За шесть лет работы в школе она поняла, что заинтересовать своим предметом можно любого подростка.
Алёна Тимохина работает в Яснополянском образовательном комплексе им. Л. Н. Толстого в деревне Ясная Поляна Щекинского района. Это небольшая школа, где все друг друга знают. Здесь нет привычного школьного звонка — уроки начинаются и заканчиваются под бодрящую современную музыку. Молодых учителей в этой школе много, повсюду — энергия молодости, креатива и хороших правильных амбиций.
Слово Алёне Владимировне.
…В 2017 году я окончила ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Потом — магистратуру, сейчас учусь в аспирантуре, скоро буду кандидатом педагогических наук (улыбается).
Свои первые шаги как учитель я делала в своей родной школе поселка Рассвет — я там училась и после вуза пришла туда работать. Очень хотела расти как профессионал, хотелось показать все свои знания, которые я получила. И когда через год мне предложили попробовать себя в Яснополянском образовательном комплексе им. Л. Н. Толстого, я сразу же согласилась. С 2018 года я преподаю химию здесь и в Центре поддержки одаренных детей Тульской области.
Наш педагогический вуз курирует Яснополянский комплекс, так что эти два прекрасных учебных заведения со мной по жизни.
…В детстве я очень любила играть в школу: со старшим братом, с друзьями. Было много двоюродных, троюродных братьев и сестер, соседских мальчишек и девчонок, с которыми я возилась, — по сути была им воспитателем. Мне это очень нравилось, мне захотелось связать свою жизнь с воспитанием и обучением детей.
В школе у меня была любимая учительница Нина Сергеевна, она преподавала химию. Была внешне строгой, но в душе очень доброй. Всегда все очень внятно объясняла. Мне это так понравилось, и я решила, что тоже свяжу свою жизнь с химией. В школе поселка Рассвет у меня были очень хорошие учителя, и глядя на них, я решила, что тоже хочу помогать детям развиваться, раскрывать себя, что хочу быть учителем. Сейчас школа для меня уже как второй дом, сюда приятно приходить.
…Перед тем как прийти работать в школу, я очень хорошо подготовилась. Прочитала много химической литературы, выбрала методики, по которым буду преподавать, подготовила интересные задания, в том числе олимпиадные. Я пришла сначала строгая такая (смеется). Одно слово — учительница. А потом мы с детьми разговорились, нашли общий язык… В итоге я вела у них химию с 9-го по 11-й классы.
…Яснополянские дети очень веселые, хорошие, добродушные. Глаза у них светлые, а какие открытые улыбки! Каждый из них — личность, и каждый готов стремиться к знаниям.
Ребята очень любят опыты. Нравится, когда получается эффектно.
Например, из пробирки появляется «джинн»: соединение йода с алюминием дает красивый фиолетовый дым.
Нравятся обычные реакции обмена, где реактивы меняют цвет: смешиваешь два бесцветных вещества, а потом в пробирке появляется яркий осадок. Дети всегда бывают в восторге. Очень многие из них любят выходить к доске, именно чтобы провести опыт.
Люблю свою профессию за горящие глаза детей, за их любознательность и за их любовь.
…Я сама люблю профессиональные конкурсы, они подталкивают к саморазвитию. А это для меня очень важно. Люблю различные семинары, курсы повышения квалификации. Так, в прошлом году на сайте института повышения квалификации я увидела объявление о конкурсе для учителей «Призвание — учить!». Соревнование с призами организовали в регионе фонд «Эмпатия» предпринимателя Михаила Шелкова и Министерство образования. У меня приличный стаж — шесть лет, за это время я успела получить высшую категорию, стать лауреатом Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в 2021 году, поэтому решила рискнуть и принять участие еще в одном конкурсе. Тем более мне кажется, что у меня как раз и есть это призвание — учить. Я стала победителем в номинации «Учитель сельской школы».
Пока по условиям конкурса я больше не могу нигде участвовать, нужен перерыв. А вот через пару лет снова буду пробовать свои силы, но уже в другой номинации — «Классный руководитель».
…Молодых учителей в нашем Яснополянском центре много, люди выбирают педагогику и идут работать в школу. Это престижно! У каждого человека в жизни были учителя. И у Президента, и у губернаторов, артистов, инженеров, полицейских — всех-всех выпускают из школы учителя. Учитель — основа всего. Общество без учителя, школы, педагогики невозможно.
…Учитель должен быть наставником для своих учеников. Строгость — не главное, она не даст никаких результатов, ученики не будут слушаться такого педагога. Нужно быть демократичным, видеть, кому не дается тот или иной предмет, и подойти с другой стороны, необходим индивидуальный подход. Дети увидят хорошее отношение учителя к ним и оценят его. Важно находить с детьми общий язык, а ругать — всё это без толку.
Детей надо понимать: чего они хотят, что им нравится. Мне, например, нравится анализировать с ребятами фильмы и сериалы, некоторые сюжеты даже перекликаются с химией, и мы разбираем фильм с этой стороны.
Надо быть в тренде. Даже внешним видом важно показывать, что ты — современный учитель, что ты разбираешься в современных тенденциях.
…На перемене или после уроков мы можем обсудить вопросы, которые волнуют ребят. Например, кто-то получил плохую оценку. Разбираемся, почему так произошло, где ребенок недоучил, чего не понял. Я всегда успокаиваю, говорю, что оценку всегда можно исправить. Оценка — она на бумаге, главное — знания, а они в голове. Беседуем на разные темы, даже с личными проблемами ребята подходят, просят совета.
Очень сближают поездки. В этом году мы ездили с ними гулять по Казанской набережной в Туле, в Тульский филиал исторического музея. 30 мая едем в Москву, в Кремль.
…В профессии мечтаю развиваться дальше, стать кандидатом педагогических наук, а в будущем и доктором наук! Обязательно буду дальше участвовать в конкурсах, моя цель — «Учитель года». Ну а в личной жизни — хочу выйти замуж и создать свою семью.