20 сентября пришлось запрыгнуть в последний вагон и пойти на финальный кинопоказ «Барби». В Туле долгожданную премьеру можно было увидеть в «Алмазе». В финальный день показа киноленты, распиаренной в интернете, пришли более двадцати человек. Молодые туляки рассказали, что их привлекло в фильме, а я составила своё мнение, предупреждаю: весьма нетипичное.
На старых сидениях кинотеатра…
За полчаса до начала в холле «Алмаза» тихо. Возле эскалатора объёмный баннер «Неудержимые 4» – американского боевика с 50 cent’ом, Стэйтемом и Сталлоне. Вокруг него – пустота соседствующих арендных залов и длинный коридор, ведущий в кассу. На стенах встречает обманчиво розовый постер фильма с Александрой Бортич «Я богиня». Он соседствовал с редкими плакатами других отечественных лент.
После всем известных событий индустрия кино в России изменилась. Голливуд и ряд больших медиахолдингов ввели санкции на фильмы. Выход нашли через параллельный импорт. Фильмы, не имеющие прокатного удостоверения, попадают на экраны «предсеансовым обслуживанием».
По документам зрители покупают билет на короткометражку. На практике перед ней вам «в нагрузку» показывают запрещённый к показу в России голливудский фильм.
«Барби» в «Алмазе», кстати, вышла как предсеанс к фильму с забавным названием: «Бум-бум, дочь рыбака».
Обычно, «пиратка» довольно-таки хорошего качества, с дубляжом, – от оригинала не отличишь. Эксперты полагают – это копии, которые крутятся в кинотеатрах стран СНГ. Как их получают российские – вопрос отдельный. Выходит, сегодня в кино можно увидеть наши отечественные фильмы, иногда к ним присоединяется подпольный мейнстрим.
Тем не менее, с поры возобновления работы кинотеатров в 90-х, сформировалась некая культура посещения премьер. Несмотря на сегодняшние ограничения, она продолжает существовать, у зрителя есть потребность приходить в кино, как в ложу театра: на других посмотреть и себя показать.
По крайней мере, премьера «Барби» лишний раз это доказала.
Цвет настроения: Гослинг
Постепенно холл наполнился необычными зрительницами, одетыми не только в розовые красивые наряды, как Барби из новой коробки, но и как модные в своё время Bratz. Яркие девушки с блестящим макияжем, юбками пачками, большими пакетами попкорна и колой. Среди них – студентки, у которых выдался выходной: Настя, Лера и Ира.
– Я целенаправленно агитировала за кино, несмотря на нелегальный прокат, – рассказала студентка Лера.
Потому что там Райан Гослинг! – хором скандировали подруги.
– Там поднимаются темы, связанные с равноправием, против патриархата. Интересно, как Барби справится со сложностями в реальном мире, – рассуждает Лера.
– Ты так серьёзно подошла! Я вообще иду на фильм, потому что это кукла детства! – добавила Ира.
Девушки тоскливо заключили: вообще смотреть в кино нечего, а создать себе праздник, поглазев на Марго Робби и Райана Гослинга, – безумно хочется. Всё же известные голливудские актёры в дорогих локациях, привычнее и ближе, чем белорусская звезда Бортич, в каком бы притягательно розовом платье на постере она не блистала.
Среди присутствующих есть совсем школьницы, которые росли на детских мультиках о Барби из серии «Принцесса-нищенка», «Лебединое озеро» и т.д. Одно время таких выходило много в начале нулевых и ещё я сама застала их «бум». Скажу честно, по качеству, они не хуже диснеевских, но в отличие от последних – пересматривать не стала, уж совсем детство. Да, и Дисней не скрывает: выпускает продукцию, нацеленную не только на малышей, но и их родителей.
На кого же был нацелен новый хит?
Пластмассовый мир победил…
У фильма была обширная рекламная компания, которая даже из-за рубежа протиснулась в Россию. Наряду со вторым хитом лета – «Оппенгеймером» [прим. авт.: экранизация биографии знаменитого учёного, который изобрёл атомную бомбу], интернет пестрил мемами, скрещивая две противоположенные по смыслу ленты. «Барбигемер» завирусился на просторах сети.
В июле прошла мировая премьера, а столичные кинотеатры молчали, всё время откладывая дату показа. Дошло до того, что хорошие экранки слили в сеть раньше анонса в кино.
Так о чём нашумевший фильм?
Самая обыкновенная стереотипная Барби живёт в великолепном розовом Барбиленде, и каждый её день идеален. В этой позитивной кутерьме с блёстками влюблённый Кен – всего лишь приложение к Барби. Однажды куклу посещают мысли о смерти, и её сделанные под туфли с каблуками ноги вдруг становятся плоскими. Чтобы разобраться в происходящем и вернуть привычный пластмассовый мир, Барби придётся отправиться в мир реальный и найти там свою девочку-хозяйку, – гласит описание Кинопоиска, на котором у фильма довольно-таки небольшой рейтинг 6,7. Фильм 18+.
Те, кто хотел прикоснуться к ностальгии по детству, и правда получили позитивные эмоции. Декорации пластмассовые, яркие, как домики Барби, продающиеся в павильонах торговых центров в нулевых… и такие же недоступные (позволить их могла далеко не каждая семья, даже на день рождения). Здесь всё работает на подсознание зрителя: монтаж, декорации, актёрская игра и каст. Ощущение, что переносишься в детство, в тот уникальный момент, когда перед тобой витрина с десятками Барби… даже запах новой коробки вспоминается.
Есть тут и референсы для продвинутых: отсылки на «Космическую Одиссею» Кубрика, фишки в операторской работе с отъездом камеры. Да, и, если призадуматься «Барбилэнд» с его выверенной шикарной жизнью, антиутопия не хуже Хаксли.
Фильм подходит к кульминации, когда Барби попадает в реальный мир, чтобы найти свою хозяйку. Да, местами тут ситуационная комедия, которую смотреть забавно и легко. Однако всё портит подоплёка. Да-да, я о феминизме и равноправии. Любой фильм или сериал, выпущенный на западных киностудиях последние пять-шесть лет, навязчиво жуёт эти темы.
…Макет отказался сильней?
Чтобы читатель не посчитал меня предвзятой, скажу, что смотрела фильм «Леди Бёрд», который режиссёр «Барби» – Гретта Гервиг номинировала на Оскар в 2018 году. А ещё последняя экранизация «Маленьких женщин» – тоже её авторства. Во всех лентах – лейтмотив поиска своего места в мире. Это выглядит натуралистично, к месту и не портит первоисточник в случае воспроизведения классического романа Мэй Олкотт. Фильмы, которые приятно пересмотреть.
«Барби» к середине становится картиной Босха, где перемешались все смыслы. Да, лейтмотив поиска себя, принятия такой, какая ты есть, вроде бы и сохраняется. Но яростная борьба Барби с Кенами отдаёт мотивами радикального феминизма, если не мужененавистничества.
Скучно. Ожидаемо. Танцы Гослинга не вывозят.
Марго Робби – прекрасная разноплановая актриса. Да, если бы Барби вдруг ожила – она бы точно приняла её человеческий облик, но не сказала в конце: «Пойду запишусь к гинекологу».
Стремление подвергнуть кино странной, непонятной нашему человеку идеологии, если не бесит, то утомляет. Правда! Я знаю, что равноправие между женщинами и мужчинами – важно, что в обществе существуют подобные проблемы. Но мне хочется лёгкий весёлый фильм на вечер. Без подоплёки, второго-третьего дна! Но, увы, – таковой стала вся западная индустрия, что волей не волей обращаешь внимание на турецкие, южнокорейские сериалы, где у сценаристов нет подобных техзаданий. Или артхаус, где высказывание режиссёра остаётся чистым, не приправленным продюсерами крупных корпораций.
Вот это кино, на экране твой любимый герой…
Перед показом у меня состоялся весьма интересный разговор со студенткой Анной.
– Фильм очень популяризированный, интересно, насколько он хорош. Мне хочется узнать, научит ли он чему-нибудь. Что насчёт феминизма? Оценю, насколько там всё гиперболизировано…Но так хочется посмотреть, как перевоплотится Харли Квин в Барби, Марго Робби – классная актриса!
Я не знаю, как оценила по итогу фильм эта девушка, но хочу сказать одно: у всех нас есть потребность в качественном кино со знакомым кастом и крутыми спецэффектами. И дело не только в насмотренности, выращенной за десятилетия расцвета западного проката, а в эмоциях, что мы получаем, достав из шкафа розовые вещи или купив попкорн вместе с билетиком кино, как в песне «Иванушек»…
Сейчас в прокате чрезвычайно не хватает хороших развлекательных зрелищных картин. Как раньше. На которые можно прийти, отключить мозг, расслабиться. По крайней мере, чтобы диалоги героев о важности феминизма не вызывали возмущения.
P.S. Счастливая я на показе первой части новых «Звёздных войн» в 2015 году. Фильм не понравился, франшиза не приелась до сих пор. Сфоткалась у огромного постер во всю стену за компанию. Сейчас смотрю, улыбаюсь: походы в кино с друзьями, которые за сотни, тысячи километров, вспоминаются с особым теплом. Считаю, кинотеатры обладают особой магией, объяснить почему – не могу...