Главную роль в спектакле — Евгения Онегина в зрелом возрасте — играет Алексей Гуськов. Журналисты Myslo встретились с ним, пообщавшись о театральной постановке, книгах и новом фильме.
- В провинции увидят работу столичных актёров…
- Ну наконец-то!
- Как вы на это смотрите? Изменит ли это в людях какое-то видение искусства?
- К великому сожалению, провинция не очень балована таким искусством, да и, собственно, вся Россия тоже. Москву и Санкт-Петербург я не считаю — это как Монако и Люксембург в Европе, отдельные государства. Вся Россия живёт совсем по-другому. И вот там — наша настоящая публика. Можете спросить любого моего театрального коллегу, с какой радостью мы ездим в другие города.
Избалованная московская публика достаточно пресыщена, у них нет чистоты восприятия, нет откровения.
Замечательно, что лучший за последние годы спектакль, поставленный по единственному безупречному русскому автору по самому безупречному произведению в талантливейшем решении режиссера Римаса Туминаса в самом прекрасном театре по всем показателям увидят ваши зрители.
Мы, поверьте, играть будем не хуже. Сцена родная, это наш дом. Поэтому трансляция может доставить только радость.
- Мы знаем «Онегина» со школы. Вспомните свое первое прочтение и сейчас.
- Многие говорят, что читать произведения из школьной программы нужно попозже. Потому что в школе это служит только для расширения кругозора — есть такие-то и такие-то писатели.
Девочкам нравилось письмо Татьяны, собственно, дальше никто ничего не читал. И вспоминалось, что роман начинается не с «Мой дядя самых честных правил» — это только второй стих. Это все воспоминания. Когда пришел режиссёр и сказал, что будем ставить, в труппе присутствовала лёгкая растерянность. Мы не очень понимали, что же из этого выйдет. Здесь есть и молодой Онегин, и пожилой Онегин, и молодой Ленский и пожилой Ленский, и некий гусар, который выражает слова автора… Получился такой спектакль. Публика голосует за него по всему миру — играли в Америке, Франции, Израиле.
- Как ощущаете себя в роли Онегина?
- Я, прежде всего, выполняю задачу режиссёра, это очень авторский спектакль. Если честно, он хотел назвать спектакль «Татьяна». Да и это справедливо — Россия находится под покровом Богородицы. И вообще, женщина в нашей мужской жизни — это главное, что есть. А русская женщина — это удивительное, отдельное, что-то такое, чего нигде не встретишь. Говорю с огромным пиитетом и к моей маме, и к моей жене, дочери, внучке. Мой герой и моя версия — пропустив эту любовь и искренность, человек прожил жизнь зря.
У меня Онегин пустой и мёртвый.
Он хотел бы всё повторить, но уже поздно.
- Расскажите о недавно вышедшем фильме «Находка», в котором вы сыграли главную роль.
- Сюжет его очень прост, но это тот материал, который базируется на классическом произведении Владимира Тендрякова. Его как-то не преподают, ничего не помнят про этого советского писателя. А что его произведения переведены на 37 языков мира, что найдёте его книгу в парижском издательстве, никто не задумывался. Когда я прочитал, то был потрясён его притчевостью, что и есть основа искусства. Потрясён его сложением слов, определённым языком, отобранностью фраз. То произведение, где героя волнуют вопросы не быта, а бытия. И это настолько близко людям, что мы поездили с фильмом по многим фестивалям, и везде получили признание — в России, во Франции, в Эстонии.
Значит, эти мысли понятны всем. Посмотрите, не зря проведёте полтора часа своей жизни. Это не обман публики, как какая-нибудь «Сойка-пересмешница 3» — франшиза, где первая часть была хорошей, а дальше пошла халтура.
- Проект «Театральная Россия» завершает год литературы. Как относитесь к книгам, что последнее прочитали?
- Последнее — Данте «Божественную комедию». Представляете, что-то со мной случилось. Хотя бывают периоды, когда невозможно воспринимать что-то такое масштабное. Репетирую «Подростка» Достоевского, много перечитываю, могу разговаривать о нём на уровне критиков, потому что пропустил через себя. Из современных авторов — Андрей Геласимов, Наринэ Абгарян, Дмитрий Быков. Вообще много чего читаю. Сейчас поеду поотдыхаю два дня с Маркесом.
- Все в предвкушении Нового года. А какие яркие впечатления из детства остались у вас от праздника?
- Ёлка, шарики, шампанское… Всё как у всех.
- А как отмечать будете?
- Дома соберемся семьей, пожелаем друг другу всего самого хорошего. Семья у нас большая и артистическая — и старший сын, и младший, и дочь имеют отношение к искусству, поэтому собраться сложно. У меня 30 декабря спектакль, потом 3 января играем вместе с женой. Слава богу, что «ёлок» не проводим — Деда Мороза и Снегурочки.
- Что пожелаете вашим поклонникам?
- С Новым годом всех! Будьте счастливы!
Алексей Гуськов
Родился 20 мая 1958 года в городе Бжег, Опольское воеводство, Польская Народная Республика.
Советский и российский актёр, продюсер, лауреат Государственной премии России (2001), народный артист России (2007).
Окончил Школу-студию МХАТ.
Четыре года преподавал актёрское мастерство в Школе-студии МХАТ.
С 1994 года — президент анимационной студии «Ф. А. Ф. Интертейнмент».
Женат на актрисе Лидии Вележевой.
Дочь Наталья (от первого брака), два сына — Владимир и Дмитрий (от второго).