Звезды тульских дискотек 80-х

В конце 70-х они думали, что просто увлекаются музыкой, а в конце 80-х в парках и домах культуры их уже называли музыкантами.

В конце 70-х они думали, что просто увлекаются музыкой, а в конце 80-х в парках и домах культуры их уже называли музыкантами. Эта статья про тех, кто на дискотеках нес музыку в массы - про тульские "ВИА"!

"А Талькова я и не заметил!"
Туляк Вячеслав Гудукин в 80-х годах создал ансамбль "Любители музыки", который существует до сих пор. В конце 80-х их знали во всех парках и домах культуры Тулы: Представляем вам его рассказ-воспоминание, так сказать, от первого лица:
- Музыкантом я стал после того как закончил музыкальную школу (класс фортепиано). Когда тебя учат, это всегда "из-под палки". А когда школу закончишь, понимаешь, что ты без музыки не можешь: С 1974 года мы репетировали в "комнате школьника": три гитары и барабаны. Электронных синтезаторов (ионик) в конце 70-х не было и в помине. Гитары никто не делил на "соло" или "ритм" - эти термины к тем инструментам были малоприменимы. Гитаристов было много, а барабаном брезговали, и эта "должность" всегда была свободна. Мне барабаны, наоборот, нравились, по-этому я стал играть на них - так и сложился коллектив. Тогда вообще все было как на казацком кругу: "Ты хочешь на барабанах - играй, а я на гитаре буду!", "Ты у нас самый ответственный - вот и руководи!". Вот я и руководил: На выпускном в 1976 году у нас играл ансамбль "Фанты" - тогда там пел Игорь Тальков: Так вот: я отлично помню, что мне понравились песни Анатолия Кондратьева и Олега Васильева, а Тальков вообще никаких эмоций не вызвал:
"Телега времени"
В 1982 году я закончил наш политехнический, но специальность "Ракетные двигатели" меня манила намного меньше, чем музыка. И я стал музыкантом. Первая профессиональная работа ансамбля "Любители музыки" была связана с театром-студией "Риск". Режиссер Геннадий Крестьянкин задумал что-то типа мюзикла: он переделывал тексты шлягеров группы "Машина времени", а мы это пели! Тогда остряки прозвали нас "Телега времени".
После мы осмелели, стали подрабатывать на свадьбах и корпоративах - тогда это называлось "гарантийные концерты", потому что оплата была гарантированной: рублей 100-150. Это были хорошие деньги за три часа работы. Вдобавок, на свадьбах еще и кормили, а времена были не очень "сытные": Программа состояла из 30 песен. Пели шлягеры: репертуар групп "Карнавал", "Круиз", "Машина времени", песни Кузьмина ("Спортлото") и Барыкина ("Спасательный круг"). Самой популярной была песня "Поворот" "Машины времени". Сложности были с аранжировкой: в ансамблях играли человек по шесть-восемь, а нас всего четверо - приходилось восемь инструментов "заменять" четырьмя. Спасало то, что слушатели были нетребовательны - лишь бы было похоже...


1986 год. Танцплощадка в Центральном парке Тулы. На сцене - ансамбль "Любители музыки":
(слева направо) Александр Тимофеев (бас-гитара), Вячеслав Гудукин (барабаны),
Сергей Гаськов (гитара-ритм) и Анатолий Карпухин (гитара-лидер).

Люди в "клетке"
Танцполы в парках назывались "клетками": сцена танцплощадки была огорожена сеткой. Вместимость "клетки" - около 200 человек. Еще в конце 70-х на дискотеках негде было: пьяному упасть, а потом в филармонии (в их ведомстве находились дискотеки) решили это дело взять под контроль и назначили в каждый парк своих музыкантов, которые получали 90 рублей в месяц и творчеством заниматься склонны не были: играли то, что давно никто не слушал.
В итоге к середине 80-х танцплощадки вымерли: в Комсомольском парке удавалось продать около 15 билетов. Билеты, кстати, стоили 50 копеек. Чтобы быть рентабельной, площадка должна была продавать не менее 150 билетов, потому что в филармонию надо было платить 2000 рублей в месяц. Такая вот арифметика - парки работали в убыток.
Хорошие ансамбли были, парки мечтали вылезти из долгов, а филармония не позволяла! Один из разговоров с директором филармонии Иосифом Михайловским закончился тем, что руководитель ансамбля сказал: "Если Вы будете на меня кричать, я Вам нос сломаю!" Конечно, никто никому ничего не сломал, интеллигентные люди всегда могут договориться: К 1987 году ансамблям было позволено не только играть в парках, но и продавать билеты. Наш коллектив стал победителем соцсоревнования: мы заработали больше половины денег всех парков!

Мы еще вернемся!
Я не жалею о том, что потратил жизнь на музыку. Я работал со многими музыкантами: вокалист Виктор Сорокин (пел в группе "Интервью", у Валентины Легкоступовой и Аркадия Хоралова), гитарист Олег Новиков, Илья Лыков, Саша Бычков, Сергей Воронов, Света Кулемина (писала песни для Ларисы Долиной, Лаймы Вайкуле, Валерия Леонтьева). Мы многое дали друг другу, и не важно, что кто-то добился большой сцены, а кто-то - нет: Главное - это то, что мы занимались музыкой!
Сейчас я готовлю новую программу, в которой будут интересные инструментальные партии и песни, готов трек к документальному фильму про Великую Отечественную: Короче, мы еще вернемся!


1992 год, Тула, ЦПКиО. Доставлять к танцплощадке инструменты разрешалось только на подводах.
На фото: Вячеслав Гудукин, Юрий Савинов, Володя Скромов.

Вячеслав Гудукин, основатель ансамбля "Любители музыки":
"Достать хороший инструмент в 80-х годах было настоящей проблемой. Синтезаторы стоили, как машина "Жигули", да и о хорошей электрогитаре можно было только мечтать. Помню, свою гитару "Музима" я купил в Москве по случаю, срочно продав обручальное кольцо за 350 рублей - бешеные деньги по тем временам!"

Андрей Дремизов.
Фото из читательской почты.

12 мая 2009, в 11:20
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день