С сайта http://www.rvsn.com.ua/exposition003.html
"Унифицированный командный пункт (УКП) - конструктивно это металлический двенадцатиуровневый контейнер длиной 33 м, диаметром 3,3 м, и весом в 125 тонн, подвешенный с помощью системы амортизации в стандартной ракетной шахте. Каждый уровень - это округлая комната, в которой находится аппаратура и оборудование, надежно выполняющие специализированные функции в любых условиях окружающей обстановки: в нулевом отсеке (этот отсек находится вне емкости контейнера, на его верхней внешней стороне) находится система электроснабжения контейнера, 1й и 2й уровни - оборудованы дизель-генераторами, 3й аппаратура связи, 4й - система автоматического управления и контроля, 5й - аппаратура связи, в 6м, 7м и 8м - аппаратура обеспечения электроснабжения всех объектов УКП, 9й и 10й - аппаратура обеспечения боевого пуска ракет, 11й - командний пункт с боевыми постами, пультами дистанционного управления и контроля АСБУ и связи. В последнем 12м (точнее на первом этаже снизу) находится комната для отдыха дежурной смены."
Сегодня предлагаю прогуляться на один из крупных военных объектов страны- УКП Козельской Краснознамённой Гвардейской дивизии РВСН (один из трёх), оставленный военными в 2009 году. Собственно, из этого местечка, несколькими нажатиями на клавиши,могли быть отправлены в гости к вероятному противнику наши РС-18 - "Стилеты" и, в перспективе, шахтные "Тополя". К счастью, пока такие "гостинцы" не прилетели ни им, ни нам. Заранее извиняюсь за качество фото, особенно подземных- дело было давно, фотографировал чуть-ли не на первую свою мыльницу, убитую в хлам. Повторить фотосессию не получится- весной 2014 шахту затопило почти до верха.
Отправились на УКП мы втроём. После прогулки на калужский мелькомбинат, встретил я московских товарищей, погрузились на "собаку" и через полтора часа довольно нудной поездки прибыли на станцию К... (это не шпиономания, я просто название забыл :) ).Впереди ожидало двенадцать километров пешей прогулки по, как предполагалось, колейной армейской бетонке.
Однако выяснилось, что бетонки уже нет, а на её месте строится новая дорога. Поэтому, почти до самого объекта пришлось то месить мокроватый песок, то проклинать неукатаную щебёнку. Меня столь масштабное дорожное строительство изрядно удивило, в Тульской области подобное можно увидеть лишь на отдельных участках федеральных трасс ( платных, конечно же ). Вообще, в сравнении с Тульской, Калужская область порадовала чистотой, явным присутствием хоть какого-то сельского хозяйства и не убитыми в хлам дорогами
К повороту на объект подошли уже к вечеру. Здесь бетонка сохранилась, уходит в сторону от трассы к лесочку. Пока шли до него, повстречали на поле двух аистов. Очень старались подползти поближе и сфоткать, однако птицы нас засекли и решили близко не знакомиться :)
Ещё почти не виден периметр части при УКП, а разная нестандартная строительная ерунда, вроде этого тюбинга, уже попадается в придорожной траве.
Но вот и периметр, ворота приветливо распахнуты. Солнце шустро сматывается к горизонту, поэтому пока лишь бегло осматриваем наземные сооружения.
Пункт заправки. Рядом здоровенная яма, похоже, что выковыривали цистерну из-под топлива.
Склад (?)
Казарма с ДОТом
Информационный стенд. Отлично боевое дежурство уже никто не несёт
На техтерритории
Хладоцентр
Вот этот сарайчик, со следами пожара- главная наша цель. Из него уходят коридоры к капсуле УКП.
Внизу слегка неприятная новость- уровень воды явно выше ожидаемого, и мне, в берцах, здесь не пройти.
Ребята с химзой, им не страшно, поэтому они выдвигаются на разведку в подземелья, я же остаюсь бдить за рюкзаками.
Пока коллеги экипируются, уматываю осматривать старый КП, один из входов в который маячит в паре десятков метров.
Внутри почти пусто, хотя упёрли и не всё.
Вылезаю на противоположном склоне холма. Вдали маячит генераторная, ещё какие-то строения. Пока тут делать нечего, так что бегом обратно. Ребята уже готовы к погружению и уходят в темноту затопленных тоннелей, я же остаюсь дожёвывать деревенскую колбасу и знакомиться с местными жителями.
Минут через пятнадцать москвичи выруливают из-за холма с позитивной новостью- сухие подходы к УКП есть и сама капсула не затоплена. Но, для начала, сныкав рюкзаки в подземке, идём в деревню за водой. По дороге попалась вот такая вот стандартная водонапорка. Только дырявая. Была предпринята попытка (естественно неудачная) набрать воды прямо здесь :)
Вернулись уже почти в темноте. Через скромный домик, интересный отсутствием дверей, попадаем в подземку.
Всё ниже, и ниже, и ниже...
Кое-где коридор подтоплен, ответвление к выходу в "сарайчик" резко уходит вниз, воды по пояс.
Лестница к ещё одному входу в тоннели, самому близкому к капсуле. Некогда он находился в здании холодильного центра, сейчас практически полностью завален.
Вот оно, заветное! На подходах к капсуле. Гермы упёрли, сволочи :(
На крышу капсулы ведёт стрёмный мостик из пары досок. Вниз посмотреть полноценно не получается. Луч фонаря вязнет во тьме пятью-шестью уровнями ниже. К стене прямо под входной гермой присобачены направляющие подъёмника
На нулевом уровне. По периметру нулевого и минус первого в стенах шахты массивные люки, ведущие в каморки с разнообразным оборудованием. На ноль- минус один, по периметру шахты, располагались системы обеспечения капсулы. Сейчас от многочисленных техшкафов с электрикой не осталось ничего.
Лезем вниз. Минус первый.
Съёмные секции ограждений
Минус третий. Здесь находится единственный легко доступный вход в саму капсулу. Подъёмник, с которого открывался доступ к остальным уровням снаружи, успешно спёрли. На -3ем находилась аппаратура связи. Теперь остался лишь пустой шкаф.
В полу и потолке уровня расположены люки
Вид на один из двух дизель-генераторов ( с -3го на -2й ), уже пострадавший от рук черметчиков и заливающий капсулу маслом.
-4й уровень. Бывшее помещение систем автоматического управления и контроля. Переносная лестница- одна из местных "фишек", даёт возможность персоналу покинуть капсулу при уничтожении или недоступности подъёмника и внешних стационарных лестниц.
На -5ом виден завал из техшкафов, дальше по капсуле мы не полезли, наверстаю упущенное в следующий раз.
Здесь была лестница № 37, ныне благополучно спиленная. Максимальный номер лестницы, который я заметил примерно на -10м - 79. Всего по стенам шахты тянулось больше сотни разных лестниц, соединявших уровни и расположенные между ними площадки для оборудования и обслуживания.
Тросы и амортизаторы, на которых вся эта махина и висит в шахте
Счёт уровням потерян. Где-то на -6м по периметру капсулы расположены баллоны для сжатого воздуха. Не хилые такие баллончики. По полметра в диаметре и метра два с половиной в высоту.
Ещё два уровня вниз, и возникает какое-то мистическое ощущение причастности к судьбам мира. Ведь в каких-то двух-трёх метрах от меня, за стеной капсулы, место, с которого эти судьбы можно было оборвать поворотом двух ключей и нажатием кнопки. Всего-навсего...
До дна шахты не дошли два уровня. Ниже всё завалено выдранной из кожухов тепло- и гидроизоляцией, мелкими обрезками металла, ещё каким-то мусором, прилетевшим сверху в результате деятельности охотников за металлом.
Начинаем подниматься, и только сейчакс до меня доходит, насколько холодно внизу. Температура, видимо, около 3-4 градусов. При дыхании изо рта идёт пар.
Всё выше, и выше, и выше... А вот и крыша... Переход по стрёмному мостику...
На обратном пути по коридорам повстречали пару довольно шумных местных жителей. Что эти ласточки забыли здесь, в нескольких метрах под землёй?
Выбрались на поверхность уже ночью. Решив не морочиться с поиском места для палатки, отправились ночевать в казарму. Выбрали чистую комнату с сохранившимися стёклами, запалили горелку, разложили спальники. После горячего чая облезлая комната показалась даже какой-то уютной :)
Утром бегло осмотрели наземные строения, не посещённые накануне.
Казарма
Здесь обнаружился ещё один переход к УКП, к сожалению сильно затопленный
Почувствуй себя пулемётчиком. Вид из ДОТа
Изрядно удивила логика наших вояк. Две серьёзных гермодвери казармы соседствуют с двумя хлипкими деревянными дверями.
Холодильный центр.
Завал над спуском к капсуле
Вроде как караулка, но внутри- сауна. Даже бассейн имеется.
Дизель-генераторная
Пора в обратный путь до станции. Вот такой вот получился у нас походик на один из самых баянных объектов отечественной оборонки.
Благодарю за внимание.