За несоблюдение установленного интервала движения недобросовестные перевозчики будут возвращать свидетельства на маршрут. Первые предупреждения уже разосланы нарушителям.
По данным управления транспорта и дорожного хозяйства Тулы, участились жалобы туляков-пассажиров на работу маршруток — многие автолайны не выходят на рейс в вечернее время, часто опаздывают с отправлением в утренние часы. Например, за две недели марта в результате проверок в вечернее время (после 20.00) по 12 маршрутам не был выполнен 51 рейс, по некоторым маршрутам в вечернее время рейсы вообще не выполнялись.
Напомним: согласно 131-ФЗ администрация муниципалитета обязана обеспечить транспортное обслуживание населения муниципалитета. Как же работает с нерадивыми перевозчиками администрация Тулы и когда наведет порядок? Об этом мы спросили Алексея Крыгина, заместителя главы администрации города — начальника управления по транспорту и дорожному хозяйству.
Алексей Крыгин
— Еженедельно по четвергам у нас проходят рабочие встречи сотрудников управления и коммерческих перевозчиков. Обсуждаем и нарушения со стороны водителей — замусоренность разворотных колец, мойку автобусов в запрещенных местах. Со своей стороны и мы отвечаем на вопросы перевозчиков. Например, 2 февраля перевозчиков попросили представить свои предложения о корректировке расписания. Анализируя поступившие предложения, работники администрации пришли к выводу о необходимости встреч с каждой компанией. В каком-то случае можно пойти навстречу, но обязательно учитывая мнение пассажиров, — пояснил Алексей Крыгин.
Коммерческие перевозчики с предложениями не торопятся, зато очень настойчиво обозначают свои проблемы.
— Перевозчики во главу угла ставят финансовую составляющую, жалуясь на нерентабельные рейсы, но даже если в салоне всего 3−4 пассажира, их надо везти по маршруту.
Каждый туляк должен знать, что, например, придя на остановку в 5.30 или в 6.00, он точно сядет в автобус и приедет на работу, — озвучивает позицию администрации Тулы Алексей Крыгин.
По его словам, получая свидетельство на маршрут, перевозчик получает и расписание работы на этом маршруте. И обязуется его соблюдать. Расписание движения — это техническое задание на выполнение работ, неотъемлемая часть договора между заказчиком и исполнителем. Причем у всех перевозчиков есть достаточное количество карт маршрутов, позволяющее работать в полную силу. Наличие карты говорит о том, что данное транспортное средство работает легально. В картах отражены информация о маршруте и требования, предъявляемые к автобусу (количество мест, экологический класс и т. д.) без привязки к его государственному номеру. При организации перевозок ее можно передавать другой транспортной единице.
Четкое выполнение расписания неудобно бизнесу: все 12 компаний-перевозчиков, работающих в Большой Туле, в часы пик ставят на маршруты максимальное количество машин — ведь это живые наличные! А в затишье автобусы просто не выходят на линию. Рентабельность в часы пик зашкаливает, бизнес в прибыли, а пассажиры?..
— С точки зрения бизнеса, выбирая маршрут для работы, любой здравомыслящий предприниматель просчитывает свои риски, затраты и рентабельность. Никто насильно перевозчиков не заставляет работать на маршруте.
Сотрудники управления проводят еженедельные рейды по соблюдению расписания. И если нарушений у перевозчика много, то ему предлагают вернуть свидетельство на маршрут, чтобы администрация могла привлечь к работе другого, добросовестного перевозчика. Если в течение 30 дней перевозчик его не возвращает, администрация обращается в суд. Например, много жалоб поступало по работе маршрута № 40К — люди не могли после 19.00 у.е.хать в сторону завода РТИ. Перевозчику направили предложение вернуть свидетельство.
По словам Алексея Крыгина, проверка расписания проводится натурным способом. То есть инспекторы управления выходят на конечные остановки маршрутов и фиксируют время прибытия машин.
— Чтобы исключить человеческий фактор, мы предложили все коммерческие автобусы подключить к Центральной диспетчерской службе (ЦДС), — говорит Алексей Крыгин. — Эта служба выбрана на основе конкурса и выполняет контроль за перевозками по всей области. Она дает полную и прозрачную картину работы перевозчиков — сколько машин работает на маршруте, как они соблюдают расписание, как соблюдается качество услуги. Ведь согласно отраслевому стандарту, некачественно выполненной услугой считается отклонение в расписании на 2 минуты у 15% рейсов маршрута.
Но из 1000 единиц коммерческого транспорта, работающих в Туле, к ЦДС подключено всего 280. Остальные категорически отказываются, ссылаясь на дополнительные расходы. Заметим, что контроль за действиями перевозчика, чтобы в ЦДС получать объективные данные о работе транспорта, осуществляется на бесплатной основе. Оплаты требуют лишь дополнительные услуги по диспетчеризации — например, по контролю за ситуацией на дорогах.
— У нас есть телефон горячей линии по работе общественного транспорта — 55−64−73, — говорит Алексей Крыгин. — Также обращение можно оставить в Твиттере или на официальной странице администрации Тулы ВКонтакте.
Дмитрий Масленников, активный блогер и житель Мясново
Елена Сычева, жительница п. Прилепы
Владимир Синяков, самый знаменитый водитель маршрутки в России (маршрутка № 9)
P. S. В группе ВКонтакте мы провели блицопрос туляков по поводу транспорта. И вот такие результаты получились