Повод для приезда столь высокого гостя был самый что ни на есть торжественный — в сквере на пересечении улиц Менделеевской и Советской открылся памятник руки великого маэстро писателю-туляку Глебу Успенскому.
После торжественного представления памятника горожанам Зураб Церетели пообщался с журналистами.
- Как проходила работа над памятником Глебу Успенскому?
- Когда я приступал к этой работе, много работал в архивах, потом обрабатывал собранный материал. Исторические факты, несомненно, многое могут поведать, но когда видишь фотографию человека и долго смотришь ему в глаза, кажется, получается заглянуть в душу. Лицо человека способно многое рассказать — о характере, о мыслях. И мне хотелось, чтобы сомнения, грусть, страдания и радости этого человека стали видны и понятны его сегодняшним землякам. Человек с годами глубже начинает понимать законы жизни, и это знание пропечатывается у него на лице. А бывает, что они становятся понятны и тебе, и тогда смотришь — а у самого слезы градом…
Работая над такой скульптурой, всегда надо держать в уме исторические факты. Я изучал в молодости археологию и этнографию, поэтому так тщательно «прописываю» мельчайшие подробности. Это другая наука, которую не особенно жаловали большевики, но она помогает в главном — в понимании фактов.
- А сейчас над чем-то работаете?
- Да, заканчиваю работать над циклом рода Романовых. Если будете у меня в галерее, покажу: 17 фигур из разных столетий. Я побывал даже на месте расстрела последнего российского императора и его семьи, нашёл и привёз в Москву «свидетелей» страшного момента — гвозди из дверей того здания…
Конечно, все художники работают по-разному — пишут, рисуют, ваяют. Я взял для себя за правило главное: надо показывать народу хорошее, нужное. Факты, несомненно, важны. Но пусть страницы истории, которые мы, художники, создаем, будут красивыми, добрыми, ведь им жить долго, в веках. И пусть у наших потомков будет хорошее представление о прошлом своей страны. Пусть последующие поколения гордятся своим народом, тем, что он создал.
- Это очень по-христиански…
- А как же! Я крещёный человек и свято чту главные заповеди. А когда приезжаю в Грузию, иду на кладбище, несу цветы, и посещаю не только родительские могилы, но и своих учителей — они мне родные по духу. Они учили меня, как писать для народа, как жить… Сегодня мы с вами находимся в свободной стране, а значит, есть возможность создавать, творить больше, чем вчера. А самое главное — не потерять человеческий потенциал, помочь молодым найти свою дорогу: они и есть главное богатство нации.
- Те, кого вы ваяете, становятся вам ближе? Вы их пропускаете через душу и сердце?
- Художник не сможет подробно рассказать, как идёт процесс, вспомнить все свои мысли, ассоциации. Но вот в момент разговора с вами вспомнил Беллу Ахмадулину, с которой мы дружили, как она раз даже в Тбилиси приезжала. И до утра мы говорили, она читала стихи, потом ходила смотреть на горы. Но мне было очень сложно лепить ее — слезы в глазах и в душе. И таких моментов много, с Андреем Вознесенским — тоже самое.
- Зураб Константинович, вы в Тулу приезжаете не впервые…
- Да, это для меня уже не чужой город. Я приезжал сюда по разным вопросам, здесь проходили мои выставки. Ко мне в галерею приезжают юные художники из вашей Поленовской школы на мастер-классы, которые я провожу по пятницам для всех желающих.
- Вы и сегодня проводите урок для них. Расскажите о своих впечатлениях.
- Дети просто замечательные: талантливые, одухотворённые. Я думаю, что на подобных встречах больше сам получаю от них, чем ребята от меня. Только вчера у меня побывали 420 человек, и показали мне всё: как рисуют, как поют, как танцуют — уникальные личности растут.
- Как вы полагаете, подобные разовые занятия могут дать толчок к дальнейшему творчеству?
- Конечно! Люди все разные, по-разному мыслят, и это замечательно: не должно быть штампов. Личность индивидуальна. А художник, я всегда говорю, должен много знать: и анатомию, и ботанику, и историю. Но вот сейчас заглядываю в мольберты и вижу — дети просто уникальные, глаза пытливые: они любят искусство.
- Зураб Константинович, бытует мысль, что сегодня искусство остановилось в развитии: всё уже было, не может быть ничего нового?
- Я не согласен, что всё уже было, всё создано. Мы в разные века по-разному говорим, живём, мыслим, одеваемся. Так почему мы должны одинаково рисовать? Единственное, что меня волнует: мало мальчиков занимается таким творчеством. На скульптурном отделении Суриковского института в этом году было десять мест, в итоге — девять девочек и только один парень. Может, мужчины идут в коммерцию? Но надо продолжать традиции прошлого.
- Несколько лет назад вы предлагали установить памятник Левше, хотели поставить его у себя в галерее.
- Я прошу вас: изучите мозги художника. Не почувствовав, создать не сможешь. Я когда делал скульптуру Успенского, очень много материала изучил, пока не почувствовал внутреннюю связь с этим человеком. Когда меня спросили, сколько по времени я делал памятник тульскому писателю, то получается, что я больше думал, чем воплощал: очень быстро создал, на одном дыхании, что называется.
- Скажите, а кого-то ещё из известных туляков вы не собираетесь увековечить?
- Почему бы и нет. Я ваш город знаю, успел его полюбить. Если у вас будет ещё желание установить памятник кому-то из туляков, скажите громко — и я приеду и помогу!
Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси.
Президент Российской академии художеств с 1997 года.
Автор более 5000 произведений живописи, графики, скульптуры, монументально-декоративного искусства (фрески, мозаики, панно).
Женат. Супруга — княжна Инесса Андроникашвили. Дочь Елена. Внуки: Василий, Зураб, Виктория. Правнук Александр.