Первым официально зарегистрированным на государственном уровне «оружейным» документом был Указ царя Фёдора Иоанновича о выделении в Туле особого места для поселения 27 кузнецов-оружейников (1595 год). Правительство требовало от них изготавливать, в основном, образцы огнестрельного оружия по казённым заказам.
Русская пищаль XVI века
Для поощрения специалистов-оружейников были введены льготы.
Например, снижение налогов, первоочередное приобретение древесного угля и железной руды, древесины (буковой, берёзовой и яблоневой) для изготовления деталей оружия. Перечень льгот кузнецам в XVII веке русские цари постоянно расширяли.
И получилось, что если на начальном этапе организации ремесленного производства оружия основным центром был древний город Устюжно-Железнопольский, в котором в конце XIV — начале XV веков было сосредоточено железноделательное производство, в дальнейшем началось зарождение производство огнестрельного оружия в Тульском регионе.
Тульский кузнец-оружейник XVII века
Причины для этого были: наличие залежей железной руды, лесов — для изготовления древесного угля и многочисленные реки - для постройки плотин, кадры кузнецов-оружейников, специализировавшихся на изготовлении холодного оружия, и, что немаловажно, близость к столице Руси — Москве.
Государство уже тогда уделяло большое внимание тульским оружейникам.
После восшествия на царский престол Бориса Годунова первым документом, который он подписал, был Указ, подтверждающий льготы тульских оружейников.
На начальном этапе производства огнестрельного оружия на Руси основное внимание уделялось производству артиллерийских орудий - с их помощью брали крепости. В этой области отечественные оружейники достигли больших успехов. Парк артиллерийских орудий на Руси был самым большим, многообразным по сравнению со странами Западной Европы, что вызывало большое удивление и опасения иностранцев.
Русское артиллерийское орудие XVII века на конной тяге
Русская оружейная мысль ни в чём не уступала европейской, а в некоторых случаях и превосходила её.
Так, при царе Михаиле Фёдоровиче (начало XVII века) на Руси было изготовлено, правда, в небольшом количестве, казнозарядное артиллерийское орудие и 3-х дюймовая (7,62 мм) пищаль, снабжённая 10-ю спиральными нарезами и заряжаемая с казённой части. На пищали было выбито: год 1615 и царский герб. В Западной Европе нарезное оружие появилось только в конце XVII века.
Русская казнозарядная пищаль XVII века с клиновым затвором (калибр — 25 мм; длина — 665 мм)
С момента перевода оружейного дела из Дедилова в Тулу (об этом мы рассказывали в предыдущем выпуске блога) активно развивалась творческая техническая мысль в области перспективных направлений оружейного производства — как артиллерийских орудий, так и пехотных образцов.
В это время происходил также взаимный обмен производственным опытом и достижениями между тульскими и зарубежными оружейниками.
Так, 29 февраля 1632 года голландцы — братья Андрей и Авраам Виниусы и Елисей Вилькинсон получили от царя Михаила Фёдоровича государеву грамоту на открытие под Тулой завода по производству чугуна и железа и изготовления пушек и ядер.
Андрей Денисович Виниус – первый промышленник России и основатель Городищенских заводов
Завод, а, точнее сказать, заводы, были построены на реке Тулице и получили название Городищенских, так как были расположены рядом со старым Тульским городищем.
Строительство Городищенских заводов оказалось очень затратным для Андрея Виниуса, и он пригласил в компаньоны Петра Марселиуса и Филимона Акему. Но вскоре эта совместная работа прервалась, и бывшие компаньоны стали работать независимо друг от друга.
Благодаря этим заводам и зарубежным специалистам тульские оружейники изучили передовые методы в металлургии и промышленном изготовлении оружия.
Многие тульские оружейники прошли обучение на этих заводах у иностранных мастеров методам заварки стволов и другим оружейным делам.
В течение XVII века эти три голландца построили в Тульском и Калужском регионах несколько заводов, выплавлявших металл из железной руды и изготавливавших артиллерийские орудия, пехотное оружие, ядра, пули, сельскохозяйственные орудия и другие товары общего назначения. В производство были вложены значительные финансовые средства, на работу были приглашены около 600 зарубежных литейщиков, мастеров кузнечного и оружейного дела. Правда, уже в конце XVII века сведения о количестве иностранных мастеров в промышленности России отсутствуют: они либо возвратились на родину, либо ассимилировались в местную среду. Впрочем, вполне может быть, что желание голландцев привлечь 600 специалистов из-за рубежа были всего лишь благими намерениями.
А во второй половине XVII века в оружейном деле становятся известны имена русских оружейников, которые стали опорой великого реформатора России — Царя Петра I.