Хоть в последнее время и вспоминают частенько, что Ромео и Джульетте было не более четырнадцати лет, а теперь в этом возрасте, между прочим, молодое поколение уже получает паспорт, понаблюдать за тем, как афинские женщины решили отказывать своим мужчинам в плотских утехах пока те не прекратят воевать, можно только через год после окончания средней школы и поступления в институт. Таким образом очередные размышления на тему любви приравнены к потреблению алкоголя и курению — до поры, до времени — недоступно.
Посыл спектакля, впрочем, весьма миролюбив и полезен в любом возрасте — только любовь способна останавливать войны, а нежность и ласка женщины куда более приятны, чем смерть и бессмысленное кровопролитие. Таким образом управлять мужчиной достаточно легко при помощи тех многочисленных нефритовых стержней размером не менее метра, которые во втором акте переходят из рук в руки, и то и дело оказываются в ведре с водой, чтобы пригасить любовный огонь.
Конечно, жаль, что в современном мире так редко читают Аристофана, на основе пьесы которого был поставлен спектакль. Хотя один пример некоего, ныне активно подвергающегося бомбардировке государства, в котором женщин практически не было, говорит о том, что, когда мужчины находятся вне женского контроля — жди беды. Если бы все и правда было так просто.
В спектакле задействованы многие любимые в Туле артисты.
Роль Лисистраты, которая и предложила местным женщинам столь своеобразную месть за мужские забавы исполняет Лариса Киеня. А в роли жрицы, объясняющей некоторые ключевые моменты спектакля и рассказывающей об андрогинах, соединяющих в себе мужское и женское начала — Полина Курицына, запомнившаяся по Катерине, интерпретации на тульской сцене «Грозы» Островского.
Без сомнения, спектакль будет собирать полярные мнения. Те, кто против, проголосуют ногами, направившись в гардероб после первого акта. Они же пришли на комедию, однако ни разу до перерыва даже не улыбнулись. Но, конечно же, есть немало восторженных поклонников, которые с таким же энтузиазмом приняли и «Отчего люди не летают». В нашей «Лисистрате» достаточно ритмики, визуальных и шумовых эффектов, многозначительности. Ну и некоторой доли остроумия и смеха — правда, уже во втором акте, когда любители комедии отправились домой.
Валерий Жуков, исполнитель роли Стримодора, предводителя хора стариков:
- Я проработал в театре более пятидесяти лет, но с античной драматургией встретился впервые. Было очень тяжело. Для меня, как артиста, это и наука, и испытание, и школа. Ведь кроме текста, здесь еще важны пластика, движение. Как все получилось в целом, не мне судить. Но я получал и от репетиционного процесса, и от спектакля удовольствие. Мне было интересно.