1. Моя Слобода
  2. Блоги
  3. Блоги
  4. Народный журналист
  5. Невозможный храм архангела Михаила - Блог «Народный журналист» – Фотогалерея, фото 267 - MySlo.ru
  6. Невозможный храм архангела Михаила - Блог «Народный журналист» – Фотогалерея, фото 267 - MySlo.ru
  7. Невозможный храм архангела Михаила - Блог «Народный журналист» – Фотогалерея, фото 267 - MySlo.ru
Невозможный храм архангела Михаила

Невозможный храм архангела Михаила

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня пойдёт разговор о Церкви Михаила Архангела, что находится в селе Архангельское, Плавского района, Тульской области.

Прошу не путать с одноимённой церковью в селе Архангельское Чернского района Тульской области, так как поиск выдаёт именно её, а вообще церквей, посвящённых Архангелу Михаилу, в Тульской области, очень много. Если вам будет интересно, то в будущем, постараемся рассказать про каждую, а наш храм, о котором пойдёт речь в этом фильме, повторюсь, находится в Плавском районе Тульской области. Карта здесь. Координаты 53.850999, 37.084959

Старинные храмовые постройки, уже необычны сами по себе, по своей сути. Каждое подобное сооружение, это история для отдельного большого рассказа. Казалось бы, ну что тут необычного, ну храм, ну построен до революции, таких по всей стране тысячи, а всё дело в том, что нужно смотреть на детали: это стиль постройки храма, ориентация по сторонам света, виды арок, узлы примыкания, армировка, фундамент, стиль кладки кирпича, вид кладочной смеси, размеры кирпича и многое, многое другое. Но конкретно этот храм, выделяется даже из всех необычных.

Готовя материал к этому фильму, я попросил одного из своих помощников, найти по этому храму информацию в архивах. Он долгое время рылся в книгах Тульской епархии, чтобы хоть что-то найти, но ему дали понять сами священники, что толкового ничего не найдёт, ибо, если там было "что-то не каноническое", то информацию просто "изымали". Однако, один из нашего канала на Youtube, Антон, прислал ссылку на книгу «Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей», издательства 1895 года, состоящую из 836 страниц, за что ему огромная благодарность, от нашей команды и от всех зрителей канала и читателей Слободы!

Друзья, вот здесь три ссылки на эту книгу, размещённую на сайтах «Государственной публичной исторической библиотеки» и «Российской государственной библиотеки», а также можно скачать книгу архивом . Не буду хвастаться, но я прочитал её всю. О впечатлениях, о книге расскажу далее. Сам по себе это очень интересный документ, и мы будем периодически к нему обращаться в дальнейших публикациях. И так, на странице 495 (по книге) или 501 (по сайту «Государственной публичной исторической библиотеки»), мы читаем следующее описание, цитата:

«Село Архангельское, расположено по обеим берегам реки Холхольни (кстати, на карте река значится как Холохольня), на низменном месте; от города Тулы оно отстоит в 60 вёрст и 12 верст от города Крапивны. Своё название село получило от имени храма. Время же образования прихода, за неимением сведений, определить невозможно; несомненно, только то, что приход существовал в прошлом столетии, так как в 1803 году он состоял уже из самого села Архангельское и трёх деревень. Всего населения в приходе 1138 человек мужеского пола и 1210 женского пола. С самого начала приходской храм был деревянный. Существующий в настоящее время каменный храм, во имя святого Архистратига Михаила, начат постройкою в 1808 году на средства бывшего в сем селе помещика Васильчикова и окончательно устроен в 1816 году. В храме ранее был предел во имя святого мученика Александра, небесного покровителя храмосоздателя, но в последствии, по воле нового помещика Гагарина, он был перестроен и освящён во имя преподобного Сергия Радонежского Чудодотворца, имя которого носил новый владелец села». Конец цитаты.

Что интересно, на сайте Соборы ру, в описании под храмом приводится тот же самый текст, за исключением нескольких слов, но в Википедии материала по этому храму пока ещё нет.

Будем считать эту информацию, краткой официально исторической справкой, тем более, что в документах Государственного архива Тульской области в фонде «Тульская духовная консистория», имеется «Дело по прошению преподавателя Тульской духовной семинарии П. Малицкого в Тульскую духовную консисторию о выдаче ему денег на издание книги “Приходы и церкви Тульской епархии”» за 1895-м годом. В этом деле имеются «прошение», «покорнейшее прошение» и «почтительнейший доклад», на имя Епископа Тульского и Белевского Иринея, на оплату расходов: за бумагу из магазина К.Н. Нудольского в Туле для 1200 экземпляров, за набор и печатание, за брошюровку, за переплет, за корректуру и счета магазинов.

И так, подытожу, то, что мы знаем из официальных источников, это 1808 - год начала постройки каменного храма, который, в настоящее время, имеет престолы Михаила Архангела и Сергия Радонежского. Время основания приход неизвестно. Первоначально, храм, предположительно, был деревянный. Село названо по названию храма, так как расположено вокруг него, на обоих берегах реки. В настоящее время, храм является недействующим.

Обратите внимание на карту.

Река Холохольня имеет аккурат напротив нашей церкви, какие то острова и пороги. Очень похоже, что здесь были плотины, или какие то гидротехнические сооружения. Если так, то становится понятно, каким образом село разрасталось на обоих берегах реки.

Хочу ещё раз вернуться к официальной информации. Первое, что бросается в глаза, читая строки из книги Тульской епархии, так это то, что помещик мог без проблем заказать любого святого, по своему выбору. Вот так, просто отвалив денег. Вам не напоминает это наши дни? И ещё два интересных момента по этой книге. Очень часто, о времени постройки храма, или основании прихода, ничего не известно. Почитайте книгу сами. Если её читать внимательно, то складывается стойкое ощущение, что где то были храмы, сёла, жили люди, и никому до этого не было дела, как вдруг в 19 веке, вспомнили, про храмы, которые стоят по всей губернии и решили провести их перепись, и составить подробный список. И оказалось, что об истории происхождения многих церквей и приходов, вообще ни кто ничего не знает, кто их основал и когда, но зато точно известно, когда была переделка или реконструкция церкви! Разве это не странно? Ещё одним моментом, на который хочу обратить ваше внимание, это стилистика написания книги.

Уж слишком она современная. Само изложение мысли, в книге, очень напоминает современную школу русского языка. Я не лингвист и не филолог, по образованию, поэтому могу ошибиться, поправьте меня в комментариях, если кто понимает тонкости русского языка лучше.

А мы давайте посмотрим на сам храм.

Самое первое, на что сразу стоит обратить внимание — алтарь храма смотрит на юго-восток, а не на восток, как положено по канону.

Если это действительно православный храм, то это очень важно — алтарь должен смотреть строго на восток. Но если это техническое или административное сооружение, то ориентация по сторонам света может быть любая, значения она не имеет.

Следующее, что бросается в глаза — каменные блоки у основания стены, не лежат на растворе. И это не фундамент.

Такой приём использовался очень часто при реставрациях и переделках, когда стену просто обкладывали камнем. Там где камень отвалился, отчётливо видна кирпичная кладка, которая продолжает идти вниз.

Но видно, что каменные блоки правильной формы и разных размеров. По своей сути – эти камни – отливка.

Входя в храм, первым делом смотрим вверх. В куполе основного объёма отверстие.

Снаружи, над этим отверстием стоит круглая башенка, так называемый «световой барабан», и её венчал главк с крестом, или, возможно, что то ещё.

Сразу возникает вопрос, о реальном назначении этой башенки и отверстия в куполе. Света они практически не добавляют, а вот тепло зимой уходить будет, так как тёплый воздух поднимается вверх. Под куполом мы видим 8 окон, из которых 4, направленных на север, заложены. А вообще запомните, как выглядит купольная часть изнутри, мы к ней ещё сегодня вернёмся.

Для крепления иконостаса, выбивались кирпичи из арок окон, ближайших к стене. То, что именно выбивались, а не были предусмотрены при постройке, видно по качеству исполнения отверстий. Видны сколы и неровная поверхность. Нормально, так, зодчие строили храм, а про иконостас забыли.

Переходя в трапезную, мы видим наши любимые стяжки, часть из которых уже срезана. В том месте, где стена начинает переходить в свод, вмурованы керамические горшки, с каждой стороны по 4 штуки, они расположены таким образом, что дно выше горлышка примерно под углом 45 градусов к поверхности земли.

Это так называемые, «голосники» — тонкостенные кувшины, помещённые дном вверх, якобы для улучшения акустических свойств помещения. По официальной версии, «голосники», встречаются на русской земле с древнейшего времени и перешли, вероятно, из византийской архитектуры. Так же, другая официальная версия гласит, что «сосуды-голосники» использовались для облегчения веса конструкции.

Давайте с «голосниками» разберёмся сразу. 

Во-первых, чётко видно, что отверстия для горшков выдалбливались в уже готовой кладке.

То есть, при постройке здания, они не были предусмотрены, и, соответственно, они не были заложены в стену изначально, при постройке здания. Таким образом, версия с облегчением конструкции отпадает, так как нет смысла возводить конструкцию, а потом «облегчать её», к тому же такое вмешательство наоборот ослабляет кладку и взаимное сцепление кирпичей. И потом, работы по установке этих горшков, производились явно не режущим, а ударным инструментом, что способствовало образованию микротрещин в арке, и следовательно, ещё более ослабило конструкцию. Некоторые горшки просто раздавлены соседними кирпичами.

Здесь, судя по меньшему отверстию для горлышка, видно, что долбили с крыши, что и логично, там более безопасно и удобнее можно разместить рабочего, а сама крыша сверху штукатуренная.

Во-вторых, версия резонатора для усиления звука, тоже не подходит. Возьмём для примера колокольчик. Что бы он издавал звук, нужно крепить колокол за одну, максимум две точки. Если держать колокол за обод, то звука нет, так как нет резонанса. Так же и с горшком. Он полностью вмазан в стену, по всей площади внешней поверхности. Если предполагалось отражение звуковых волн, то форма «голосника» должна как минимум повторять форму колокола, а не иметь более узкое горло, которое, по сути, является ловушкой для звука. Я специально залезал на лестницу и пробовал говорить в этот горшок, как в микрофон, и даже кричать, — из горшка эха нет, усиления звука нет, абсолютно ничего не меняется в плане акустики, к тому же, большая часть этих горшков разрушена, и забита кирпичами, ветками и перьями, а акустика в храме всё равно хорошая и в самом храме эхо есть, даже с открытыми настежь окнами и дверьми. «Голосники» расположены так: в трапезной, 4 с одной стороны, 4 с другой, все поверху, над окнами, где стена имеет переход в свод; в основном объёме:

4 по углам, на высоте 8 метров и ещё 4 по тем же углам на высоте 15 метров; в алтарной

4 по закруглению купола. Всего их 20 штук.

Так что же такое «голосники» на самом деле, и для чего они? Если официальная версия — для усиления и отражения звуков, правдива, то те, кто придумал и проектировал «голосники», ничего не понимали в физике, то есть уровень технического образования реконструкторов — оставляет желать лучшего. Наша же версия — не для усиления звуков, а прямо наоборот, для их поглощения и шумоподавления. Сравните с оформлением студии звукозаписи,

поверхность специально делается разнонаправленной, что бы не было эха. Я уже говорил, что даже сейчас, с разрушенными «голосниками», и при открытых настежь окнах и дверях, от простого разговора эхо достаточно приличное. А представьте, если здесь находится что-либо, производящее громкие звуки, будь то церковный хор, или компрессорное оборудование. Воздействие на органы слуха будет в разы больше, и такие сильные звуковые колебания, на наш взгляд, «голосники» и должны поглощать.

Опережая ваш вопрос отвечу, это не мы разбили горшок. Они были разбитые уже в стене, мы просто вынули кусочки от туда.

Кстати, обратите внимание: горшки чёрные и внутри и снаружи, а белое это керамика. Горшки сделаны из белой глины, а такой глины нет в Тульской области. Значит, привезли, либо глину, либо готовые горшки, но горшки сделаны гончарным способом, линии вращения видно снаружи.

Идём дальше. Что бы породнятся на крышу, нужно пройти по такой вот винтовой лестнице, где в качестве ступеней использован обработанный камень.

Причём этот камень уже природного происхождения. Это известняк. И что, характерно, даже учитывая тот факт, что камни лежат друг на друге, под ними, такими толстыми камнями, всё равно есть металлическая арматура. Так, же по мере того, как мы поднимаемся вверх, мы можем наблюдать металлические стяжки в стенах.

Такие стяжки мы уже неоднократно видели в прошлых статьях, не раз увидим сегодня, да и в будущем будем постоянно обращать внимание на них. Армирование чересчур избыточное, для здания, где просто собираются верующие на молитву. Такое армирование необходимо только в двух случаях — если здание эксплуатируется в сейсмоактивной зоне, или здание подвергается вибрационным нагрузкам изнутри. И стяжки эти проходят через всё здание, а не только в одном месте.

Помимо того, что такое армирование само по себе избыточное, так ещё и перерасход железа просто огромный. Но видимо затраты того стоили.

И так, мы вышли на крышу.

Маловероятно, что здесь была колокольня, так как крыша трапезной начинается сразу от края.

О том, была ли колокольня вообще, вопрос остаётся открытый, так как её следов мы не нашли. Возможно, её просто снесли в советское время. Что касается крыши, то сразу видно, что при постройке, сама крыша имела такой профиль.

На внешней стене основного объёма храма, мы видим штробу двухскатной крыши, выдолбленной по готовому, то есть, изначально, при строительстве, крышу не заложили в проект?

Получается на суровые снежные зимы ни кто не рассчитывал? А тогда куда деваться осадкам? Или это специально сделано, для сбора воды и снега? Обратите внимание, на три правильных отверстия, расположенных на одной линии. Вот эти отверстия действительно были заложены при строительстве, но для чего они? Если для крыши, то крыша не будет иметь уклона, для отвода талой и дождевой воды. Или крыша была односкатной, в сторону от основного объёма храма в направлении реки? Но тогда почему её решили переделать? Может, был маленький угол уклона, и на крыше набиралось много снега? Или это отверстия от чего то ещё?

Друзья, обратите внимание, на заложенные прямоугольные отверстия, в купольной части, под окнами.

Эти отверстия были сделаны сразу при постройке, они находятся со всех сторон, по всей окружности стены, на одной высоте от окон, и на одинаковом расстоянии друг от друга, и их видно только с близкого расстояния, о том, что это такое, я расскажу в конце статьи, а пока можете написать в комментариях ваши мысли, что это такое. Нам ваше мнение на самом деле очень интересно!

Вот из такого кирпича сложен храм. Использовался и большой и маленький.

Друзья посмотрите на высоту двери. И это дверь ещё заложена снизу. И на этой узкой и высокой двери, стоят такие массивные петли. Интересно, что за дверь тут висела? Высота только прямой части дверного проёма 5 метров.

Вход в трапезную со стороны реки уменьшался. Видно, что использована дверная коробка меньших размеров, чем дверной проём, и пространство просто заложили кирпичом.

Заодно таким способом, арочный проём переделали в прямой. И сравните дверные петли до переделки и после, что называется, почувствуйте разницу.

Опять же, сколько нужно железа на такие петли. То, что храм перестраивался после постройки, даже не отрицается. В упомянутой книге на это напрямую указывается.

Кстати, в трапезной, там под самым потолком два мощных кольца приделаны, как будто что то подвешивали.

Такие кольца есть во многих церквях, и даже видел в Ясной Поляне, в усадьбе Толстого, в так называемой «комнате под сводами». На мой вопрос экскурсоводу, о назначении этих колец, экскурсовод замялся и сказал, что видимо на этих кольцах подвешивали мясо. Но про Ясную Поляну будет отдельная статья, возвращаемся к нашему сооружению.

Наличие такого элемента как «четверть», в дверных и оконных проёмах, подразумевает использование оконных и дверных рам. Причём четверть была заложена при постройке, то есть изначально и при постройке подразумевалось, что будут окна и двери.

Как правило, возле алтарной части храма, хоронят настоятелей этого храма. Могилы настоятеля здесь мы не нашли. Либо её нет вообще, либо она уже сравнялась с землёй.

Цели и задачи, для которых строится здание, определяет технологию его постройки.

Вот, например швы, глядя на них, мы понимаем, что изначально штукатурить не планировали. Вы видите, как аккуратно расшили и загладили швы? Если после постройки, предполагалось оштукатурившие стен, то зачем так заморачиваться с затиркой швов? Швы стен, которые планируется штукатурить, никогда не обрабатывают. Но мы видим аккуратно выполненные швы, значит, штукатурка не планировалась. И тот факт, что оштукатурили позже, уже при ремонте или переделке, подтверждает срезанная стяжка.

Слева от входа в трапезную, из основного объёма, мы видим две угловые стяжки — большую и маленькую.

Справа от входа мы видим только одну — маленькую. Но там где должна начинаться большая стяжка, под арочным окном, мы видим обрезанный кусок и узел крепления стяжек.

Диагональной стяжки нет, а конец от неё есть. То есть строители посчитали нужным её заложить, а те, кто делали ремонт, посчитали, что это лишнее. Противоположный конец стяжки, должен был приходить в стену основного объёма храма, справа от входа, но там ничего нет. Ровно оштукатуренная стена.

То есть стену заштукатурили, после того, как стяжку срезали. Интересно, чем она помешала? А кувшины не заштукатурили, их горлышки аккуратно обмазаны штукатуркой.

Раз уж мы заговорили о штукатурке, то давайте посмотрим на фрески, которые всё ещё видны.

Понятное дело, что расписывать стены прямо по кирпичу, занятие не благодарное, поверхность не идеально ровная, тем более кирпич красный. Конечно, при надлежащем мастерстве художника, это всё не проблема, а просто трудность, требующая большего времени и упорства. Но согласитесь, расписывать стены по ровной белой поверхности проще, быстрее, а главное дешевле. Вот и причина, по которой стены были оштукатурены.

В храме ещё сохранились некоторые фрески, но я хочу обратить ваше внимание на две из них, так как у них большая честь изображения уцелела. Первая находится в трапезной, над аркой, ведущий в основной объём храма, вторая в купольной части алтаря.

Сначала разберём фреску по центру стены, прямо над аркой. Когда мы сняли слой побелки с фрески, то увидели нечто необычное. Вот как эта фреска выглядела сначала, и вот как она выглядит сейчас.

В центре пирамида в три ступени, на верхней ступени горит огонь,

сама пирамида находится как бы на подиуме, у основания подиума человек в красном плаще, судя по пропорциям тела, стоит на коленях, слева какая-то тележка на колёсах из спиц, как у кареты.

Ниже находится чаша, которая напоминает перевёрнутый колокол, который стоит на рогатых животных, предположительно быках,

а вообще не случайно опоры мостов называют быками, то есть это название имеет под собой историческую подоплёку.

Справа от огня ещё пять таких же тележек на колёсах, в ряд.

Обратите внимание на кисти человека. Если правая просто увеличена, то левая, похоже, вообще начинается от локтя. Друзья, только не торопитесь говорить, что здесь изображён Иисус, далее вы поймёте сами, почему это не он. Просто наберитесь терпения и дочитайте до конца!

Согласно православному канону, фигуры изображаются фронтально, лицом к зрителю или в трех четвертном повороте, но НИКОГДА, спиной!

Роспись храма, к тому же, служила своеобразным ликбезом для верующих, поэтому важно было создать эффект присутствия святых в храме. Этой цели служила так называемая «обратная перспектива», когда точка схода параллельных линий находится не на линии горизонта, а перед персонажами, как бы между фреской и наблюдателем.

Вспомните иконы старых мастеров. Или же фон делали просто золотым (божественное сияние),

на нашей же фреске мы видим самую, что ни на есть прямую, линейную перспективу!

И друзья, те, кто не знает, что такое прямая и обратная перспектива, обязательно напишите в комментариях, что параллельные линии не пересекаются!

По построению и вольности изображения, это больше напоминает росписи западноевропейских мастеров,

справедливости ради, надо отметить, что современные православные храмы и церкви замечены в некоторой вольности и отступлении от жёстких византийских традиций:

образы святых более очеловечены, объемные, присутствует местами и прямая перспектива, например, на выставках с евангельскими сюжетами, но там всегда понятная символика, банальная, привычная трактовка. А что на нашей фреске?

Сюжет просто пугает своей неприятностью и переполненностью символизмом!

Вообще эта фреска не выдерживает соответствия ни одному из русских христианских канонов. Для иконописца важность следования канонам стоит на первом месте. Художник, работающий в храме, постоянно консультируется с церковными служителями и учитывает требования выполнения работы в каноническом стиле. Те из вас, кто бывал, когда-либо в церквях, наверняка замечали, что сюжеты настенной росписи всегда переплетаются с изображениями икон на иконостасе. А какие тогда иконы должны быть на иконостасе этого храма? Это даже трудно представить! Кто и когда мог так попрать все существующие православные каноны? Если предположить, что храм православный, и таким был изначально, таких росписей не один священник не допустил бы в своем приходе! Попробуем вместе разгадать этот ребус. Итак, человек пришел к огню. На трехступенчатом алтаре полыхает огонь красного цвета. Человек в красном плаще стоит спиной к зрителю, раскинув неестественно большие руки. Над огнем завис некий прибор, затертый либо временем, либо чьей то заботливой рукой.

Просматривается колесо. Быть может, это какой-то аппарат или некое устройство, связанное с огнем? А может это просто вытяжка в потолке? А возможно это вообще круглая морда чёрта, если приблизить, кстати, очень похоже.

И что означают эти 6 тележек на колесах? Глядя на них, хочется воскликнуть, как в сказке: «горшочек, вари»! Тележки состоят из верхней и нижней частей. Создаётся четкое впечатление подогрева, как будто в нижней части находится источник тепла. И даже отверстия присутствуют для тяги, а крышечки на верхних плотно закрыты. Что же внутри? Ответа два, на мой взгляд:

1) там то, что нужно отдать огню,

2) эти сосуды приготовлены для того, чтобы, что то взять у огня.

Тут можно только гадать, но все это очень напоминает карго культ, какого то производственного процесса, связанного с огнем, либо зашифрованный рецепт приготовления чего то: одна мера, одного вещества, пять таких же мер, другого вещества и большая мера жидкости (чаша на быках). Красный цвет огня, символизирует не слишком высокую температуру (самый горячий — белый цвет).

И в то же время, невозможно отделаться от ощущения ритуальности происходящего. Особенно это подчеркивает необычная чаша слева, поддерживаемая быками. Чтобы распутать клубок, надо потянуть за ниточку, и такой нитью, как раз, и явилась эта самая чаша! Находилась она не где ни будь, оказывается, а в храме царя Соломона!

Вот отрывок из книги «Иерусалим: Один город, три религии», автор Карен Армстронг. Цитата: «На открытом дворе находились внушительных размеров главный алтарь всесожжения и литое «медное море» - громадная чаша, поддерживаемая 12-ю медными фигурами быков, которая символизировала Йам- первобытное море». Конец цитаты.

Про жертвенник всесожжения читаем в Библии. Вот одна цитата, которая многое прояснит: "сделай жертвенник из дерева шиттим, пять локтей длиною и пять локтей шириною; четырёхугольным должен быть жертвенник, и три локтя вышина его. И сделай роги его на четырех углах его; из него должны быть роги его; и обложи его медью. И сделай к нему горшки для сгребания пепла его, и лопатки его, и чаши его, и вилки его, и совки его, все принадлежности сделай из меди. И сделай к нему решетку (михбар) сетчатой работы из меди, и на решетке сделай четыре кольца медных на четырёх концах его. И положи её под окружным выступом (карков) жертвенника снизу, дабы была сетка до половины жертвенника. И сделай шесты для жертвенника, шесты из дерева шиттим и обложи их медью, дабы вдевались шесты его в кольца и дабы были шесты по обеим сторонам жертвенника, когда нести его. Полым внутри, дощатым сделай его; как показано тебе на горе, так пусть сделают. (Исх. 27:1-8)

Как видите, в описании присутствуют четкие инструкции! В свое время Андрей Скляров в одном из своих фильмов предположил, что ковчег завета это некий технический агрегат, именно по причине его четкого описания, с указанием размеров и материалов изготовления. То же самое можно сказать и по поводу этого жертвенника. По преданию строителем и создателем жертвенника и «медного моря» был архитектор Хирам Абифф,

мастер, вызванный царем Соломоном из Тира. А этого самого мастера масоны мира считают своим основателем!

Как мы помним, жертвенник имел три ступени, это же мы видим и на фреске. Если кто не в курсе, то структура масонства тоже разделена на 3 ступени или степени. И наш герой в красном плаще, скорее всего посвященный 3 степени. Это наиболее важная и драматическая степень — мастера, она посвящена тематике смерти, её основой является история о смерти Мастера Хирама — легендарного руководителя строительством Храма Соломона. 3-я степень мастера-масона появилась в 1730х годах. Происхождение её до сих пор не известно.

Остаётся добавить что художник, писавший фреску, не был очень искусен в изобразительном искусстве. Сами видите! И писал он, скорее всего, по заданному описанию, причем не очень подробному, не имея представления о сюжете. Ему просто перечислили требования: что должно быть изображено и как это разместить. К примеру, в описании «медного моря» говорится, что это плоская чаша, а художнику, вероятно, просто сказали о чаше на спинах быков. Отсюда такая форма сосуда на фреске. Почему не пригласили хорошего талантливого мастера, знакомого с историей храма Соломона, так сказать, из своих, посвященных? Видимо таковых на тот момент осталось мало, если вообще оставались, и использовали тех, кто остался. Подобно тому, как для восстановления храмов и церквей использовали остекленевшие и оплавленные кирпичи. Статья про это здесь.

Если допустить фреску исполнением действ в реальности, получаем, что было обращение к некоему божеству посредством огня. Взяв, например, выход евреев из Египта, то с Моисеем, Бог говорит из пылающего куста.

Кстати, бык это не только библейский элемент. Быки во многих религиях используются, в индии корова это вообще священное животное, которое даже убивать нельзя.

Но одежда человека явное не индийская, это скорее славянский плащ, который носили русские витязи, какими мы их помним со школы.

А вообще, всё действо, похоже на сжигание душ, или что там подвозят эти тележки к огню? Уголь? А чаша на быках, неужели для крещения? Или для закалки металла? Ведь его тоже опускают в воду или масло, после чего металл становиться крепче и перестаёт «болеть».

Как мы знаем, явный показатель христианства — крест, но как раз его то и нет на фреске. Расставленные в стороны руки человека, это вовсе не символ креста, как можно сначала подумать, это языческий способ поклонения огню.

Более того, не только огонь, все элементы фрески языческие. Конечно, диванные богословы сейчас напишут в комментариях, что это библейская сцена. Но друзья мои, в Библии, а особенно в Ветхом Завете, почти все сцены языческие, и их описание в христианской книге, не делает сами сцены христианскими. О каноническом изображении библейских сюжетов, я уже говорил ранее в этой статье, когда рассказывал про перспективу в изображении. И потом, сюжеты с чашей на быках и алтарём всесожжения, это Ветхий Завет. А если кто не в курсе, то сюжетов с Иисусом в Ветхом Завете просто нет в принципе, так как описаниями рождения, жизни и смерти Иисуса Новый Завет собственно и начинается. И надеюсь ни кто не будет сейчас доказывать, что на этой фреске изображена сцена из Нового Завета?

Один из моих подписчиков рассказывал, что Новый Завет, в деревни его бабушки уже был, и по нему проводились службы и обряды, обучались дети в церковно-приходской школе, а когда ввели Ветхий Завет, то его бабушка (как и другие жители деревни) ни в какую не хотела его принимать, и их за это даже чуть от церкви не отлучили, и было это уже в начале 20 века.

Но вернёмся к настенной росписи. Вторая фреска, мимо которой мы не могли пройти — находится на купольном своде алтаря.

Перед нами ангелы апокалипсиса — серафимы! Согласно различным упоминаниям из апокрифических и канонических источников, серафимы это прямые подчинённые Бога, один из высших чинов, Его воины. Серафимы есть во многих религиях, называются по-разному, но они есть, и несли они обычно перемены и зло, посылали на землю огонь и гибель. Первое упоминание серафимов в Библии находится в Книге Пророка Исайи (Ветхий завет); они появляются в его рассказе о странном видении перед призывом в храм иерусалимский: (Ис. 6:2-3) «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»

Кстати, если смотреть их описание, то серафим переводится как огненный, а они на фреске все в дыму и огне.

Чаще всего изображение серафимов применялось в картинах, но не иконах. В живописи был определённый период их использования.

Древнееврейское слово «сараф» на иврите ‏‏‎??????, saraf, множественное число — ‏‏‎?????????, s?rafîm, имеет несколько значений: пылающий, огненный; змей, летающий змей, змееподобная молния; летающий дракон или грифон. Эти значения используются во многих местах Священного писания.

Разбираясь дальше, то, если «горшки-голосники» были одним из атрибутов серафимов, то в перевёрнутом виде означали, освобождение души. Не исключено, что в этом храме, после его переделки, проходили мессы по воскрешению. Поэтому можно предположить, что серафимы на фресках, сделанных по штукатурке, которой изначально не предполагалось, эти серафимы могут изображать катаклизм, или спасение людей, или их гибель.

Хотелось бы немного коснуться символики цвета, которая в искусстве всегда играла немаловажную роль.

Все оформление храма, если судить по тому, что осталось, выполнено в серо-голубых тонах. Ниточка фактов привела нас к масонству. В словаре масонских терминов, под буквой «г» читаем: «Голубая ложа - исторический термин, обозначающий первые три степени, или символическое масонство. В большинстве масонских уставов, Мастера носят фартуки с голубой оторочкой. Голубой цвет символизирует совершенство, истину, добрую волю, всемирное братство, верность". А что же означает красный цвет плаща нашего героя? В статье «Масоны. Предметы голубого масонства» читаем: «...наиболее употребительными были голубой (лазурный) и красный цвета… - в целом либо символы смерти, печали, крови или наоборот, неба и чистоты...».

А теперь присмотритесь к фронтону над входом!

В его большом треугольнике притаился маленький треугольник, символизирующий ту самую «лучезарную дельту»! Видите? А две колонны по бокам от входа это не что иное, как колонны Блюстителей. Как видите, у нас достаточно фактов, чтобы сделать вывод: данный объект, в принципе, не является православным храмом. Он им не был ни после постройки, ни после переделки.

Немаловажным фактом здесь оказывается заказчик переделки — некий помещик Сергей Гагарин.

На поверку оказывается, что это тот самый Сергей Гагарин, который несколько лет спустя, финансировал, якобы, «постройку» Всехсвятского храма в Плавске, который, к слову сказать, располагается всего в 20 км от Архангельского.

Статья про храм в Плавске здесь.

И род Гагариных из Плавска, отличался своей приверженностью к пашковской вере и тяготением к язычеству. Таким образом, раз это один и тот же человек, тогда всё встаёт на свои места. Было некое здание, хоть храм, хоть библиотека, хоть завод, да что угодно, в какой-то момент времени село купил князь Гагарин, затеял переделку здания, и потом, после переделки, оно уже стало масонским храмом серафимов.

Друзья, но это ещё не всё. Посмотрите на человека в красном плаще внимательнее. Вы видите корону на его голове?

Часто короны с зубцами встречались на геральдических изображениях. В России корона была непременным атрибутом дворянского герба. Число её зубцов позволяло определить титул владельца. Дворянская корона имела 5 зубчиков, баронская – 7, графская - 9, княжеская корона была без зубцов. На фреске мы видим корону в 9 зубцов, то есть это точно не царь. Получается, что на фреске изображён граф, а Гагарины, как мы знаем — княжеский род. Либо это всё же разные люди, либо законы геральдики не были такими строгими, либо официальную историю писали впопыхах, и упустили такие важные детали. Как бы там ни было, очевидно, что человек обладал большим достатком и влиянием, настолько, что при переделке храма, смог заказать неканоническую роспись на стенах, и с этой росписью освятить этот храм в честь своего именного святого, и более того, его самого изобразили на фреске храма, интересно за какие заслуги? Известно, что многие графские и княжеские роды были, более влиятельные и богатые, чем даже императорский род. Но за одно только богатство, человека на фреске рисовать не станут, чем то он отличился.

А теперь раскрою секрет заложенных прямоугольных отверстий, в купольной части, под окнами.

Это закладные отверстия для балок. То есть там был пол, и это планировалось ещё при постройке. Если смотреть изнутри, то это перекрытие было аккурат там, где заканчиваются закругления стен.

Понимаете, у этого здания, в купольной части, был второй этаж! И не просто второй этаж, это была колошниковая площадка. О том, что это такое и для чего она применялась в церкви, Вы можете посмотреть в фильме «Версия для размышления», перейдя по этой ссылке.

Все факты показывают, что изначально это было промышленное здание, его месторасположение, островки на реке - то есть были плотины или мосты, наличие закладных для колошниковой площадки, наличие так называемого «светового барабана» в куполе, и многое другое, говорит о том, что там стояла печь больших размеров, а этот световой барабан, был верхней частью это печи, и не суть важно, железо делали или кирпич, это было производство, связанное с огнём. Сырье естественно привозили, готовую продукцию увозили. Скорее всего, это и изображено на фреске, и руководит этим процессом тот, кто всё знал и подготовился, либо кто знал, как запустить, после катаклизма. И на фреске инструкция, замаскированная под ритуал, и это могло быть неким посланием для потомков как всё наладить, а сходство деталей этой фрески с элементами масонов, говорит как раз о глобальности происходивших событий! Так же есть версия, что в период после катаклизма, когда христианские традиции ещё только формировались, не были выработаны единые каноны и догмы, в правилах написания фресок и оформлении храмов, и при переделке зданий, каждый делал так, как понимал.

Рассматривая фрески лично, по фотографиям, вы наверняка заметите то, что в них виднеется несколько больше, чем описано в статье. Друзья, рассмотрите фотографии сами, здесь они выложенны в высоком разрешении: ВК https://vk.com/album-161718734_256278876
Гугл-диск  https://drive.google.com/drive/folders/1fKBq7lsKtLnn4fbsvYICIEHysxDszMwA?usp=sharing

Наше исследование на этом не заканчивается, впереди ещё много статей, и много тем, не пропустите!

Благодарю вас за внимание, всего вам доброго, до свидания!

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

Автор:
6 ноября 2018, в 09:52 +29

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
г. Болохово, Киреевский район без питьевой воды в течении 9 часов
г. Болохово, Киреевский район без питьевой воды в течении 9 часов
"Лучший" в городе парковщик.
"Лучший" в городе парковщик.

Только главные новости!

Получай уведомления от Myslo.ru о самых важных событиях.