В законопроекте, который уже поступил на рассмотрение Госдумы, депутаты предлагают заметно увеличить штрафы для нелегальных таксистов - с 5 до 30 тысяч рублей.
За повторное нарушение водителям, помимо штрафа, будет грозить лишение водительских прав на срок от трех до шести месяцев.
Вместе с тем депутаты предложили снизить штрафные санкции для легальных таксистов. За нарушения правил извоза они заплатят максимум 5 тысяч рублей.
Один из авторов законопроекта Вячеслав Лысаков рассказал «РГ» об этой инициативе:
Вячеслав Лысаков
В течение 20 лет государство не принимало участие в регулировании в этой социально значимой сферы. Сфера развивалась хаотично, а можно сказать и стихийно. Первая попытка законодательного регулирования была предпринята в 2011 году. Тогда был принят 69-й федеральный закон. Но он оказался, мягко говоря, неудачным, так как произвел обратный эффект. Огромное количество таксистов ушло в тень, сняло фонари. Все потому, что в законе были отражены лишь интересы крупных компаний, которых сегодня на рынке 2%. А остальные остались «на обочине».
По словам Лысакова, работающих без лицензии водителей сложнее поймать в потоке машин, а существующий штраф в 5 тысяч рублей они могут легко «отработать» уже через пару часов. В то же время легального перевозчика видно издалека. Его, по словам депутата, часто останавливают и штрафуют за мелкие нарушения. Так, за утерю так называемых магнитных поясов, удерживающих шашечки, таксисту приходится платить 2,5 тысячи рублей, должностному лицу — 10 тысяч, а юридическому — до 50 тысяч.
— Такая ситуация, когда теневой бизнес не несет практически никакой ответственности за свои неправомерные действия, абсолютно недопустима. И нашим законопроектом мы эти штрафные санкции зеркально меняем местами, — отметил Лысаков.
Помимо этого, авторы документа считают неправильным решение некоторых местных властей о введении единого цвета машин. Покраска одного такси обойдется сегодня минимум в 50−60 тысяч. Это, по словам Вячеслава Лысакова является еще одной причиной ухода таксистов в тень.
— В большинстве стран, кстати, такси не имеют одного цвета, их опознать можно по шашечкам и фонарю. Мы же предлагаем разрешить регионам вводить дополнительные требования к такси — одинаковый цвет, ограничения по возрасту автомобиля или даже самого водителя — только в одном случае. Если они применят к этому виду бизнеса меры государственной экономической поддержки. То есть дадут кредит, помогут с лизингом, обеспечат бесплатную парковку в аэропортах и так далее, — заявил депутат.
Законопроект будет рассмотрен Госдумой в первом чтении уже в начале сентября.