Новый сезон в тульской драме открывается премьерой — пьесой «Измена» Леонида Зорина, автора любимых поколениями зрителей «Покровских ворот». Одну из главных ролей в спектакле играет Наталия Дружинина.
— Хорошая жизнь у актёров, Наталия Петровна: день рождения весной, а празднуете спустя полгода. Можно опять принимать поздравления…
- Мне один знакомый сказал — омолодили на полгода. Получается, так. Но вообще я не чувствую свой возраст. Внутри ощущение совершенно иное. Опять же всё зависит от настроения. Сейчас на подъёме — интересная работа, новая роль.
— «Измену» ставит Андрей Любимов. А вот его «Бабаня», где у вас была одна из главных ролей, уже не идёт. Вам жалко, что он не приглянулся зрителю?
- Жалко. Как каждый спектакль, который рождался в любви. Всё там было интересно с точки зрения репетиции, ощущения того, кто рядом. Это очень много значит — когда репетиции проходят в любви. Это же наша жизнь.
Я, к сожалению или к счастью, не отношусь к категории артистов, для которых главное — результат. Мне интересен процесс.
А на репетиции можно попробовать разные варианты. Хотя в спектакле я тоже люблю моменты импровизации.
— Бывает, что эта импровизация заходит совсем далеко?
- Это происходит в связи с разными непредсказуемыми событиями. Например, вовремя не вышел актёр. И люди в таких ситуациях проявляются по-разному. Кто-то впадает в ступор, а кто-то, наоборот, начинает расцветать.
— Вспомните такой случай.
- «Папина дочка» — как раз мой первый спектакль, только я пришла в Тулу. Он был такой бытовой, у нас на сцене стояла входная дверь в квартиру. Однажды эту дверь заклинило — закрылся замок и не открывается. Если войдёшь не в дверь, то разрушаешь правду спектакля. Вот там возникали целые пьесы, как нам казалось. Выходил папа главной героини, ругался, бил по двери. Чуть ли не монтировщики сцены пытались открыть этот замок, ничего не получалось.
— И как вышли из положения?
- Сделали вид, что брат забрался через балкон. Зрители ничего не заметили — думали, такая пьеса. У нас и на классике было подобное. Помню, «Месяц в деревне» по Тургеневу. Выездной спектакль, актёр не услышал трансляцию, где приглашали на сцену. У меня и Толи Кирьякова были небольшие роли, мы сидели, играли в карты. Но вот наступил момент затишья, и нет героя, а его все за сценой бегают ищут… И тогда я поняла, что главная роль — у меня! Конечно, зрителю это незаметно. Всё происходит в течение короткого времени. Но там, на сцене, оно растягивается. Потом такие случаи входят в легенды, пересказываются.
— Кто в театре самые главные рассказчики?
- Старшее поколение. Олег Николаевич Есауленко, Толя Кирьяков, Борис Фёдорович Заволокин. Есть фразы, переходящие из поколения в поколение. Помню, один актёр научил фразе, которой его научили ещё старые мастера Малого театра. Когда спрашивают актёры — как я, как спектакль, на это надо ответить: «Не ожидал». Причём интонацию можно сделать любую.
— Мы упомянули «Бабаню». Это ведь нередкий случай — когда актёры оценивают спектакль не так, как зрители?
- Например, «Уроки музыки». Сколько лет его вспоминаем, хотя спектакль очень быстро сошёл на нет. Тема тяжёлая, не каждый хочет её впускать в себя.
— Зато в комедии всегда чувствуешь, как зрители реагируют на каждую реплику. Всегда есть контакт с залом.
- И в серьёзной пьесе это чувствуешь. Это дорогие минуты, когда слышишь зал и понимаешь, что можно говорить хоть шёпотом — тебя слышат. А иной раз кричи — не кричи, всё равно. После нового года, например, приходят зрители, и их очень трудно пробить.
— Вы же когда-то много работали в сказках, Вам новогодний зритель хорошо знаком.
- Был такой актёр Боря Черногоров, ростом за 180 см. В «Снежной королеве» он играл мальчика Кая. Он такой в штанишках, с животиком, просто других мальчиков в театре не было. Решили сделать Кая из меня. А его перевели в Сказочники. Боря печалился — в каникулы совершенно невыгодная роль, всё время работать надо, на протяжении всего спектакля. Иной раз смотришь — сидят несчастные родители, которые приходят со своими детьми первого и второго января. А самые удивительные дети были в Одессе, где мы играли «Трубадур и его друзья». Они расстреливали нас из рогаток. Хотя в целом об Одессе прекрасные воспоминания. Мы там гастролировали три раза. Я замуж вышла, и сразу мы уехали, там с коллективом отмечали окончание моего медового месяца.
— А вообще по Украине много поездили?
- Так я родилась на Украине, В Черновцах. Как я люблю говорить, проездом, мы сразу уехали в Петрозаводск. Папа был военным. Мы всё время ездили из города в город. Когда я была уже взрослой, мама сказала, что каждый человек должен хотя бы увидеть свою родину. И мы с ней ездили в Черновцы. Очень красивый город.
— Но ваше детство прошло в основном в городе Мирном, рядом с космодромом Плисецк.
- Мирный — это сказка. Северное сияние видела своими глазами.
— Холода помните?
- Они не ощущались. Начальные классы не ходили в школу, только когда температура опускалась ниже сорока градусов. Помню очень хорошо снег. Там же ветров почти нет. Фонари, и снег падает совершенно вертикально. Мы взрослыми с одноклассниками собрались как-то и совершили марш-бросок — поехали посмотреть, что там сейчас. Это другой город. Хотя тянуло туда много-много лет. Там прошло очень счастливое детство, идеалистическое. У военных кто жёны? Врачи и учителя. У нас там были такие педагоги, что мы все могли поступить в любой вуз Москвы и Ленинграда.
— В Туле вы уже совсем чувствуете себя своей?
- 30 с лишним лет прожила. Сын у меня туляк, и внучка тулячка. Я просто к людям прилепляюсь. И мне очень сложно потом что-то менять. Помню, один мой одноклассник поступал с другом в Бауманский институт. Он поступил, а друг нет. И тогда он тоже отказался там учиться. Вот такие у нас были представления о дружбе.
— Известно, что в театре вы уже давно дружите с Ольгой Красиковой и Натальей Савченко. Это ведь подарок судьбы — когда за столько лет тебе не наскучило общаться и всегда интересно со своими друзьями?
- В этом смысле я вообще счастливый человек. Потому что у меня действительно есть много друзей, я ценю их. Наверное, уметь дружить — это тоже талант.
Фото из архива Натальи Дружининой
Наталья Петровна Дружинина родилась 12 апреля 1955 г.
Заслуженная артистка РФ (2002).
Окончила Ленинградский государственный институт культуры (ЛГИК).
Работала в Волгоградском драматическом театре.
С 1982 года — актриса Тульского академического театра драмы.
Роли в спектаклях текущего репертуара: Лора — «Палата бизнес-класса», Кабато — «Тифлисские свадьбы (Ханума)».
Роли в кино и телефильмах: «Парни из стали», «Таксистка-3», «Последняя исповедь», «Закон и порядок».