Есть города, которые не отпускают. Для Галины Зарубиной Zarubinkи это Кронштадт. Мы вновь отправляемся навстречу северным ветрам!
- Однажды, в стылый декабрьский день мы гуляли по Кронштадту. Этот строгий военный и, одновременно, чрезвычайно интеллигентный город настолько очаровал нас, что мы вернулись сюда вновь, но уже в сентябре, оплатив морскую прогулку из Санкт-Петербурга, пешую экскурсию по городу и осмотр Кронштадтских Фортов с моря.
Денек выдался погожий. Метеор отходил с Адмиралтейской набережной.
Мы прошли центральную акваторию Невы, откуда открывались изумительные виды на Эрмитаж,
Петропавловку...,
обогнули Стрелку Васильевского острова и по Малой Неве вышли в Финский залив.
Экскурсовод на борту теплохода что-то неразборчиво бормотала про историю острова Котлин и строительство Петром Великим крепости Кроншлот…,
и мы ушли на палубу, чтобы не упустить драгоценные марины Невской Губы. Андрей слился с Nikon в единый фотоорганизм, а я наслаждалась встречным морским ветром и ревом моторов…
Немного прошло времени, когда мы увидели первый форт. А вдали – дамбу Финского залива.
Нам навстречу «выплывает» маяк, изящное деревянное (!) сооружение.
До прокладки Морского канала (1885 год), открывшего возможность морским судам заходить в петербургский порт, все суда приходили на остров Котлин. Для них были устроены гавани, расположенные в акватории Южного фарватера острова. Первые планы будущих гаваней датированы 1713 годом. Камни и лес для них начали собирать в 1710 году. Для работ привлекали пленных шведов, а затем начали присылать сюда крепостных крестьян, а также осужденных на каторжные работы. Ежегодно, в течение десятков лет, прибывали на остров Котлин по 30 тысяч человек для проведения строительных работ.
Но вот мы уж приближаемся.
Морской кран.
Наш метеор заходит в Лесную гавань. Поначалу Котлинская гавань была мелководной, а все строения пристани и стенки гавани состояли из деревянных кряжей. Из финского гранита стенки гавани начали сооружать лишь в 1858г.
Золотые якоря Николаевского собора приветственно переливаются на купольном серебре.
А вот здание Кронштадского Морского судоремонтного завода и док Велещинского. А в нем находится… Узнаете ? Крейсер Аврора. На сегодняшний день на ремонт легендарного крейсера затрачено 32 млн. рублей и на обновление корпуса израсходовано 3 тонны краски. В планах отплытие «Авроры» в Питер – летом 2016 года.
Мы выходим на берег. Два кота приветственно мяукнули в нашу честь.
Нас собирает под морским военным стягом экскурсионным флажком
маленькая энергичная женщина в детских сандаликах.
Надо вам сказать, друзья мои, что Евгения не похожа на рядового гида из тысячи тысяч. Прожив в Кронштадте 26 лет, она буквально воспевала свой любимый город. Итак, взяв старт в сандалиях-скороходах, она повела нас к центру города, Якорной площади. Начинался наш маршрут с улицы Июльской.
Береговые пушки («Пушечки»- так любовно называла их Евгения).
Бомбовое гладкоствольное оружие, состояло на вооружении казематированных фортов и батарей Кронштадтской крепости с середины 19-го века. Изготовлены, между прочим, в Швеции, по отечественным разработкам.
Выбоины на стенах – отголосок Великой Отечественной.
Далее сворачиваем на улицу Петровская.
Целые кварталы между Макаровской и Петровской улицей застроены большими каменными губернскими домами.
На углу Петровской и Красной улиц находится жилой дом купца Васильева. Красивое строение с угловыми балкончиками, опирающимися на драконообразные кронштейны.
Целые кварталы между Макаровской и Петровской улицей застроены большими каменными губернскими домами, которые возводились на острове по указу Петра I. Каждая губерния выделяла средства и определенное количество людей для работы и последующего поселения в Кронштадте и оплачивала их труд.
Губернские дома должны были сформировать на южном берегу Котлина «парадную набережную» нового города. Все они были однотипными, трехэтажными , с оштукатуренными стенами, с подвалом для хранения припасов. Дома предназначались для офицеров, купцов, мастеровых. На первом этаже размещались лавки, а верхние этажи использовались под жилые и хозяйственные помещения, государственные учреждения или казармы. Для экономии кирпича дома строились вплотную друг к другу. Из 70-ти домов дошло до сегодняшнего дня 47,
причем большинство из них в очень обветшавшем состоянии!
Летим за Евгенией к Макаровскому мосту, переброшенному через Петровский овраг к Якорной площади. Очень живописное место!
Макаровский мост был построен рабочими Морского завода в 1912 году. Мост надо было сдать за три месяца до открытия Никольского Собора, чтобы Николай Второй посетил главный храм , и при этом не пришлось бы ему спускаться в крутой овраг. Однако, когда царь подошел к новому мосту, у него возникли сомнения в прочности конструкции. Тогда один молодой офицер уверенно прошагал от одного конца моста до другого, лично доказав, что это вполне безопасно. Монаршее семейство повеселело и спокойно перешло на ту сторону, а храбрый офицер получил из рук Николая II орден. Но впредь воинским подразделениям здесь было запрещено ходить строем, и солдатам приходилось спускаться в овраг. Как и прежде, Макаровский мост остается исключительно пешеходным.
По брусчатке направляемся к Якорной площади.
Андрей признается мне в тайном желании украсть булыжник с этой мостовой!
После реконструкции Якорная площадь была замощена диабазовым камнем. Этот цвет подобран так, что напоминает Балтику после дождя. Местная легенда говорит : камней в поверхность площади вложено столько, сколько моряков погибло и в годы революционных событий и Великой Отечественной. И ходят кронштадтские пацаны по Якорной площади, и считают брусочки…
Якорная площадь построена в середине 18-го века . Предназначалась для хранения якорей и якорных цепей. Отсюда и название. Площадь имеет форму треугольника, ограниченного зданием Адмиралтейства, Никольским собором и оврагом Петровского дока.
Морской Никольский собор. О нем я рассказывала в предыдущем гульбарии.
.........................................................................................................................
Очень симпатичная решетка!
Фонарь...
Гид подводит нас к безымянному валуну с двумя венками .
Это память жертвам кронштадтских событий весной 1921 г.
Во время вооруженного Кронштадского мятежа и последующих репрессий жертвами стали 14тыс. жителей, восставших против продразверстки и около 4 тысяч большевиков-красноармейцев. 8 тысяч бежали в Финляндию. И лишь они спаслись.
..................................................................................................................
Вечный огонь на братской могиле «Жертвам всех революций».
«Примиренные смертью взывают к миру»(с)
Всего в братской могиле захоронены останки более четырехсот человек...
Вдоль стен Адмиралтейства движемся к Пеньковому мосту. А вот и шашечки чугунной мостовой, которые в зимнюю поездку спрятались от нас под снегом!
Пересекаем крутой овраг Петровского дока
и движемся к улице Коммунистической.
По адресу Коммунистическая 1(!) находится дом Миниха дом или дом Главного командира Кронштадтского военного порта. На третьем этаже дома была квартира императора: здесь останавливались члены царской семьи во время посещения Кронштадта. Позднее, в нем жили выдающиеся деятели русского флота, в том числе адмирал Ф.Ф. Беллинсгаузен и адмирал С.С. Лисовский. Дом пребывает в плачевном состоянии.
В глубине двора находится деревянная постройка- бывшая лаборатория изобретателя радио Попова А.С.
Дом Маринеско.
Направляемся к Доковому мосту. Этот разводной мост был построен во второй половине XIX века. Он собран на клёпаных соединениях. При проходе кораблей мост отводится в сторону.
С Докового моста открывается вид на уходящий в залив канал им. Петра Великого с одной стороны
и Петровский док-канал с воротами Петровского дока с другой .
Петровский док — уникальное гидротехническое сооружение, исторический памятник Кронштадта. Часть дока до сих пор используется для ремонта кораблей.
На Макаровской улице располагается одно из старейших зданий Кронштадта, Итальянский дворец — бывший дворец первого губернатора Кронштадта А. Д. Меньшикова.
Построен в начале 18-го века.
Перед дворцом - памятник П. К. Пахтусову (1800-1835).) русскому гидрографу и мореплавателю, исследователю Новой Земли.
Памятник И.К. Айвазовскому - знак признательности за картины, вызвавшие во многих людях любовь к морю и побудившие выбрать морскую профессию. Поодаль стоит камень из Феодосии, родины Айвазовского и города-побратима.
Подходим к Итальянскому пруду.
Итальянский пруд являлся частью Купеческой гавани, которую торговые суда использовали в качестве зимней стоянки. Суда заходили в этот пруд из Купеческой гавани по каналу и вставали под разгрузку.
На берегу пруда стоит портовый кран XIX века.
Его использовали для снятия и установки мачт на зимующих кораблях. За краном виднеется торец протянувшегося с севера на юг классического здания Рыбных рядов.
Мы подошли к Синему мосту, пересекающему Обводной канал.
Здесь находится Кронштадский футшток, нуль которого находится в устое моста. От этой отметки (многолетнего среднего уровня Балтийского моря) ведется отсчет глубин и высот на всей территории бывшего СССР.
Самое сильное наводнение случилось в 1824г. и было описано Пушкиным в «Медном всаднике». Уровень, до которого поднялась вода , отмечен бронзовой табличкой « 3м67см»
Симпатичная башенка со шпилем -это павильон с мареографом. Поначалу это была деревянная будка. Внутри находится мареограф — самописец, который непрерывно регистрирует уровень воды в колодце относительно нуля футштока, а также изменения уровня моря, отмечая отливы и наводнения.
А это памятник рыбке-колюшке, спасшей кронштадцев от голодной смерти во время фашистской блокады.
Длинное стройное здание –Голландская кухня.
Построено в Петровские времена . Там варили пищу иностранные коки, ибо на деревянных кораблях разводить огонь строго воспрещалось. Русские же кашеварили в трактирах. Голландский утонченный нос не выносил чада от русского постного масла!
Через Петровский парк
приближаемся к Петровской гавани.
Памятник героям Цусимского сражения.
Направляемся к причалу и прощаемся со славным городом -крепостью Кронштадтом.
... И уплываем на морскую прогулку вдоль береговых сооружений и Кронштадских фортов!
Благодарю за внимание, друзья!
Хотите поделиться своими «дорожными историями»?
Пишите в личку Татьяне Афанасьевой.
И да здравствует наш общий бесконечный и жизнерадостный «Гульбарий»! ;)