Согласно исследованию федеральных СМИ, опубликованному в конце 2022 года, в России 79% женщин, осужденных за убийство, — жертвы домашнего насилия. А 52% получивших сроки за причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть, оборонялись от своих партнеров или родственников.
В прошлом ноябре в Совете Федерации предложили расширить пределы необходимой самообороны, учитывая в том числе и тот факт, что множество убийств совершаются женщинами в попытке защитить себя или детей от насилия.
За последние четыре года в Тульской области по статье «Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны» были осуждены 9 человек. Оправдательных приговоров не было.
Зарезала педофила
25 января Киреевский районный суд огласил приговор в отношении Натальи Ч. — 41-летняя женщина обвинялась в убийстве мужа. 30 августа 2022 года Наталья и её супруг были в гостях и вернулись к себе уже под вечер. Изрядно выпившая парочка хотела продолжить возлияния, и Наталья отправилась в магазин за добавкой. На входе в супермаркет женщина поняла, что забыла банковскую карточку. Попыталась приобрести спиртное в долг, но получила отказ и нехотя пошла домой. В подъезде Наталья услышала детский плач — её четырехлетняя дочь кричала: «Папочка, не надо. Папа, отстань!»
— Муж Натальи зашел в комнату к девочке и изнасиловал её, — рассказывает Myslo компетентный источник. — Вероятнее всего, это был не первый такой эпизод: годом ранее ребенок уже говорил, что папа «трогал её». Тогда следствие было прекращено, так как на теле девочки не нашли повреждений, а Наталья спустя какое-то время забрала заявление.
Женщина оттащила пьяного мужа от дочери и заявила, что сейчас же позвонит в полицию. Услышав угрозу, мужчина набросился на Наталью и жестоко избил её. Досталось и ребенку, который пытался защитить маму: отец отшвырнул девочку, как тряпичную куклу.
— Наталья Ч. подняла валявшийся на полу нож и нанесла им супругу несколько ударов в сердце, живот и лёгкое. В результате от множественных телесных повреждений мужчина скончался на месте, — гласит текст обвинительного заключения.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд переквалифицировал статью, вменяемую Наталье. Вместо простого убийства женщину признали виновной в убийстве при превышении пределов самообороны. Она получила полтора года колонии-поселения. По нашей информации, сторона обвинения намерена обжаловать решение, настаивая на том, что Наталья убивала мужа преднамеренно, а не обороняясь.
Среднестатистическое происшествие
История Натальи Ч. — исключение из правил, ведь при действующем законодательстве доказать невиновность обороняющейся женщины крайне сложно. Каждый имеет право на самозащиту, но суд может усомниться — почему обвиняемый не вышел из ситуации иначе: не убежал или не позвал на помощь.
27 мая 2020 года в 4.57 оперативный дежурный по линии «02» УВМД России по Туле принял звонок от 23-летней Екатерины Ежовой. Плачущая девушка еле слышно прошептала в трубку, что поссорилась с сожителем и ударила его ножом. На место происшествия выехали сотрудники ОП «Центральный», которые задержали девушку. Работавшие на месте следователи, возбудившие дело по статье «Убийство», по какой-то причине указали, что Екатерина была пьяна, хотя при медосвидетельствовании этот факт не подтвердился. При этом в крови погибшего нашли этиловый спирт в концентрации 3,7%, что является тяжёлым отравлением алкоголем.
— Алексей разбудил меня ночью и сказал, что ему нужно срочно похмелиться. Стал отправлять меня в магазин, а когда я отказалась, принялся меня оскорблять. Я не выдержала и отвесила ему пощёчину. Лёша рассвирепел и ударил меня кулаком в лицо. Повалил на пол и пинал. Я не могла встать, ползла от него подальше, а он не прекращал. Уткнувшись спиной в столешницу, я достала кухонный нож и закричала, чтобы он не приближался. От угрозы он еще больше разъярился и приложил меня головой об пол. Я в ответ ударила его один раз, потом еще. На меня хлынула кровь, а Леша захрипел и ушел в комнату, — из показаний Екатерины Ежовой.
Мужчина запретил вызывать врачей и попросил девушку перебинтовать его «царапины», пообещав разобраться с ней утром. Екатерина выполнила его просьбу и ушла на кухню. Через пару часов вернулась проверить состояние сожителя, но он к этому времени уже был мёртв.
Несмотря на показания свидетелей, говоривших, что Алексей не раз и не два избивал Екатерину, суд решил, что в действиях девушки был умысел и она целенаправленно его убила.
Приговором суда ей назначили наказание в виде 9 лет 10 месяцев лишения свободы.
Убил, но был оправдан
Особняком в таких историях стоит дело богородицкого коммерсанта Гегама Саркисяна. Вечером 7 апреля 2012 года четверо вооруженных грабителей ворвались в его дом, избили жену и детей предпринимателя, требуя деньги и ценности. Мужчина смог вырваться, схватить кухонный нож и отбиться от преступников. Защищая семью, Саркисян нанес смертельные ранения трем злоумышленникам. Один из нападавших скрылся с места преступления, но был задержан чуть позже.
— Мы не собираемся что-то доказывать или опровергать, мы устанавливаем истину. А потом уже будем давать юридическую оценку действию тех или иных лиц, — заявляла тогда глава регионального Следственного комитета Татьяна Сергеева. — Характер ранений, от которых скончались грабители, указывает на возможное превышение пределов самообороны. Еще один вопрос — схема расположения тел убитых. Они находились в одном помещении, на выходе на веранде и скученно лежали. Тоже очень странно. Вообще сомнения по этому делу есть. В ходе расследования уголовного дела проверим, подтвердятся эти сомнения или нет.
В защиту Гегама Саркисяна тогда встала вся страна. Даже бывший в ту пору губернатором Тульской области Владимир Груздев в одной из соцсетей написал пост: «Он настоящий мужик, и в обиду его не дадим!»
В ходе расследования уголовного дела Саркисяна признали потерпевшим: следователи заявили, что он действовал в пределах необходимой самообороны. А выжившие из тех, кто напал на его семью, получили от 8 до 24 лет колонии.
Комментарий адвоката
Тульский адвокат Михаил Сальников:
Михаил Сальников
- К сожалению, в настоящее время чаще всего практика складывается в негативную сторону для лиц, которые защищают свою жизнь и жизнь своих близких. Чаще следователи квалифицируют деяния по более тяжким составам — убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть по неосторожности: эти составы не представляют большой сложности для сбора доказательств.
- В случае же с превышением пределов самообороны необходимо более детально учитывать все обстоятельства совершенного преступления, а именно проанализировать обстановку, развитие событий и привести доказательства того, что потерпевший вел себя агрессивно, эта агрессия была реальной и обороняющийся обоснованно опасался за свою жизнь и здоровье.
Что говорит Верховный суд
- Гражданин вправе применять силу к тем, кто вломился без приглашения в его дом.
- Бремя доказывания лежит на стороне обвинения, а все сомнения трактуются в пользу подсудимого.
-
Не признается находившимся в состоянии необходимой обороны человек, который спровоцировал нападение, чтобы использовать его как повод для совершения противоправных действий. Здесь суд отметил, что не могут признаваться провокацией нападения правомерные действия лица, в том числе направленные на пресечение нарушения общественного порядка (просьбы не приставать на улицам к людям, не материться, не скандалить
и т. п. ).