Молодые ученые показали свои разработки, а депутаты, почти как экзаменаторы, засыпали их вопросами. Сергей Кондратенко, зам. председателя облдумы, зам. руководителя фракции «Единая Россия», отметил:
Сергей Кондратенко
В наших вузах научная работа всегда имела прикладной характер. Тульский госуниверситет и педуниверситет им. Л.Н. Толстого поддерживают тесную связь с потенциальными потребителями результатов своих исследований. Для «технарей» это, конечно же, предприятия оборонной промышленности, для гуманитариев – учебные заведения.
Юрий Моисеев, зам. председателя облдумы, зам. руководителя фракции «КПРФ»:
Юрий Моисеев
Мы очень заинтересованы в том, чтобы молодежь реализовывала свои таланты и чтобы научные достижения шли на пользу отечественной экономике. Чтобы были прорывные научные разработки, нужно не только создавать условия для работы, но и помогать обустраивать быт, решать жилищный вопрос молодых специалистов. Именно поэтому и важно наше взаимодействие.
Юрий Цурин (аспирант специальности «Физика конденсированного состояния» ТГПУ им. Толстого) представил свою разработку, связанную с устойчивостью зданий, сооружений и мостов:
Юрий Цурин
Причина многих аварий и разрушений – коррозия металла в агрессивных средах. Подбор определенных конструкционных материалов позволит сэкономить средства на строительство, но при этом обеспечить высокие долговечность и безопасность. Для той или иной агрессивной среды мы подберем наиболее оптимальный вариант металла. Потенциальные потребители этой разработки – строители.
Сергей Кондратенко и Виктор Осташев, председатель комитета по экономической политике, вопросам собственности и земельным отношениям, член фракции «Единая Россия», посоветовали ученому подумать о монетизации этой весьма востребованной разработки.
Презентация Николая Жукова (ассистент кафедры биологии и технологий живых систем ТГПУ им. Толстого) вызвала горячее обсуждение – ведь она касалась того, что мы едим!
Николай Жуков
Я занимаюсь проблемами устойчивости сельхозкультур. По данным ООН, к 2050 году до 50 процентов суши будет подвержено засолению. Нужны новые сорта и гибриды, которые смогут выдержать такие условия и при этом дать высокие урожаи. Я исследовал тритикале – первую искусственно созданную зерновую культуру. Это удивительный гибрид, в котором удалось соединить лучшие качества пшеницы и ржи. Хлеб из тритикале серый, но по вкусу не уступает ржаному.
Сорта тритикале обладают повышенной зимостойкостью, нетребовательны к плодородию почв и очень урожайны. Мое исследование является фундаментальным, но в нем есть и практическая ценность. У нас в регионе есть поля, засоленные от нерационального потребления удобрений. Вернуть их в оборот можно, засевая тритикале. У нас есть небольшой опытный участок в Плавском районе. Но чтобы продолжить работы, нужно 250 тыс. руб.
Дмитрий Лагвилава, председатель комитета по государственному строительству и местному самоуправлению, посоветовал ученому обратиться к министру сельского хозяйства области Сергею Красному, чтобы научные результаты применить для повышения урожайности культур. А еще обязательно подать заявку на грант от правительства Тульской области, чтобы закончить эксперимент на земле.
По словам Эдуарда Темнова, проректора по учебно-воспитательной работе ТулГУ, мы все имеем отношение к науке – либо занимаемся ею, либо пользуемся ее плодами. В ТулГУ основной акцент научных разработок – интересы тульской оборонки. Но есть и разработки, необходимые для развития города.
Михаил Кудряшов (кандидат технических наук, доцент кафедры «Дизайн» ТулГУ) представил депутатам свою суперпулю 12,6 калибра:
Михаил Кудряшов
Моя работа называется «Движение трехкомпонентной пули в канале ствола при выстреле». Актуальность разработки продиктована ситуацией в мире. В локальных конфликтах используется стрелковое оружие, многое зависит от качества этого оружия и используемых боеприпасов. Если заменить свинцовую рубашку пули на рубашку из композиционного материала, живучесть ствола возрастает в два раза как минимум! Разработкой уже заинтересовались КБ приборостроения и ЦНИИ «Точмаш».
Но, оказалось, депутаты облдумы очень хорошо разбираются в оружии. Пуля, по словам Виктора Осташева, - это расходный материал, и он должен быть по себестоимости дешевый.
Дмитрий Лагвилава рассматривает макет суперпули
Но пока никаких стоимостных расчетов ученые не делали. Плюс в работе не учтен фактор перегрева материалов при выстреле, особенно если это скорострельное оружие. Не просчитано, как изменится дальность стрельбы и бронебойность пули.
- В этом направлении сейчас развивается вся оружейная промышленность в мире, поэтому отставать в разработках нельзя, - сказал Юрий Моисеев.
Евгений Костяной (кандидат технических наук, младший научный сотрудник управления научно-исследовательских работ, ТулГУ) представил свою новейшую разработку и макет в области управляемых арт-снарядов:
Евгений Костяной представляет свой проект
- Главная тенденция сейчас – увеличение дальности полета снаряда, - рассказывает Евгений. - Но беда в том, что резервы традиционных твердотопливных двигателей исчерпаны. Всем известны турбореактивные двигатели, но разместить такой двигатель на управляемом артиллерийском снаряде невозможно - турбина и компрессор не выдерживают перегрузок. Но! Если правильно организовать обтекание, использовать ракетно-прямоточный двигатель и принцип телескопичности, получим решение проблемы. При этом существенно увеличивается дальность полета снаряда. Эта работа выполнена по запросу КБП.
- Супер! – только и сказали депутаты про работу Евгения.
Виталий Митюгин (магистрант кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство» ТулГУ) рассказал об исследовании городского транспорта Тулы. Вот тут и разгорелась жаркая дискуссия.
Виталий Митюгин
Я исследовал эффективность общественного транспорта для оптимизации маршрутов. Анализировали загрузку трамвайных маршрутов, данные по продаже билетов, количеству вагонов... В результате мы разработали схему движения и маршруты для тульского трамвая. Проект разработан по запросу горэлектротранса. Если опираться на опыт европейский стран, это самый скоростной вид транспорта, у него большое будущее. Мы убрали 12 и 14 маршруты – они длинные и не используются жителями, разбили их на более короткие, ввели кольцевой маршрут. Сейчас трамвай берет на себя только 15% перевозки пассажиров от всего общественного транспорта. Причина - низкая скорость и ненужные маршруты. Если развивать трамвай, он будет такой же, как в Европе!
- Надо делать отдельные выделенные линии для движения скоростных трамваев, - предложил Сергей Кондратенко.
Виктор Осташев
Мало исследовать один трамвай! Надо комплексно подходить к решению вопроса. Вот образец мегаполиса в плане транспорта - Лондон. Там обязательное требование: площадь дорог должна быть не менее 10 процентов площади города. В Москве это соотношение 6%. А кто посчитал, сколько в Туле?! Какие рекомендации вы даете нашей администрации?
Как пояснил Виталий Митюгин, были предложения по работе светофоров, организации круговых и многоуровневых развязок. Расширение дорог, например, в сторону Зеленстроя возможно только за счет газонов и ликвидации трамвайных линий.
По словам Сергея Кондратенко, проблему пробок в Туле можно решить, если развивать общественный транспорт и убрать маршрутки. А Юрий Моисеев заявил, что с большим удовольствием будет ездить на заседания облдумы на трамвае, если тот будет ходить по расписанию.