Только тех, кто любит труд…

Только тех, кто любит труд…

Современные школьники, вместо того чтобы получать полезные умения и навыки «для жизни», клеят аппликации, складывают фигурки из бумаги… Называется новый предмет «Технология». У школяров 60-80-х все было по-другому!

Современные школьники, вместо того чтобы получать полезные умения и навыки «для жизни», клеят аппликации, складывают фигурки из бумаги… Называется новый предмет «Технология». У школяров 60-80-х все было по-другому!


Юный тульский умелец на уроке труда:
«Ура, эту табуретку я сделал САМ!»
Узнали себя на этом фото? Позвоните в редакцию, вас ждет приз.

Маленькие умельцы

До четвертого класса мы коллективно, вместе с мальчишками, осваивали азы «хозяйственно-бытового ручного труда». Высунув от усердия язык, учились вдевать нитку в иголку, пришивать пуговицы (причем разными способами) и даже (!) штопать носки! Очень хорошо помню, как мы шили перочистки, которые потом благополучно использовали по назначению. Помните, для чего они были нужны? Правильно, для убирания с острых перышек кусочков промокашек и прочего мусора…


С приходом холодов наступала пора изготовления кормушек. Потом часть из них развешивали возле школы, а остальные несли домой и пристраивали на окнах и  на ветках близрастущих деревьев.

Еще мы собирали простейшие электрические цепочки. Когда в результате правильной сборки вдруг включалась лампочка или начинал работать маленький вентилятор, у большинства юных «самоделкиных» случался приступ щенячьего восторга.

Довольно много времени мы проводили на пришкольном участке: копали, пололи, убирали урожай. Кстати, порой очень неплохой. Осенью сгребали в кучи опавшие листья и сжигали их под присмотром учительницы. Одежда потом долго пахла костром...

Парни, парни, это – в ваших силах!

В четвертом классе происходило деление: девочки оставались в классах изучать домоводство, мальчики отправлялись в школьные мастерские. Там, среди железок и деревяшек, в окружении пахнущих смазкой механизмов безраздельно царствовали «трудовики» – как правило, мастеровитые мужики средних лет. Некоторые из них вели еще физику и (или) черчение. По какой-то неизвестной причине многие имели страсть к винопитию. При этом очень редко директора школ, хорошо знавшие о пагубной привычке коллег, подписывали приказы об их увольнении… Видимо, найти равноценную замену было сложно.

В нашей средней школе №38 трудовиков было два – Палываныч и Геннадий Захарович. Поначалу, насколько помню, они обучали своих многочисленных подопечных простым вещам, например выжиганию по дереву, чеканке и выпиливанию лобзиком, изготовлению каких-то головоломок из проволоки и пр. Потом наступала очередь табуретов и скворечников. Наряду с нормальными экземплярами из-под неумелых ручек школяров выходили порой исключительной силы уродцы – кривобокие, кривоногие… Но после нескольких переделок все налаживалось.


Иногда нас тоже отправляли в мастерские и учили «останавливать на скаку лошадь» – забивать и выпрямлять гвозди, шлифовать что-то наждачной бумагой:)

Классе в 6-м, после сдачи правил техники безопасности, ребят допускали к работе на станках (они, кстати говоря, тогда были почти во всех школах). В результате на белый свет являлись ручки для напильников, указки, скалки, болты, гайки, шайбы  и пр. и пр. В числе первых изделий юных хулиганов из поколения в поколения оказывался… деревянный писюн. Подробности его анатомического строения умельцы вырезали стамеской или ножичком… Увидев однажды такой экземпляр, Палываныч запустил в автора киянкой. Не попал.

Бывало, какому-нибудь «ботану» засовывали в портфель наковальню вместо книг. Ещё ребята любили с размаху молотить напильниками друг об друга, высекая снопы искр…

А ну-ка, девушки!

Барышень обучали всяким премудростям, без которых считалось невозможным вести приличное домашнее хозяйство. Одной из них было умение распознавать ткани, для чего следовало наклеить в альбом образцы тканей натуральных и синтетических, а потом сдать его учительнице. У нас дома никто не шил, поэтому лоскутков не водилось. Пришлось идти в ателье, выпрашивать ненужные кусочки.

Затем пришел черед рукоделия: мы освоили ручные швы, приемы шитья и  построение выкроек... Кому-то из девочек все это нравилось, но не мне. Все получалось наперекосяк! Например ночнушка. Гигантского размера, с узенькой горловиной, очень короткая, она была бы впору разве что черепахе с Галапагосских островов. Про юбку-солнце даже вспоминать не хочется… Зато мне очень удавались нитяные помпоны, мережки и бахрома на салфетках!

Готовкой мы почти не занимались. Пару раз, правда, делали сладости: конфеты «трюфели» (детская смесь «Малютка», какао-порошок, сахар и сливочное масло) и сладкую «колбасу» (печенье, какао, масло, сгущенка).

В других школах девчонки готовили салаты, варили супы и борщи, жарили сырники и котлеты и даже консервировали овощи!

…В 80-х в некоторых тульских школах ввели систему УПК (учебно-производственных комбинатов). В 9-10 классах труд был один раз в неделю 5-6 уроков. Специальность выбирали сами (из предложенных). Парни изучали,  в част­ности, слесарное, столярное и автодело, девочки осваивали парикмахерское искусство, кройку и шитье, кулинарию… Многим полученные знания помогли определиться с будущей специальностью. 

Кстати

«С педагогической точки зрения воспитательное значение ручного труда громадно. Это лучший способ ознакомления ребенка с окружающей его природой. Ручной труд приучает к сосредоточенному вниманию, к последовательности мышления и действия, к самодеятельности и самостоятельности, развивает точность глаза и руки, аккуратность и волю».

Из книги «Промышленные школы», 1914 г.


Я спросила у знакомых школьников, есть ли у них уроки труда. Очень удивилась, узнав, что предмет этот из школьной программы исчез. Давайте вспомним, какие замечательные уроки труда были в советских школах. Пишите в редакцию «Слободы» по адресу: Тула-26, а/я 1431 или на
ryabikova@sloboda.tula.ru


Елена Рябикова,

журналист

18 сентября 2012, в 17:58
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день