Фильм туляки приняли очень тепло. Тема, затронутая в картине, оказалась очень близкой и волнующей. Практически всё действие происходит в студии ток-шоу «Наследники», где политолог (Анатолий Белый), патриот (Александр Балуев), поп-дива (Агриппина Стеклова), отец Киприан (Сергей Качанов), педиатр (Алла Юганова) и другие во главе с ведущим (Леонид Бичевин) обсуждают преподобного Сергия Радонежского. Здесь ставится по сомнение и дата рождения святого — 1314 или всё же 1322 год? И то, благословлял ли Сергий Радонежский Дмитрия Донского на битву с Мамаем? И вообще, была ли она — Куликовская битва?
Татьяна Яковлева и Владимир Хотиненко.
В Тулу Хотиненко приехал со своей женой Татьяной Яковлевой, которая является редактором этой и многих других его картин.
- У меня сегодня особый праздник, — рассказал тулякам Владимир Хотиненко. — Мне совсем скоро исполнится 64 года, а я никогда не был в Ясной Поляне. Так что у меня сегодня исторический день. «Наследники» — мой 25-й фильм. Для меня это капризный ребёнок, самый неожиданный, с трудной судьбой. Очень люблю эту картину.
Народный артист России Владимир Иванович Хотиненко – обаятельный человек и прекрасный собеседник.
После просмотра картины туляки засыпали режиссёра вопросами.
- Владимир Иванович, если бы Вы пять лет не проработали на телевидении ведущим программы «Смотрим…Обсуждаем…», Вы смогли бы создать такое кино?
- Вы попали в яблочко! Я ничего бы не смог снять. Я не стремился вскрывать какие-то механизмы телевидения, это общий рисунок, абрис. Но этого хватило, чтобы телевидение обиделось. Фильм могут показать только на канале «Культура» (улыбается). А один из прокатчиков нам сказал: «Очень понравилась картина. Умный фильм! И в этом его недостаток». К слову, я совершенно недавно узнал, что Лев Толстой должен был стать первым нобелевским лауреатом. Но ему не дали эту премию. Комитет решил, что человек, написавший «Анну Каренину», безнадёжен. А вот ещё вам анекдот в тему. Сталин был большой любитель кино, и все премьеры перед прокатом привозили ему на дачу. Однажды ему показывают картину. Берия и Ворошилов на него настороженно смотрят — что-то пауза затянулась. Сталин закурил и говорит: «Режиссёра, сценариста и всю съёмочную группу расстрелять!» Берия так осторожненько: «Иосиф Виссарионович, а может, переснять?» Сталин: «Ну, или так!» (хохочет).
После просмотра фильма «Наследники» туляки долго аплодировали Владимиру Хотиненко, а потом засыпали его вопросами.
- В фильме Вы защищаете Куликово Поле, а сами там были?
- Да, конечно. В детстве я хотел быть историком, и к этой науке отношусь очень серьёзно. Если я за что-то берусь, то сначала очень хорошо изучаю материал. На самом деле, исторической правды просто нет. До нас дошли некие записи монаха, нельзя же их буквально воспринимать. Он мог что-то забыть, перепутать, не так понять… Я думаю, что битва на Куликовом Поле была. Говорят, что не нашли достаточного количества наконечников, стрел, доспехов. Ну, может, чуть левее было дело (смеётся). Я уверен, что людям не нужно жуткое разочарование.
Директор музея «Ясная Поляна» Екатерина Толстая и советник Президента по культуре Владимир Толстой.
- Над чем сейчас работаете?
- В зале сидит замечательный писатель Алексей Варламов, у нас с ним есть затея. Мне чрезвычайно понравился его новый роман «Мысленный волк». Это история сложная, печальная и довольно дорогая, с невероятными персонажами. Если найдём деньги, будем снимать.
- Владимир Иванович, можете назвать себя режиссёром номер один в кино?
- Номер один, два, три — это всё условность. Я считаю себя достаточно серьёзным режиссёром, которому как-то удалось поучаствовать в жизни страны.
Из 25 моих фильмов ни один не был моим эгоистическим самовыражением. Во всех фильмах так или иначе затрагивалась история, жизнь России.
Это было объяснение в любви к одной из самых сложных стран в мире. Я рад, что мне предоставилась возможность высказаться по этому поводу. У меня есть пара-тройка картин, которые произвели должное впечатление, о котором я, алтайский паренёк, не мог даже мечтать! (улыбается).
Из досье Myslo
Владимир Хотиненко
Кинорежиссёр, актёр, сценарист, педагог.
Родился 20 января 1952 г. в Славгороде, Алтайский край.
Окончил Свердловский архитектурный институт, Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская Никиты Михалкова).
Заведующий кафедрой режиссуры во ВГИКе.
Семья: жена Татьяна Яковлева, сын Илья.
Избранная фильмография: «Мусульманин», «По ту сторону волков», «72 метра», «Гибель империи», «Поп», «1612», «Достоевский», «Бесы».