Решением Министерства культуры и туризма Тульской области контракт с Владимиром Ветрогоновым продлевать не стали. В результате объявленного конкурса на должность худрука победителем стал московский режиссёр Гарольд Стрелков. Он уже представлен труппе театра в качестве нового руководителя. И первое большое интервью — Myslo!
— Гарольд Владимирович, несколько слов о себе…
- У меня два высших образования. Одно из них — ГИТИС, мастерская Петра Фоменко. Много работал в Москве, а также с хорошо знакомым тулякам Андреем Геннадьевичем Любимовым в московском театре «АпАРТе». Имею отношение к Сургутскому театру. Можно даже сказать, что повлиял на его развитие. С 2008 года три сезона был руководителем Санкт-Петербургского академического театра им. Ленсовета. За это время там была создана молодёжная лаборатория. Театр Ленсовета стал первым театром, который реализовал мечту питерской творческой интеллигенции 20-летней давности — создание площадки, где могут реализовываться молодые таланты.
Затем вернулся в Москву, и, слава Богу, судьба привела меня в Тульский драматический театр.
— Вы уже видели какие-то спектакли из репертуара?
- Видел на показе в Москве в Доме Островского «Нахлебника» по Тургеневу и «Карнавал в Вероне». Пока всё.
— И как впечатления?
- Хорошие. Зачем бы я пришёл сюда, если сказал бы, что плохие?
— А когда можно будет увидеть Ваш первый спектакль?
- Наверное, в феврале.
— Уже есть какая-то задумка, что это будет?
- Название пока не скажу. Тем более речь не идёт конкретно о постановке спектакля. Мы будем заявлять, что театр исследует какую-то тему. Исследуя тему, будем реализовывать несколько спектаклей — на большой и на малой сценах, и в формате живой сказки.
— Живая сказка — это для детей?
- Нет, театр живой сказки — это семейный формат. Я этим занимаюсь четыре года.
— Тогда приоткройте над ним завесу тайны…
- Все читают сказки, правда, до определённого возраста. Но любая сказка является сводом законов и правил, в котором очень многое надо расшифровывать. Простой пример: Иван-дурак. Что пишут обычно про этот образ? Ленивый русский мужик, который ничего не хочет делать, лежит на печи, а у него всё получается по щучьему велению. Но давайте маленькое исследование сделаем. Что такое дурак, мы более-менее знаем. А что такое Иван? Это имя вообще-то от имени Иоанн. Как оно переводится? Милость Бога. А теперь давайте состыкуем Милость Бога и дурак. Сказка совсем по-другому начинает раскрываться. Прецедентов такого театра больше нет. Это мною придуманный формат, в каком-то смысле новшество, даже для московской сцены.
— Что хотели бы привнести в игру актёров театра, который вы возглавляете?
- Я не люблю лицедействования. То есть делание лица, когда актёр сам не понимает того, что он играет. Во все времена актёр был проводником некоего высшего к нам. Для меня актёр — это не просто человек, который может что-то сыграть. Он должен быть одновременно и оратором, и психологом, и философом, способным нести мысль, врачевать души людей. А врачевать мы можем только когда сами хотим, умеем, способствуем этому. А у нас, к сожалению, часто бывает так, когда артист не думает, что делает со зрителем.
Я не то чтобы не люблю весёлый театр, я его люблю, я не люблю формально развлекающий, где форма превалирует над содержанием.
— Вы готовы к тому, что не все актёры полностью воспримут ваши идеи? Или, как было замечено на представлении перед труппой театра, опираться надо на то, что сопротивляется?
- Сопротивляться будут всегда и везде. Это закон психологии. Люди делятся на три части: нет, да, воздержались. Но я человек терпеливый. Мы будем говорить об общечеловеческих ценностях. У всех людей на генетическом уровне потребность к этому есть. Поэтому сопротивляться будут недолго.
— У вас есть любимые спектакли?
- Я отвечу словами Петра Фоменко, моего любимого учителя. У нас, у студентов, он всё время спрашивал: вы для кого театр делаете? Для себя или для людей? Вот здесь всё.
— Но для людей — это «Боинг-Боинг», «Шикарная свадьба» и другие кассовые комедии.
- Я сейчас не про названия. Человек состоит не только из глаз, рта и желудка.
— То есть развлекательные пьесы не вашего театра?
- Моего — нет. Но когда ко мне приходит какой-то режиссёр и говорит, что хочет поставить спектакль, я не возражаю. Никогда не влезаю в чужие работы.
— Как встретила вас Тула?
- Тула встретила как и должна была — пряниками.
— А бывали раньше в нашем городе?
- Нет, я здесь первый раз.
— Но что-то о Туле знали?
- Оружейный завод, пряники, самовары. Стандартный набор. Ещё то, что это красивый древний русский город.
— Как давно в качестве места дальнейшей работы возник тульский театр?
- Не два дня назад, это точно. Надо было думать, решаться, вести переговоры.
— Это было сложное для вас решение?
- Нет.
— Почему выбрали именно тульский театр? Что привлекло?
- Не мы выбираем. Есть некие высшие силы. После театра Ленсовета прошло несколько лет, и за это время многое накопилось, что хочется реализовать. Здесь я сужу со своей позиции. В тульском театре, думаю, может это получиться.
— Но вместе с семьёй переезжать вы пока не собираетесь?
- Этого никто никогда не заметит. Я же приехал сюда не спектакль поставить, а заниматься более глобальными задачами. У меня в Москве семья. Жена — известный театральный продюсер, у неё такие проекты, что она никак не сможет уехать. Но она нам поможет во многом с нашими амбициозными планами.
— То есть те планы, о которых уже говорили, — это не совсем ещё амбициозные?
- Они больше были обращены к актёрам. А фестивали? А творческие лаборатории? Какие-то имиджевые проекты. То, что Тульский академический театр станет инициатором и частичным местом проведения международного толстовского фестиваля, — это обязательно. Мы будем его делать. Так что будет интересно!
Гаролдьд Владимирович Стрелков родился в 1968 году.
Ученик Петра Фоменко, окончил ГИТИС в 1998 году.
В 2005 году – худрук актёрско-режиссёрского курса при Челябинской академии искусства и культуры, набранной для Сургутского музыкально-драматического театра.
С 2008 года работал главным режиссёром Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета.
В качестве актёра снимался в фильме «Все умрут, а я останусь».
Как режиссёр снял фильмы-спектакли «Я к Вам никогда не вернусь» и «Сахалинская жена».