Наш коллега Владимир Поплавский, работавший когда-то в «Слободе», лет десять назад уехал жить и работать в далёкий Архангельск. Пару недель назад с женой, которая до этого ни разу в Туле не была, он навестил родной город. А потом взял и написал нам о своих впечатлениях.
Тула приятно удивила. Неделя в мае, проведенная на родине после долгого отсутствия, выдалась пестрой, мозаичной. И светлых, ярких кусочков в этой мозаике явно больше.
Руками трогать
В понедельник в городе большинство музеев закрыто. А вот «Тульские древности» работают. Прогулочный маршрут «Знакомлю с родиной жену» проходил мимо. Почему бы не зайти, подумали мы? И зашли.
Пенсионерам скидки — приятно. Утром посетителей практически нет. И вот зря. Может, по богатству фонда, тут и не Лувр, но дидактически грамотно выстроенные экспозиции вызывают положительные эмоции. Всё можно потрогать руками, почувствовать своей башкой тяжесть шлема, выдернуть из ножен татарскую саблю, на ощупь удостовериться в прочности пластинчатого доспеха и кольчуги…
Не раз убеждался, что язык «Слова» и «Сказания и Мамаевом побоище» для современных школьников гораздо более иностранный, чем аглицкий или французский. Здесь же каждому термину есть свое объяснение, каждой миниатюре — толкование. И оживают строки древних литературных памятников, становятся ближе и понятнее предки.
А второй зал просто кладезь интерактива: и молотом можно по наковальне заехать, и повертеть гончарный круг, криничное железо и руду руками пощупать, и со служителями поговорить. Мы так с полчаса проговорили и про дерево, и про глину, и про строительство деревянное и каменное, и о планах музея, перестройках, переменах…
Власть жителей не боится
Когда в мегаполисе нет скамеек на улицах, сквериков, мест отдохновения, кажется, власть городская мечтает, чтобы просквозило население от дома до работы или магазина, нигде не задерживаясь. А то, не дай Бог, присядут, осмотрятся, начнут задумываться.
Так вот в Туле дум жителей власть, похоже, не боится. Присесть и отдохнуть есть где. Под журчание фонтанов и фонтанчиков, под сенью цветущих каштанов в мае и лип — в июле, в ароматах цветочных клумб и вазонов. Чистые стриженые газоны, ровная тротуарная плитка, асфальт без выбоин и колдобин… Увы, я теперь живу в другом городе. Зато у нас тут другие есть радости — река, тайга, просторы и уникальные северные люди.
«Ликёрка» как зеркало времени
В 1941-м туляки немцам ликероводочный завод не сдали. Ибо (по утверждению остряков) тульская душа такого злодейства просто не вынесла бы. И стал ЛВЗ непреодолимым рубежом для танков Гудериана; отсюда в декабре и пошла Красная армия на запад. Потому, увидев нынешний культурно-торговый комплекс «Ликерка Лофт», испытал двойственные чувства. Досаду, что такой символ утратили. И уважение к тому, что из него сотворили. Как говорят французы: Chapeau! (Отлично!; молодец!; здорово).
Некоторый дискомфорт испытали, правда, от обилия закрытых и опечатанных заведений. Зеркало русского кризиса? На такое сравнение натолкнуло здешнее граффити «Лев Толстой», которого когда-то Главный Революционер назвал «зеркалом русской революции»… Взирает задумчиво свысока на происходящее, удивляется.
Ну и как тут о Блохозавре не упомянуть! С точки зрения высокого искусства, композиция весьма спорная, на мой взгляд. Особенно плоский Левша в желтеньком фартучке. Хотя он своей вопиющей кичевостью, возможно, и придает произведению своеобразное очарование. А вот Блохозавр — тот вообще практически безупречен!
Без пафоса. До слёз
215 тысяч туляков прошли в рядах «Бессмертного полка». Полгорода. Очевидно, что Тула хоть и не из числа первых объявленных городов-героев, но в их ряду по праву, и люди этим гордятся. Гордятся славой своих предков, ковавших Победу и одержавших ее. Мы в своем Архангельске ходим «Бессмертным полком» каждый год. С горечью наблюдаем, как из искреннего порыва, чувства сопричастности он все более превращается в постановочное мероприятие.
Тем трогательнее было видеть отношение жителей родной Тулы. Без пафоса. Но с чувством. «Синий платочек», на который пришли и стар и млад. И до самого вечера то тут, то там можно было встретить людей, идущих по улице с портретами своих героев. До слёз…
Вот только службы наши, следуя своему вечному принципу «Лучше перебдеть, чем недобдеть», перегородили все подходы-проходы и пускали всех в обход. Нарезать круги возле центра действа пожилым, да и другим маломобильным группам населения было нелегко. И это вызывало раздражение. Ребята, коль взялись о людях думать, так и о «мелочах» не забывайте! Ибо в них река жизни.
Каждому имени свой святой
В церковь Николы Зарецкого после реставрации и открытия ни разу не попадал. Заглянули. И всем советую. Из любви к искусству хотя бы.
Я никогда, ни в одном храме не встречал, во-первых, росписей, на которых присутствуют ассоциированные с чертями красноармейцы, умучивающие святых старцев; во-вторых, такого огромного количества изображений святых. Сдаётся мне, каждый при внимательном рассмотрении обнаружит здесь своего ангела-хранителя. Мы своих нашли.
Окрошка «Пулемет Дегтярёва»
Музей оружия столь огромен, что не обойти его и за неделю! Я помню еще тот, прежний, на углу Менделеевской и проспекта Ленина, где ныне — скучная брусчатка площади. Уютный, с тесными залами, шикарными коваными лестницами, которые куда-то испарились после убийства здания. Новый — шикарный. Тот же интерактив, изобилие экспонатов, от которого даже испытываешь некоторое пресыщение. Обилие сувениров. Неплохое кафе. Да что говорить — классно всё! Но по своей старой журналистской привычке находишь что-то, что хотелось бы улучшить.
Замечу, например, что стулья в Зале Славы не предназначены к просмотру качественно сделанного панорамного фильма. Сидеть 8 минут, задрав голову, напрягает. Так же как напрягают проекторы, висящие на фоне экрана, и классная люстра с длинными, почти до низу, кольчужными нитями, перекрывающая изображение. Вот поднималась бы она или опускалась…
Меню кафе стандартное. Но ведь это же Музе-е-ей оружия-а-а! Назовите, к примеру окрошку «Пулемет Дегтярёва», а котлету — «Котле (ТТ)ой»
«Сало, оно и есть сало...»
– Хорошо, что не убила! — обменялись мы с женой впечатлением от захода в сувенирный магазин на пр. Ленина. Продавец в абсолютно пустом от покупателей торговом зале протирала ценный самовар.
Кстати, самовары стали именно «ценными», денег за них просят изрядно! Простым смертным чайку из пузатого уже не попить…
Так вот, протирает, значит, она водогрей, а тут мы. Те самые туристы, ради которых сия торговая точка и существует на этом месте полвека как минимум. Просим показать матрешку. Дальше было, как в том анекдоте: «Сало, оно и есть сало, чего его пробовать!» Голос был груб, взгляд полон ненависти, движения в нашу сторону не последовало. Развернулись. Вышли.
Шла утка по аллее
Дикая утка, из тех, что в песне Розенбаума должна «летать высоко», шла по аллее Белоусовского парка, от ворот к фонтану. Шла деловито, явно не просто так, а с какой-то своей целью. К утке подходили люди, пытались фотографировать, делать селфи, кормить с руки… Птица тихо ругалась, недовольно крутила головой и совершенно безбоязненно продолжала свой путь.
Лет 5-7 назад такую картину было просто нереально увидеть, а теперь – пожалуйста! Мир меняется, Тула меняется, и многие из перемен – добрые и нужные.