотком стучать по каждой клёпке и, если какая зазвенит, вынимать и вкручивать болт. Клёпок-то уже больше не производят!

«Позвоночник» Черметовского моста весь в ржавчине. От того, какова толщина коррозии, зависит прочность сооружения.

– За металлическими мостами уход особый, — поясняет Геннадий Нехаев. — Конструкции должны быть изолированы, чтобы не заржавели. Этот же не красили ни разу… Тут ржавчину счищать нужно, обезжиривать поверхность, а потом, сухую, красить в три слоя. Только так! Работа аховая, конечно.

…Естественно, так за тульскими мостами никто не ухаживает. Радует, что хоть немного начали гонять подрядчиков. Так — на днях тяп-ляп-маляры из подрядной организации покрасили Рязанский путепровод (ул. Оборонная — Новомосковское шоссе) прямо поверх ржавчины. Краска облетела вместе с кусками трухлявого металла. Подрядчику указали на недостатки, и до 1 мая он обещал всё устранить.

Профессор Нехаев назвал основные причины разрушения мостов и путепроводов: влага, перепады температур и, конечно, нагрузка, а точнее, вибрация от проезжающего по сооружению транспорта.

Основная часть тульских мостов была построена ещё «при царе Горохе», и естественно, они не рассчитаны на транспортную нагрузку, которую испытывают сегодня. Поэтому существующие мосты нужно беречь и своевременно ремонтировать. Мечты, мечты…

 

Власть наводит мосты

Зам. главы администрации города - начальник управления по городскому хозяйству Тулы Роман Мурзин:

Роман Мурзин

В муниципальной собственности находятся 12 мостов и 8 путепроводов. Кроме того, сейчас начата передача в муниципальную собственность ещё трёх мостовых сооружений: Орловский путепровод и два путепровода в пос. Лихвинка. Пока они принадлежат РЖД, это ведомственные сооружения. Мы готовы принять их на баланс только после проведения капитального ремонта за счёт предыдущего собственника. Косогорский путепровод как раз сейчас капитально ремонтируют.

Когда за городские деньги в Туле в последний раз ремонтировали мосты, нынешняя команда городских управленцев и не припомнит.

– Тульские мосты, безусловно, требуют ремонта, — говорит Роман Мурзин. — В этом году мы запланировали ремонт Черметовского моста, у него самая крайняя степень износа.

Мостовое полотно изношено на 83%! Это аварийная ситуация.

Общая стоимость работ составит более 34 млн рублей. Однако подрядчик пока не найден: первый аукцион не состоялся, сейчас готовим повторный. Думаю, к началу июня подрядную организацию найдём.

Точные сроки неизвестны, но в планах городских властей провести ремонт моста до конца этого года.

Есть визуальный осмотр, заключения специалистов, но точный план ремонта, по словам Романа Мурзина, зависит от результатов вскрытия «дорожной одежды».

Также в этом году городские власти планируют ремонтировать деформационные швы на Зареченском мосту. Работы выльются примерно в 1 млн рублей. После ремонта ездить по Зареченскому мосту будет гораздо комфортнее.

 

Кто на новенького?

На одной из пресс-конференций глава администрации Тулы Евгений Авилов обещал, что в этом году продолжится работа по проектированию моста через Упу в Заречье. Новый мост будут строить на деньги частного инвестора. Вроде бы и инвестор потенциальный уже есть, но точных сроков строительства никто не называет.

Не порадуют городские власти туляков и скорой стройкой следующей очереди Восточного обвода.

– На это нужны огромные деньги, — говорит Роман Мурзин. — В ценах 2013 года, когда подсчитывали примерную стоимость работ, это составляло примерно 580 млн рублей. И это только уширение обвода. В перспективе же мы планировали ещё и построить продолжение этой дороги. А это уже миллиарды рублей. Вторая очередь обвода очень нужна городу, но пока таких денег у нас нет. Финансирование этого проекта только из муниципального бюджета практически нереально. Хотя вопрос, я знаю, сейчас прорабатывается на разных уровнях. И есть надежда, что найдётся инвестор на эти работы, но пока конкретных сроков строительства я не назову.

 

Рейд «Слободы» и Myslo

 

Черметовский мост
Ул. Новотульская. Построен в 1972 году. Принадлежал «Тулачермету», передан в собственность города в 2013 году. Аварийный, планируется реконструкция.
Много лет мост на «Чермет» находится в аварийном состоянии. Он опасен для туляков. Власти обещают его реконструировать. Другого пути нет. 34
млн рублей составит стоимость ремонта этого моста.

 

Зареченский мост
От ул. Совет­ской до ул. Октябрьской. Длина – 127,4 м, железобетонный. Построен в 1980 году.
С виду мост крепкий. Но снизу в середине пролётов уже есть крупные ржавые пятна. А береговые опоры – в крупных трещинах: их точит вода.

 

Орловский путепровод
Пр. Ленина, через автодорогу. Длина – 34,18 м, выполнен из железобетона. Построен в 1967 году, реконструирован в 1995 году.
Вот где ужас! «Шкафные стенки» путепровода – рухлядь рухлядью. А захочет ненароком кто бомбу заложить, запросто: доступ к стратегически важному объекту открыт!

 

 

Московский путепровод
Ул. Октябрьская, проходит через железную дорогу. Длина – 190,8 м, железобетонный. Построен в 1961 г., реконструирован в 1994 г.
Путепровод в кошмарном состоянии: ржавая арматура, плохие опоры. Даже неспециалисту понятно – этому мосту срочно нужен ремонт.

 

 

Баташёвский мост
Октябрьский посёлок, ул. Карпова. Длина – 34,2 м, железобетонный. Построен в 1967 году.
С 1967 года Баташёвский мост несёт транспорт через Тулицу. По всему видно – очень он устал. Сколько ещё простоит?

 

 

Чулковский мост    
Соединяет ул. Советскую и ул. Пролетарскую, проходит над Упой. Длина – 152,76 м, железобетонный. Построен в 1976 г. взамен старого.
Береговым опорам помогают разрушаться сами горожане: здесь открыли настоящий песчаный карьер! Балки обнажились, подпорки выглядят ненадёжно.


 

Какие ещё мосты и путепроводы есть в Туле?

 

Чулковский путепровод
На ул. Пролетарской, через железную дорогу. Длина — 70,44 м, железобетонный. Построен в 1977 году.

Оружейный мост
Недалеко от Машзавода через рукав Упы (рядом с Зареченским мостом). Длина — 12 м, железобетонный. Его начинали строить ещё в 1911 году, достраивали до 1982 года.

Демидовский мост
На ул. Епифанской, через Тулицу. Длина — 44,96 м, железобетонный. Построен в 1971 году.

Демидовский путепровод
На ул. Епифанской, пролегает через железную дорогу. Длина — 157,18 м, выполнен из железобетона. Построен в 1970 году. Реконструирован в 2006 году.

Привокзальный мост
На Красноармейском проспекте, через Воронку. Длина — 34,2 м, железобетонный. Построен в 1964 году.

Кобзевский мост
На ул. Кобзева в Октябрьском посёлке, пролегает через ручей. Длина — 6,2 м, железобетонный. Построен в 1957 году.

Старокалужский мост
У завода «Желдормаш», пролегает через Воронку. Длина — 28,4 м, выполнен из железобетона. Год постройки неизвестен. Реконструирован в 1996 году.

Павшинский мост-путепровод
На ул. Мосина, через железную дорогу и Воронку. Длина — 250 м, выполнен из железобетона. Построен в 1977 году.

Рязанский путепровод
Находится на ул. Новомосковской, через автодорогу. Длина — 52,95 м, выполнен из железобетона. Построен в 1985 году.

Восточный путепровод (обвод)
Построен в 2006 году. Ждёт проекта и финансирования на расширение и продление с выходом на Венёвское шоссе.

 

Косогорский путепровод
Орловское шоссе, пролегает над железной дорогой. В настоящее время капитально ремонтируется. Одна из полос закрыта, на второй осуществляется реверсивное движение.

 

Кстати

В 2004 году «Слобода» вместе с читателями озаботилась тем, что тульские мосты и путепроводы сто лет не ремонтировались и могут рухнуть в любой момент. И после нашей статьи в 2004 году тульские власти провели полную реконструкцию Демидовского путепровода. А в 2011 г. после нашей публикации про обрушение тротуара Одоевского путе­провода реконструировали и этот мост.

Автор: Юлия Королева, 27 апреля 2016, в 12:04 +16
Другие статьи по темам
Событие
Место
Прочее

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Шестеро уклонистов от службы в армии были привлечены к уголовной ответственности
Шестеро уклонистов от службы в армии были привлечены к уголовной ответственности
Как организовать кремацию в Туле?
Как организовать кремацию в Туле?