Большинство женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми в возрасте до трех лет, не знают о возможности пройти профессиональное обучение или повысить квалификацию - такие результаты были получены в ходе опроса, проведенного в сентябре в соцсетях Центром ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза». В опросе приняли участие 440 мам с детьми.
Напомним, существует указ президента №606 «О мерах по реализации демографической политики РФ», гласящий, что необходимо принимать меры для создания условий к совмещению женщинами обязанностей по воспитанию детей с работой. Также указ призывает организовывать профобучение или переобучение женщин, находящихся в декретном отпуске.
Эксперты отмечают, что только треть опрошенных женщин информированы о возможности бесплатного профобучения или повышения квалификации, а 68% молодых матерей о такой возможности просто не знают. При этом почти все женщины, принявшие участие в опросе, считают данную меру полезной.
Однако 78% респонденток сообщили, что у них нет возможности пройти обучение, поскольку не с кем оставить ребенка.
Но при этом 98% участниц опроса заявили о своей готовности учиться, если условия будут, а более половины мам признали, что гораздо удобнее было бы проходить такое обучение дистанционно, в вечернее время или в выходной.
Эксперты ОНФ уверены: данный вопрос нужно решать комплексно.
Эксперты ОНФ летом текущего года занимались выявлением проблем, мешающих женщинам совмещать воспитание детей с трудовой занятостью или с обучением.
По результатам консультаций с экспертами был определен ряд основных проблем:
- нехватка ясельных групп для детей в возрасте до трех лет. Помимо недостатка мест, региональные системы электронной очереди не всегда предоставляют возможность поставить ребенка на учет для получения места в ясельной группе детского сада.
- график работы дошкольных учреждений. В настоящее время учредители детского сада вправе сами устанавливать график работы организации, при этом не всегда учитывая потребности родителей. Зачастую дошкольные учреждения заканчивают работу не позже 19:00, а если родители задерживаются, то они с трудом успевают забирать ребенка. То есть можно говорить о том, что режим работы учреждения зачастую не соответствует потребностям работающих женщин.
- платные группы продленного дня, которые могут открыться в школе, а могут и отсутствовать, так как это целиком зависит от решения учредителя и администрации школы. Это значит, что мама вынуждена забирать ребенка из школы сразу после занятий, а если группа платная, то это дополнительно бьет и по бюджету семьи.
Также одной из основных проблем оказалась низкая информированность женщин об этой возможности.
Еще эксперты и мамы отметили отсутствие возможности выбора гибких форм обучения, таких как дистанционное, вечернее обучение или группы выходного дня.
Те мамы с детьми, которые знают о возможности пройти обучение (переобучение), отметили узкий выбор профессий, которые предлагает для освоения служба занятости, а также территориальную отдаленность мест прохождения обучения от дома.
«Проблемы с доступностью дошкольного образования, к сожалению, отражаются на возможности самореализации, семейном бюджете родителей и, в частности, на профессиональном развитии женщин. Для того чтобы изменить ситуацию, необходимо повысить уровень информирования мам об их правах на получение места для ребенка в ясельных группах. Кроме того, нужно как можно шире информировать мам с маленькими детьми о такой важной государственной программе, как профессиональное обучение и переобучение молодых мам, находящихся в отпуске по уходу за детьми. И, конечно же, необходимо актуализировать саму систему обучения молодых мам, разнообразив перечень профессий и предусмотрев выбор формы обучения, включая дистанционное», – констатировал руководитель Центра ОНФ «Народная экспертиза» Николай Николаев.