Успеваемость, работоспособность и общее самочувствие ребенка в школе во многом зависит от качества зрения. Многие родители беспокоятся о здоровье глаз своего ребенка из-за возрастающей нагрузки во время обучения. Можно ли защитить зрение ребенка в школе? Стоит ли выбирать определенную парту? Как использование современных гаджетов для обучения может отразиться на зрении?
Об этом рассказал Сергей Хомяков, доктор медицинских наук, врач-офтальмолог.
- На что стоит обратить внимание родителям школьников с точки зрения защиты зрения? Есть ли какие-то четкие рекомендации по этому поводу в рамках школы?
- Во времена СССР детям с болезнями оптического аппарата рекомендовали сидеть за первыми партами в школе. Но уже давно все изменилось. Для детей с нормальным здоровым зрением нет каких-либо ограничений относительно парты в классе. То же самое касается детей с корригируемыми оптическими дефектами зрения. Зрение должно быть откорригировано очками, линзами или ортокератологией до необходимых значений. Такие дети могут сидеть за любой партой в классе. С точки зрения эргономики наиболее выгодное положение у детей-правшей, которые сидят справа относительно окон и естественный свет падает на парту с левой стороны.
Многие родители полагают, что если ребенок будет сидеть за первой партой, то к нему будет больше внимания со стороны учителей. Да, это действительно так. Но это уже не медицинский, а больше психолого-педагогический вопрос.
- Какие есть рекомендации по чтению? Как научить ребенка их соблюдать?
- Наиболее физиологичной считается рабочая дистанция от глаз до предмета, с которого читает ребенок, равная длине от локтя до кончика указательного пальца — это дистанция Хармона. В среднем она равна для детей 30−35 см, для взрослых немногим больше — 40−45 см. Положение книги или гаджета должно быть перпендикулярным линии взора. При таком расстоянии от глаза до гаджета наилучшими размерами будут устройства с диагональю 10−12 дюймов. Это объясняется особенностями поля зрения. Слишком большие экраны устройства для близкого чтения будут вызывать утомление, поскольку будут задействовать периферические отделы поля зрения.
Читать лежа можно, при этом важно правильно держать книгу или планшет — перпендикулярно линии взора. Чтение лежа способствует большей концентрации внимания на содержимом прочитываемого, т.к. организму надо меньше усилий для поддержания позы.
Спустя каждые 20 минут чтения следует делать перерывы, во время которых переводить взор на далеко расположенные объекты — так мы даем глазу отдыхать.
Ребенка учить правильному режиму зрительных нагрузок можно и нужно, для этого лучше применять различные игровые приемы, ставить таймер в тех же гаджетах, с которых часто читают современные дети.
- Какое освещение должно быть в школе во время уроков?
- Естественный белый солнечный свет — самый физиологичный для глаз. Уровень освещенности нормируется специальным документом СНиП 23−05−95 «Естественное и искусственное освещение». Освещенность парты должна быть 400 люкс. Если используется искусственное освещение, то цветовая температура должна быть не выше 4000 К, яркость — не более 5000 Кд/м2, индекс цветопередачи — более 90, коэффициент пульсации — менее 10.
Спектральный состав света не менее важен, но он пока не нормируется. На сегодняшний день есть светодиоды, которые максимально близко имитируют естественный спектр света. Вот именно их и надо выбирать для освещения школьных аудиторий, хотя возможны и другие варианты.
- Как помочь глазам отдохнуть между уроками? Стоит ли избегать гаджетов на переменах?
- Активные игры, требующие быстрой реакции и смены фокуса, например, настольный теннис, на переменах с одноклассниками — наилучший вариант отдыха для зрительной системы и вообще для организма ребенка. Гаджетами лучше не пользоваться.
- Про сокращение времени работы с гаджетами мы все знаем, а так ли они на самом деле вредны? Влияет ли улучшение качества экранов на снижение их опасности для зрения?
- Современные гаджеты имеют высокий уровень разрешения, высокую плотность пикселей и частоту мерцания более 120 Гц. Такие устройства значительно более безопасны для зрения, чем предыдущие поколения экранов. Гаджетами для обучения можно и нужно пользоваться. Главное научить детей правильно ими пользоваться, как с точки зрения потребляемого контента, так и с точки зрения режима взаимодействия ребенок-гаджет-социум. Гаджеты не должны заменять традиционные способы социализации детей.
- Что еще можно сделать дома, во внешкольное время? Эффективна ли гимнастика для глаз? Сколько желательно спать?
- Во внешкольное время важно гулять не менее 2-х часов в день при естественном дневном освещении.
Эффективность гимнастики для глаз пока научно не доказана. Однако, смена режима зрительной нагрузки, перевод взгляда с близкого предмета на далекие и рассматривание сложных форм при естественном свете полезны и действенны для снятия зрительного напряжения.
Спать нужно не менее 7−8 часов. Важно ложиться около 9−10 часов вечера, когда начинается пиковая секреция мелатонина — одного из регуляторов сна и многих других процессов в организме.
- Есть ли какая-то специальная диета или витаминный комплекс, который может помочь зрению ребенка? Поможет ли известная черника защитить зрение?
- Черника, как и многие другие БАДы — это миф. Да, ранее полагали, что антоцианозиды черники могут улучшить зрение, и при этом никто не понимал и не мог объяснить конкретного механизма их действия. Из того, что более или менее доказано — каротиноиды. Полезны зеаксантин и лютеин, которые участвуют в работе зрительной системы на уровне пигментного эпителия сетчатки. Современные дети — жители мегаполисов, и достаточно получают этих микронутриентов с пищей. Однако, если врач порекомендовал ребенку принимать их дополнительно, отказываться не стоит.
- Как часто нужно проходить обследования у офтальмолога и в каком случае стоит вести ребенка к этому специалисту внепланово? Что в поведении или самочувствии ребенка должно насторожить родителей?
- Профилактический осмотр у офтальмолога все дети проходят перед поступлением в школу, затем обязательно в 7, 10, 14, 15, 16 лет.
Если вы заметили у ребенка снижение успеваемости, жалобы на головные боли, жжение и «песок» в глазах, нежелание выполнять уроки, затруднения или нежелание читать и писать, не надо выжидать и искать педагогические причины. Начните с визита к офтальмологу. Возможно у ребенка некорригированная гиперметропия или бинокулярные расстройства, а возможно началось прогрессирование миопии. В таких случаях, а также при целом ряде других болезней визиты к офтальмологу будут более частыми, как правило, не реже 1−2 раз в год.