Минэкономразвития, Минпромторг и Минфин разрешат торговать спиртным и табаком в интернете крупным оптовым компаниям и федеральным ритейлерам. Об этом пишут «Известия».
Однако список алкогольной продукции будет небольшим — лишь сухое вино и пиво. Все ограничения, действующие сейчас для стационарных магазинов, сохранят свою актуальность и для интернета. В Минздраве по-прежнему уверены, что любой уровень доступности алкоголя в сети недопустим.
По словам замминистра Минэкономразвития Олега Фомичева, на первом этапе потребителям будут доступны только легкие алкогольные напитки. Они могут быть представлены на специализированных сайтах, которые получат аккредитацию у Минфина. Либо право на продажу алкоголя предоставят лишь оптовым компаниям и крупным федеральным ритейлерам.
Фомичев подчеркнул, что главный вопрос при онлайн-продажах алкоголя — как реализовать механизмы контроля, которые уже заложены в действующем законодательстве. Речь идет об ограничении по времени и запрете продаж несовершеннолетним. Конечно же, весь алкоголь должен быть легальным и отражаться в ЕГАИС.
Один из вариантов контроля возраста потребителя — покупатель оплачивает покупку банковской картой, а при доставке товара предъявляет паспорт или другой документ, который подтверждает личность.
Мерой пресечения для тех сайтов, которые торгуют алкоголем нелегально, может быть досудебная мгновенная блокировка.
— Если алкоголь употребляется в небольших количествах и умеренно, то никаких отрицательных последствий для здоровья не наблюдается. Плюс к этому мы считаем, что лучше смещать спрос в сторону более слабых напитков, — заявил Олег Фомичев.
В случае с табаком схема может быть более простая. Например, на сайте должен быть список марок табака, что позволит реализовать ограничение по выкладке табачной продукции в стационарных магазинах.
Последние обсуждения деталей механизма торговли этими алкоголем и табаком в интернете состоится в Минэкономразвитии в сентябре. Осенью итоговые предложения по онлайн-торговле этими товарами может подготовить и Минпромторг.
Однако Минздраву не понравились подобные действия.
— Предложение о снятии запрета дистанционной продажи алкогольной продукции способно нивелировать позитивное воздействие сокращения точек продаж алкоголя — одной из наиболее эффективных мер борьбы с вредным потреблением алкогольной продукции, — сказали в пресс-службе ведомства.
По статистике ведомства, благодаря принятым в последние годы ограничительным мерам потребление алкоголя, в стране снизилось c 14,3 до 10,5 литра на душу населения с 2009 по 2015 год.