1. Моя Слобода
  2. Новости
  3. Новости компаний
  4. Коллекционер Виталий Бузоверя о профессиональных советских часах для полярников, подводников и космонавтов - Новости компаний Тулы и области - MySlo.ru

Какие часы носили советские подводники и космонавты? Разбираемся с экспертом Виталием Бузоверей

Коллекционер и эксперт по истории советского часового дела Виталий Бузоверя рассказывает, какими бывают специализированные часы.

Для большинства людей наручные часы — это привычный аксессуар, который дополняет образ и помогает следить за временем. Но существует особая категория хронометров, которые своей точностью и надежностью обеспечивают безопасность того, кто их носит.

«Специализированные часы создавались как профессиональный инструмент для людей, работающих в экстремальных условиях — летчиков, подводников, полярников, — рассказывает эксперт Виталий Бузоверя, чьи биография и карьера тесно связаны с часовым делом. — Эти приборы безотказно работают под водой, выдерживают перепады давления на большой высоте и сохраняют точность хода при экстремально низких температурах».

Когда время становится инструментом

Часы могут быть важной составляющей профессиональной экипировки. С их помощью водолазы контролируют время пребывания под водой, летчики координируют действия в воздухе, а полярники ориентируются во время многомесячной полярной ночи. Такие приборы должны быть многофункциональными и устойчивыми к сложным природным факторам.

«Обычные часы не годятся для экстремальных условий, их конструкция не рассчитана на такие нагрузки. Например, часы для подводников должны выдерживать давление на глубине до 200–300 метров, а часы для полярников — сохранять точность хода при температуре -60°C и иметь специальную 24-часовую разметку, чтобы определять время суток в Заполярье», — объясняет эксперт по истории советских хронометров Виталий Бузоверя.

В СССР производство специализированных часов началось в 1930-е годы. Первый Московский часовой завод, Чистопольский завод «Восток», Петродворцовый завод «Ракета» разрабатывали модели для военных, авиации, флота и полярных экспедиций. Каждое предприятие работало по принципу полного цикла — от производства деталей до сборки готовых механизмов.

Специализированные часы советского производства отличались от обычных моделей повышенной прочностью корпуса, особой конструкцией стекла, наличием противоударной системы и улучшенной герметичностью. Для защиты от воздействия магнитных полей использовались специальные экраны и сплавы металлов. Циферблаты покрывались светящимся составом для работы в темноте. В зависимости от назначения часы оснащались дополнительными функциями — календарем, тахиметрической шкалой для измерения скорости, глубиномером или указателем высоты.

Как создавали часы для экстремальных условий

«Я на своем опыте не раз убеждался в удивительной надежности советских профессиональных часов. Как-то на экспертизу принесли "Амфибию", пролежавшую несколько лет в подтапливаемом подвале дома. Механизм был цел, и часы удалось восстановить», — делится историей из профессиональной биографии Виталий Бузоверя.

По его словам, при создании специализированных часов инженерам приходилось решать сложнейшие технические задачи. Советские конструкторы создавали уникальные модели с нуля, разрабатывали не только детали, но и материалы для этих деталей. Часы выпускались ограниченными сериями, многие из них нельзя было приобрести простым людям.

В небе: хронометры для авиации

Первые «Штурманские» часы появились в 1949 году на Первом московском часовом заводе. Их выдавали летному составу для синхронизации действий во время полетов. Именно эти часы были на запястье Юрия Гагарина во время первого полета в космос.

Другой знаковой моделью стали часы-хронограф «Стрела». Они выпускались более 20 лет специально для военных летчиков. Авиационные часы оснащались противоударным механизмом, имели повышенную защиту от магнитных полей и специальные шкалы для расчета скорости и пройденного расстояния.

Под водой: хронометры для подводников

«Для создания водолазных часов требовались особые технологии, материалы, способы герметизации. Они должны были выдерживать огромное давление воды и при этом оставаться точными и надежными», — рассказывает Виталий Бузоверя. Легендарные «Восток-Амфибия», созданные в Чистополе, выдерживали погружение на глубину до 200 метров. Уникальная конструкция включала сверхпрочное стекло толщиной 3 мм и специальную систему герметизации корпуса. Златоустовский часовой завод выпускал массивные водолазные часы диаметром 6 см, которые крепились поверх скафандра.

На полюсе: хронометры для полярников

В 1970 году завод «Ракета» разработал специальные часы для участников советской антарктической экспедиции. Модель «Ракета Полярные» получила уникальный 24-часовой механизм — это было необходимо для определения времени суток в условиях полярной ночи. Часы сохраняли точность хода при температуре до -60°C, а их циферблат был покрыт специальным светящимся составом для работы в темноте.

Время в космосе

«Космические часы — это особая страница в истории советского часового дела. У каждой модели, побывавшей на орбите, своя уникальная история», — рассказывает Виталий Бузоверя, исследователь истории отечественного часового производства. По его словам, часы для космонавтов должны были не просто показывать время, но и выполнять роль надежного бортового прибора.

К основным требованиям для космических часов относились:

  • способность работать в условиях невесомости и при резких перепадах давления;
  • защита от воздействия радиации и магнитных полей;
  • повышенная ударопрочность механизма;
  • безотказная работа хронографа;
  • четкая видимость циферблата в любых условиях освещения.

Первыми в космос отправились часы «Штурманские» Первого Московского часового завода на руке Юрия Гагарина. Модель была оснащена противоударным механизмом с 17 камнями и улучшенной водонепроницаемостью. С середины 1960-х в экипировку космонавтов вошли часы-хронограф «Стрела» с 19-камневым механизмом, секундомером и 45-минутным накопителем.

В начале 1980-х для работы в открытом космосе создали специальные наручные часы с увеличенным корпусом (70х63х24 мм) и циферблатом 50 мм, которые крепились поверх скафандра.

«Интересно, что в космос отправлялись и с электронными советскими часами, но они оказались непригодными для таких условий. Их микросхемы не выдерживали нагрузок невесомости, — отмечает Виталий Бузоверя. — А вот механические хронографы работали безупречно».

Время вышло?

«Сегодня может показаться, что эра специализированных механических часов прошла. Но для работы в экстремальных условиях они по-прежнему незаменимы. Электроника может подвести, а механика работает всегда», — отмечает Виталий Бузоверя. Подтверждением его слов служит возрождение легендарной модели «Ракета Полярные» Петродворцовым часовым заводом. Сейчас эти часы проходят испытания на антарктической станции «Восток» при температурах до -89,2°C, доказывая, что традиции производства специализированных часов продолжают жить и в современных разработках.

Об эксперте

YiZLv.jpg

Виталий Бузоверя родился в 1974 году в семье инженера-атомщика. Его отец почти 30 лет работал на Петродворцовом часовом заводе «Ракета», где прошел путь от токаря до часового мастера. Любовь к часовому делу и истории Виталий Бузоверя унаследовал от обоих родителей. Отец брал его с собой в заводские цеха, а мать, преподаватель истории, привила любовь к антиквариату и научила находить ценные вещи на блошиных рынках Ленинграда.

Окончив исторический факультет ЛГУ, Виталий Бузоверя работал в музее Анны Ахматовой, проводил экскурсии, управлял антикварными магазинами. Сегодня в его коллекции более 150 советских часов, он консультирует частных коллекционеров, занимается ремонтом редких хронометров. Интересуется советской культурой и ведет блог об истории отечественного часового дела и интересных экспонатах из своей коллекции. Виталий Бузоверя живет между Петербургом и Москвой, регулярно проводит лекции и готовит образовательные программы для начинающих коллекционеров.

Главные новости за день в нашем паблике ВКонтакте

Перейти во ВКонтакте

Другие статьи по темам

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Опасная погода в Туле: ГИБДД просит неопытных водителей не садиться сегодня за руль
Опасная погода в Туле: ГИБДД просит неопытных водителей не садиться сегодня за руль
«Всё равно меня пустишь!»: туляк на Audi решил, что ему все обязаны
«Всё равно меня пустишь!»: туляк на Audi решил, что ему все обязаны

Только главные новости!

Получай уведомления от Myslo.ru о самых важных событиях.