И снова в Кронштадт!

И снова в Кронштадт!

Есть города, которые не отпускают. Для Галины Зарубиной Zarubinkи это Кронштадт. Мы вновь отправляемся навстречу северным ветрам!

                                   

- Однажды, в стылый декабрьский день мы гуляли по Кронштадту. Этот строгий военный и, одновременно, чрезвычайно  интеллигентный город настолько очаровал нас, что мы вернулись сюда вновь, но уже в сентябре, оплатив морскую прогулку из  Санкт-Петербурга, пешую экскурсию по городу и осмотр Кронштадтских Фортов с моря.

Денек выдался погожий. Метеор  отходил с  Адмиралтейской набережной.

Мы прошли центральную акваторию Невы,  откуда открывались изумительные виды на Эрмитаж,

Петропавловку...,

обогнули Стрелку Васильевского острова и по Малой Неве вышли в Финский залив.

Экскурсовод на борту теплохода что-то неразборчиво бормотала про историю острова Котлин и строительство Петром Великим крепости Кроншлот…, 

и мы ушли на палубу, чтобы не упустить драгоценные  марины Невской Губы. Андрей слился с Nikon в единый фотоорганизм, а я наслаждалась встречным  морским ветром и ревом моторов…

Немного прошло времени, когда  мы увидели первый форт. А вдали – дамбу Финского залива.

Нам навстречу «выплывает» маяк, изящное деревянное (!) сооружение.

До прокладки Морского канала (1885 год), открывшего возможность морским судам заходить в петербургский порт, все суда приходили на остров Котлин. Для них были устроены гавани, расположенные в акватории Южного фарватера острова. Первые планы будущих гаваней датированы 1713 годом. Камни и лес для них начали собирать в 1710 году. Для работ привлекали пленных шведов, а затем начали присылать сюда крепостных крестьян, а также осужденных на каторжные работы. Ежегодно, в течение десятков лет, прибывали на остров Котлин по 30 тысяч человек для проведения строительных работ.

Но вот мы уж приближаемся.

Морской кран.

Наш метеор заходит в Лесную гавань. Поначалу Котлинская гавань была мелководной, а все строения пристани и стенки гавани состояли из деревянных кряжей. Из финского гранита стенки гавани начали сооружать лишь в 1858г.

Золотые якоря Николаевского собора приветственно переливаются на купольном серебре.

А вот здание Кронштадского Морского судоремонтного завода и док Велещинского. А в нем находится… Узнаете ? Крейсер Аврора. На сегодняшний день на ремонт легендарного крейсера затрачено 32 млн. рублей и на обновление корпуса израсходовано 3 тонны краски. В планах отплытие «Авроры» в Питер – летом 2016 года.

Мы выходим на берег. Два кота приветственно мяукнули в нашу честь.

Нас собирает под морским военным стягом   экскурсионным флажком

маленькая энергичная женщина в детских сандаликах.

Надо вам сказать, друзья мои, что Евгения не похожа на рядового гида из тысячи тысяч. Прожив в Кронштадте  26 лет, она буквально воспевала свой любимый город. Итак, взяв старт в сандалиях-скороходах, она повела нас к центру города, Якорной площади. Начинался наш маршрут с улицы Июльской.

Береговые пушки («Пушечки»- так любовно называла их Евгения).

Бомбовое гладкоствольное оружие, состояло на вооружении казематированных  фортов и батарей Кронштадтской крепости с середины 19-го века. Изготовлены, между прочим, в Швеции,  по отечественным разработкам.

Выбоины на стенах – отголосок Великой Отечественной.

Далее сворачиваем на улицу Петровская.

Целые кварталы между Макаровской и Петровской улицей застроены большими каменными губернскими домами.

На углу Петровской и Красной улиц находится жилой дом купца Васильева. Красивое строение с угловыми балкончиками, опирающимися на драконообразные кронштейны.

 Целые кварталы между Макаровской и Петровской улицей застроены большими каменными губернскими домами, которые возводились  на острове по указу Петра I. Каждая губерния выделяла средства и определенное количество людей для работы и последующего поселения в Кронштадте и оплачивала их труд.

 Губернские дома должны были сформировать на южном берегу Котлина «парадную набережную» нового города. Все они  были однотипными, трехэтажными , с оштукатуренными стенами, с подвалом для хранения припасов. Дома предназначались для офицеров, купцов, мастеровых. На первом этаже размещались лавки, а верхние этажи использовались под жилые и хозяйственные помещения, государственные учреждения или казармы. Для экономии кирпича дома строились вплотную друг к другу. Из 70-ти домов дошло  до сегодняшнего дня 47,

причем большинство из них в очень обветшавшем состоянии!

 

Летим за Евгенией к Макаровскому мосту, переброшенному через Петровский овраг к Якорной площади. Очень живописное место!

Макаровский мост был построен рабочими Морского завода в 1912 году. Мост надо было сдать за три месяца до открытия Никольского Собора, чтобы Николай Второй посетил  главный храм , и при этом не пришлось бы ему спускаться в крутой овраг. Однако, когда царь подошел к новому мосту, у него возникли сомнения в прочности конструкции. Тогда один молодой офицер уверенно прошагал от одного конца моста до другого, лично доказав, что это вполне безопасно. Монаршее семейство повеселело и спокойно перешло на ту сторону, а храбрый офицер получил из рук Николая II орден. Но впредь воинским подразделениям здесь было запрещено ходить строем, и солдатам приходилось спускаться в овраг. Как и прежде, Макаровский мост остается исключительно пешеходным.

По брусчатке направляемся к Якорной площади.

Андрей признается мне в тайном желании украсть булыжник с этой мостовой!

После реконструкции Якорная площадь была замощена диабазовым камнем. Этот цвет подобран так, что напоминает Балтику  после дождя. Местная легенда говорит : камней в поверхность площади вложено столько, сколько моряков погибло и в годы революционных событий и Великой Отечественной. И ходят кронштадтские пацаны по Якорной площади, и считают брусочки…

Якорная площадь построена в середине 18-го века . Предназначалась для хранения якорей и якорных цепей. Отсюда и название.  Площадь имеет форму треугольника, ограниченного зданием Адмиралтейства, Никольским собором и оврагом Петровского дока.

Морской Никольский собор. О нем я рассказывала в предыдущем гульбарии.

.........................................................................................................................

Очень симпатичная решетка!

Фонарь...

Гид подводит нас к  безымянному валуну с двумя венками .

Это  память жертвам кронштадтских событий весной 1921 г.

Во время вооруженного Кронштадского мятежа и последующих репрессий жертвами стали 14тыс. жителей, восставших против продразверстки и около 4 тысяч большевиков-красноармейцев. 8 тысяч бежали в Финляндию. И лишь они спаслись.

..................................................................................................................

Вечный огонь  на братской могиле «Жертвам всех революций».

«Примиренные смертью взывают к миру»(с)

 Всего в братской могиле захоронены останки более четырехсот человек...

Вдоль стен Адмиралтейства движемся к Пеньковому мосту. А вот и шашечки чугунной мостовой, которые в зимнюю поездку спрятались от нас под снегом!

 

Пересекаем крутой овраг Петровского дока

и движемся к улице Коммунистической.

По адресу Коммунистическая 1(!) находится дом Миниха дом или дом Главного командира Кронштадтского военного порта. На третьем этаже дома была квартира императора: здесь останавливались члены царской семьи во время посещения Кронштадта. Позднее, в нем жили выдающиеся деятели русского флота, в том числе адмирал Ф.Ф. Беллинсгаузен и адмирал С.С. Лисовский.  Дом  пребывает в плачевном  состоянии.

В глубине двора находится деревянная постройка- бывшая лаборатория  изобретателя радио Попова А.С.

Дом Маринеско.

Направляемся к Доковому мосту. Этот разводной мост был построен во второй половине XIX века. Он собран на клёпаных соединениях. При проходе кораблей мост отводится в сторону.

С Докового моста открывается вид на уходящий в залив канал им. Петра Великого с одной стороны

и Петровский док-канал с воротами Петровского дока с другой .

Петровский док — уникальное гидротехническое сооружение, исторический памятник Кронштадта. Часть дока до сих пор используется для ремонта кораблей.

На Макаровской улице располагается одно из старейших зданий Кронштадта, Итальянский дворец — бывший дворец первого губернатора Кронштадта А. Д. Меньшикова. 

Построен в начале 18-го века.

Перед дворцом - памятник П. К. Пахтусову (1800-1835).) русскому гидрографу и мореплавателю, исследователю Новой Земли.

Памятник И.К. Айвазовскому - знак признательности за картины, вызвавшие во многих людях любовь к морю и побудившие выбрать морскую профессию. Поодаль стоит камень из Феодосии, родины Айвазовского и города-побратима.

Подходим к Итальянскому пруду. 

Итальянский пруд  являлся частью Купеческой гавани, которую торговые суда использовали в качестве зимней стоянки. Суда заходили в этот пруд из Купеческой гавани по каналу и вставали под разгрузку.

На берегу пруда стоит  портовый кран XIX века.

Его использовали для снятия и установки мачт на зимующих кораблях.  За краном виднеется торец протянувшегося с севера на юг классического здания Рыбных рядов.

Мы подошли к Синему мосту, пересекающему Обводной канал.

Здесь находится Кронштадский футшток, нуль которого находится в устое моста. От этой отметки (многолетнего среднего уровня Балтийского моря) ведется отсчет глубин и высот на всей территории бывшего СССР.

Самое сильное наводнение случилось в 1824г. и было описано Пушкиным в «Медном всаднике». Уровень, до которого поднялась вода , отмечен бронзовой табличкой « 3м67см»

Симпатичная башенка со шпилем -это павильон с мареографом. Поначалу это была деревянная будка. Внутри находится мареограф — самописец, который непрерывно регистрирует уровень воды в колодце относительно нуля футштока, а также изменения уровня моря, отмечая отливы и наводнения.

А это памятник рыбке-колюшке, спасшей кронштадцев от голодной смерти во время фашистской блокады.

Длинное стройное здание –Голландская кухня.

Построено в Петровские времена . Там варили пищу иностранные коки, ибо на деревянных кораблях разводить огонь строго воспрещалось. Русские же кашеварили в трактирах. Голландский утонченный нос не выносил чада от русского постного масла!

Через Петровский парк

приближаемся к Петровской гавани.

Памятник героям Цусимского сражения.

Направляемся к причалу и прощаемся со славным городом -крепостью Кронштадтом.

... И уплываем на морскую прогулку вдоль береговых сооружений и Кронштадских фортов!

Благодарю за внимание, друзья!

Хотите поделиться своими «дорожными историями»?
Пишите в личку Татьяне Афанасьевой.
И да здравствует наш общий бесконечный и жизнерадостный «Гульбарий»! ;)

Автор: Зарубинка, 7 декабря 2015, в 09:41 +24

«Гульбарий»

Маршруты выходного дня и дерзкие планы на лето. Кто не подпишется, в отпуск не пойдет!

Вулкан Эрта Але. Эфиопия
Вулкан Эрта Але. Эфиопия
Ереван. Армения
Ереван. Армения