Пробки тратят время и нервные клетки
Почти каждый день в тульских пробках нервничают десятки, а то и сотни недовольных водителей. Еще столько же автомобилистов не знают, куда деть своего железного коня и бросают машины прямо на газоны. А сейчас с наступлением зимы дорожные проблемы встали еще более остро: заставленные во дворах машины, мешают проезду снегоуборочной техники. В результате - коллапс: и большегрузам некуда деться, и двор остается заснеженным.
На сегодня наиболее напряженными городскими артериями являются улицы Советская, Староникитская, Болдина, Ложевая, Кирова, Луначарского и Октябрьская. В очередной раз 26 ноября проблемы дорог обсудили на штабе по развитию Тулы. Итак, каким образом, по мнению чиновников, дорожной полиции, архитекторов и жителей, можно уменьшить количество заторов на тульских дорогах?
Власть: «Построим дублеры, прогоним грузовики»
Сергей Новиков, замначальника управления по транспорту и дорожному хозяйству, заключил:
Сергей новиков
Пропускная способность улиц, не соответствует интенсивности движения. Параметры значительной части магистральных улиц не соответствуют действующим нормативам, что снижает их пропускную способность и способствует перегрузке транспортных узлов. В частности мы сейчас подъезжали к политехническому университету и обратили внимание, что улица Болдина, переходящая в Станиславского совершенно загружена, и здесь необходимы кардинальные меры.
Кроме ул. Болдина в список узких улиц входит Советская – ширина проезжей части которой 19 м, Староникитская – 6 м, М.Горького - 9,7 м, Епифанская – 7,4 м и другие.
Круг дорожных проблем городские власти четко очертили: надо развивать безбарьерную среду, транспортную инфраструктуру, пассажирский транспорт и т.д. При этом управление по транспорту разработало много масштабных задач по решению этих вопросов. Например:
- продолжение строительства Восточного обхода,
- продолжение ул. Рязанской до Московского шоссе, чтобы убрать транзитный транспорт из центра города.
- строительство моста через Упу в районе улиц Курковая и Мосина для обеспечения транспортной связи Зареченского района с Советским, минуя при этом Центральный район.
Кстати: этот мост планировали построить исключительно на средства частных инвестиций и впоследствии сделать его платным. На данный момент городские власти ведут переговоры с потенциальными инвесторами. Однако договоренности достичь не удается. Вообще предполагалось, что мост появится в Туле уже к октябрю 2015 года. Правда, для этого необходимо было начать строительство путепровода еще вчера. Этого, однако, не произошло.
- реконструкция набережной Дрейера и ул. Ф. Энгельса, с целью превращения ее в дублера проспекта Ленина.
- реконструкция и ремонт дорожных покрытий. В первую очередь - Демидовского моста и путепровода между Зареченским и Пролетарским районами.
- Реконструкция ул. Декабристов с последующим строительством моста через реку Тулица. А также реконструкция моста через железнодорожную дорогу Ряжского вокзала.
- Организация одностороннего движения по улицам-дублерам проспекта Ленина. Например, движение по ул. Тургеневская будет идти в одну сторону, а по ул. Жуковского – в обратную.
- Расширение проезжих частей за счет газонов.
Кроме этого Сергей Новиков отметил необходимость упорядочить движение автобусов малой вместимости или, проще говоря, маршруток.
- Все мы видим, что у нас на остановочных пунктах столпотворение транспорта, - сообщил чиновник. - Эту вакханалию надо прекращать!
Избавить город от «вакханалии машин», по его мнению, помогут новые нормы, ГОСТы и стандарты дорожного движения.
Решить дорожные проблемы нашего города помогут и федеральные проекты, которые были разработаны еще в 2011 году. Правда, нам придется пождать до 2030 года, когда эти идеи воплотятся в жизнь. А запланировали федералы строительство и реконструкцию платных автомагистралей и скоростных дорог. В частности дороги, формирующие маршрут Москва-Тула-Орел–Курск-Белгород - граница с Украиной. Кроме того, появятся дороги, соединяющую Тулу с соседними городами, минуя Москву. Эти меры позволят «увезти» грузовики с дорог нашего города.
На эти цели направлен еще один проект: на подъездах к Туле появятся пункты оплаты дорожного сбора для грузового транспорта. Работать этот механизм будет следующим образом: грузовики будут двигаться по дополнительной крайней правой полосе с ограниченной скоростью – не более 10 км в час. При такой скорости электронные датчики смогут «уловить» вес автомобиля. И если грузовой контроль покажет перевес, водителя большегруза оштрафуют.
- Таким образом, те машины, которые будут знать за собой грешок, будут объезжать город Тулу другими путями. Естественно, этот механизм - способ пополнение бюджета города, - пояснил плюсы нового проекта Сергей Новиков.
ГИБДД: «Перенесем остановки, установим дорожные знаки»
Все эти проекты, безусловно, требуют тщательной проработки, финансирования и самое главное – времени. А как решать проблемы заторов на дорогах на данный момент? Способы экстренной реанимации дорог предложил Александр Рубан, замначальника отдела дорожной инспекции УГИБДД по Тульской области:
Александр Рубан
Не секрет, что в районе супермаркетов оставляют полуприцепы и прицепы прямо на проезжей части. К сожалению, административное воздействие не всегда предусмотрено в таких случаях: есть определенные пробелы в законодательстве. Таких мест на самом деле не так много, и мы предлагаем решить этот вопрос всего лишь установкой дорожных знаков «Остановка запрещена». Тогда водитель будет получать «письмо счастья» со штрафом в 1,5 тыс. руб.
Заняться, по мнению Александра Рубана, необходимо и остановками общественного транспорта:
- Здорово, что в этом году убрали торговлю с остановок, заменили павильоны ожидания. Но самое основное не сделали: не расширили проезжую часть в районе остановок для заезда транспорта.
Кроме того, УГИБДД предлагает и решение проблемы с расположением остановок. Есть нормативы: остановка должна находиться на расстоянии 40 м до перекрестка и 25 м – после него. Явным антипримером этого правила является остановки на ул. Первомайская. Они расположены непосредственно перед перекрестком.
- Не вижу проблемы в том, чтобы перенести остановку, - отметил Рубан. - Этот вопрос поднимается на протяжении пяти лет. За пять лет можно было бы подойти ближе к этому вопросу.
Жители: «Хотим сами контролировать дороги!»
На штабе города мнение жителей представила Светлана Федорова, представитель независимого социологического центра «Статус». По результатам опроса граждан оказалось, что 31% от числа участников опроса называют дороги по-прежнему острой проблемой. А 46% опрошенных признали, что в сфере транспорта и дорожного хозяйства за последние два года достигнуты самые больше успехи. В частности люди подчеркивали, что, во-первых, никогда не видели, чтобы в Туле так активно ремонтировали дороги, а во-вторых, что дороги наконец-то стали делать основательно.
По словам Светланы Федоровой, жители высказывали и пожелания по решению дорожного вопроса. Вот некоторые из них:
- расширьте проезжую часть улиц за счет сокращения газонов.
- сделайте мост через Упу, соединяющий Мясново и Заречье в районе Сахарного завода.
- реанимируйте переезд через железнодорожные пути в районе Ряжского вокзала.
- сделайте автодорогу вдоль набережной Упы.
- расширьте восточный путепровод и ул. Рязанская.
- уберите трамваи из центра города.
Получается, в некоторых предложениях мнение жителей совпадает с мнением властей, например в пунктах, касающихся расширения дорог за счет газонов и продолжении Восточного обвода. Правда читателей интернет-портала «Слободы» - Myslo несколько насторожила идея расширения дорог в ущерб «зеленых зон».
- Мы живем в городе, а не в деревне. Хочется дышать чистым воздухом и любоваться на деревья, - пишет пользователь Sasha666.
- Скоро совсем травы в городе не будет. Своими «корытами» заставили все озелененные участки, - возмущается пользователь Ьныдщ Valentboris71.
Кроме этих пожеланий жители просят Тулу перенять европейскую практику общественного контроля за состоянием дорог. Туляки хотят, чтобы улицы разбили на отдельные участки, за каждым из которых будут следить разные жители. И когда ответственный за дорогу заметит на ней яму, то тут же сообщит об этом в дорожную службу. Дорожники устранят дефект, и яма не «расползется» дальше. Светлана Федорова продолжала рассказывать результаты опроса:
Светлана Федорова
Отдельные пожелания касались режима работы общественного транспорта. Понятно, что днем и в часы пик его много. А после 7-8 вечера уехать уже не так просто, особенно на окраинах городах. Жители предложили сделать чуть ли ни круглосуточную работу муниципального транспорта. Говорят, что такая практика есть в Европе и даже на Украине.
Кстати, некоторые туляки уже начали своими силами бороться с автохамами. Активные жители расклеивали на машины, нарушившие правила стоянки, наклейки: «Мне плевать на всех, паркуюсь, где хочу». (Подробнее об этой акции читайте на странице 12-13).
Архитекторы: «Газоны не помогут»
А вот позиция профессионалов–градостроителей несколько отличалась. Может дело и не в самих дорогах, а в тех, кто по ним передвигается? В нетерпеливых водителях, которые мечутся по полосам, не снимая ногу с педали газа?
В частности, по мнению архитектора Андрея Клепанова, расширение тульских трасс только усугубит ситуацию на дорогах:
Андрей Клепанов
Автомобилисты испытывают непреодолимое желание нажать на газ, когда видят перед собой восемь полос движения.
С Клепановым согласилась Наталья Шушлебина, специалист института «Гипрогор»:
Наталья Шушлебина
Увеличение проезжих частей не даст желаемых результатов. То есть мы думаем: расширили дороги и поехали. Нет! В этом случае машины начинают перестраиваться с одной полосы на другую. А зеленые полосы – это резерв под инженерные сети. Нам запрещается класть инженерные сети под проезжей частью. Поэтому при всем нашем желании увеличить пропускную способность за счет «зеленки», у нас не получится. Что тогда нам надо делать? Оформлять дороги-дублеры.
Устранить заторы на дорогах также поможет хорошая организация движения на дорогах.
- Если лучше продумать организационные вопросы, то ситуацию на дорогах можно улучшить примерно на 10%. Надо продумать работу некоторых знаков и светофоров, - отметила Шушлебина.
Итак, есть много различных идей и предложений о том, как избавить наш город от пробок и заторов. Некоторые из них, возможно, покажутся «нереальными», другие - вполне подходящими для реализации. Какие же проекты помогут разгрузить дороги, будем наедяться, узнаем в ближайшее время.
Илья Беспалов, замглавы администрации Тулы по финансовой, экономической и промышленной политике.
Илья Беспалов
В 2013 году мы сделали тройной объем ремонта дорог. Мы составили хорошую юридическую конструкцию: провели аукцион без удорожания. Всего мы отремонтировали дорог на 600 млн. рублей.
176 км - протяженность магистральных улиц и дорог в пределах городской территории.
160 000 единиц автотранспорта зарегистрировано в Туле по итогам 2012 года.
5 млн руб. потратят в 2014 году на оборудование новых остановочных павильонов средствами для слабовидящих и слепых граждан.
300 млн руб. в 2014 г. выделят из городского бюджета на ремонт дорог.
40 млн руб. в следующем году направят на ремонт тротуаров в Туле.
Какие дороги городские власти планируют расширить
Проезжие части хотят расширить на подходах к перекресткам:
при движении по ул. Калинина в сторону ул. Ложевая.
при движении по ул. Мосина в сторону ул. Советская.
- по ул. Кутузова в сторону Вильямса.
- по ул. Городской переулок в сторону Рязанская.
- по ул. второй проезд Гастелло в сторону Металлургов.
- по ул. Шухова в сторону Кутузова.
- по ул. Пузакова – в сторону Октябрьской.
- по ул. Литейная - в сторону Октябрьская.
- по ул. Ф. Смирнова – в сторону Красноармейского проспекта.